Мифические и фантастические существа в литературе
Феи: путь от коварства к Тинкер Бел
Определения и роли фей очень отличаются в фольклоре разных народов и меняются с течением времени в литературе. Узнаем источники сюжетов с феями и обсудим некоторые из них.
Феи — существа капризные, они ускользают от определений. Давайте все же попробуем проследить за ними в литературе.
🧚♂️ Феями называют то могущественных волшебниц, то хозяек фантастических царств, то крошечных полулюдей-полумотыльков. Объединяет разные образы их двойственность: это существа на пороге между человеческим и потусторонним, часто — духи или представители волшебных миров, только внешне похожие на людей.
🇬🇧🇫🇷 Фей много в английских и французских сказках, а вот братья Гримм из своего сборника немецких сказок фей выселили: они заподозрили, что персонажи недостаточно немецкие. В русском языке феями называют скорее персонажей из литературных сказок, уже упрощенных и безобидных. Но их ближайшие прототипы — fae, fair folk, заимствованные британской литературой из кельтского фольклора, существа коварные и независимые. Они могут помогать или мешать людям, но им никогда нельзя доверять.
✨ В народных сказках они похищают человеческих детей, подменяя их своими, а взрослых иногда соблазняют, иногда преследуют, а чаще всего делают объектами игр и злых шуток. Среди похищенных феями — легендарный шотландский бард Томас Лермонт, герой баллады о Томасе Рифмаче: феи наделили его пророческим даром (Лермонтову нравилось считать Томаса своим предком).
👇 Как с такой генеалогией получились крестная Золушки и фея Динь-Динь?
💫 Феи в литературных сказках постепенно теряли свои опасные свойства — с этой ролью хорошо справлялись ведьмы и колдуньи. Феи заняли другую нишу: их магия должна вызывать умиление и тихую радость. В викторианской литературе закрепился образ воздушной проказницы, порхающей над цветами.
🌸 К началу 20 века такие феи стали частью мифологии детства как рая: они общаются с детьми и сами инфантильны. Кроме феи Динь-Динь (Тинкер Белл) из «Питера Пэна» Джеймса Барри, яркий пример — «Сказки Голубой феи» Лидии Чарской. Серию нежных и сентиментальных сказок рассказывает «фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника» — выглядит она как «веселая крошечная голубая девочка», у нее «серебристые крылышки за спиною и кудри, легкие, как пух».
💥 В начале 20 века миф неожиданно ворвался в реальность. Две девочки из английской деревни Коттингли, 16-летняя Элси Райт и 10-летняя Фрэнсис Гриффитс, сделали в 1917 году серию фотографий с маленькими крылатыми девами — их даже опубликовали в газетах. Мистификация с «Феями из Коттингли» осталась бы курьезом, если бы в нее не поверили некоторые взрослые — в том числе Артур Конан Дойл.
🎩 Создатель Шерлока Холмса увлекался спиритизмом и твердо поверил, что на фотографиях воплотились явления из мира духов. К сожалению детектива о феях он не написал — только статьи и письма, в которых отстаивал право верить в чудеса.
Вспомним еще одну оригинальную авторскую фею — ее создал Гофман, мастер трансформировать волшебные сюжеты. Давайте вместе с ним узнаем, что будет, если феи попытаются адаптироваться к человеческой жизни.
📕 В иронической повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» отношения между феями и людьми сильно изменились с мифологических времен. В начале сказки излагается недавняя история одного маленького европейского княжества. На время в нем удалось установить на редкость симпатичную утопию.
👑 Добрый князь Деметрий правил так, что его правления не замечали. Мягкий климат и свобода привлекли в княжество иммигрантов из разных стран. Среди них оказались и феи, перебравшиеся сюда из сказочного Джиннистана.
⚫️ Все шло прекрасно, пока Деметрий не умер и его наследник не решил «ввести Просвещение». В пародийном толковании Гофмана это значит рассудочность, прагматизм и тотальный контроль.
🦄 Чудеса с Просвещением не совмещаются: все иррациональное велено искоренить. Фей депортируют на родину, имущество конфискуют, крылатым коням отрубают крылья, сказочные рощи вырубают. Несколько фей заставили остаться и жить обычной человеческой жизнью, чтобы люди стали их воспринимать по-бытовому.
🎀 Одна из них — прекрасная фея Розабельверде. Ей приходится сменить имя на немецкое Розеншен и отправиться в приют для благородных девиц.
✨ Укрощение волшебства ни к чему хорошему не ведет. В сюжете повести просвещенное княжество оказывается беззащитно перед играми чародеев. Добрая фея не слишком удачно проявляет свою доброту: пожалев маленького уродливого Цахеса, она дарит ему способность очаровывать всех окружающих.
🧙♂️ Талант она подарила коварный: Цахес может только присваивать чужие достижения, а на самом деле остается неприятным и нелепым существом. К нормальному порядку вещей вернуться удастся только при участии мага с шекспировским именем Проспер. Судьба княжества в итоге решается через ссору и примирение феи и чародея.
✍️ Эту сказку Гофмана принято читать как сатиру: самозванец Цахес добивается славы и власти, а романтический поэт, который видит его подлинную природу, страдает от несправедливости. История с феями добавляет и другую тему: чудеса бывают опасны, но еще опаснее пытаться игнорировать чудесное.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Отгадка на предыдущее задание: Саламандра
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день