Мифические и фантастические существа в литературе
Мелкие существа: от домовых до гоблинов
В волшебных сюжетах часто участвуют мелкие существа, примиряющие бытовое с чудесным. Увидим, как в мифологии многих народов нашлось место маленьким домашним богам или другим магическим созданиям.
Начнем с домовых.
✨ Европейская литература унаследовала из римской мифологии образы богов домашнего очага. Лары — обычно хранители семейного пространства: дома и усадьбы. Хотя у римлян были и лары, отвечавшие за общественные места — дороги, морские пути и целые города. Пенаты заботятся об имуществе и семейных трапезах.
📚 Лары и пенаты вернулись в литературное воображение в 18 веке.Эстетика сентиментализма выдвинула на первый план красоту частной, домашней жизни, маленькое уютное счастье. Пенатами или «ларами или пенатами» стали называть и символических хранителей дома, и сам родной дом и личное имущество — в этом значении впервые о ларах и пенатах начал писать Хорас Уолпол (1717–1797), отец готического романа.
📖 В русской поэзии «золотого века» домашние боги встречаются на каждом шагу. Лучший образец — стихотворение Константина Батюшкова «Мои пенаты» (1811–1812) Батюшков рифмует «пенаты» и «хаты»: римские боги у него покровительствуют скромному жилищу поэта.
📯 В стихотворении появятся и более возвышенные мифологические персонажи — гении, музы, хариты, но поклоняется и приносит сентиментальные жертвы («слезы умиленья» и «сердца тихий жар») поэт только маленьким божествам. Они должны защитить тихую жизнь, спрятать от зависти счастье и покой.
🏴 Домашние духи шотландской мифологии — брауни — тоже попали в литературные сюжеты. Они не только хранители, но и помощники в мелких домашних делах. Брауни, как большинство существ в кельтских легендах, любят проказничать и разыгрывать людей, а могут и разозлиться или обидеться.
✍️ В рассказе шотландского писателя начала 19 века Джеймса Хогга «Брауни из Блэк Хэггс» в загадочном слуге Меродаке подозревают брауни. Этот странный персонаж — прообраз Хитклифа в «Грозовом перевале» Эмили Бронте.
👤 Роберт Льюис Стивенсон в эссе «Глава о снах» приписывает брауни новую роль. Брауни помогают писателю придумывать фантастические сюжеты: видимо, Стивенсон чувствовал, что музы и гении не могли бы придумать доктора Джекила и мистера Хайда.
💫 Русские домовые — персонажи того же порядка. В восточнославянской мифологии они связаны с культом умерших предков. В русской поэзии они ближе к ларам и пенатам.
🏠 В пушкинском стихотворении «Домовому» домашний дух создает идиллический мир: «поместья мирного незримый покровитель» должен хранить счастливый домик, лес и «малый сад». А «Словоохотливый домовой» Александра Грина — редкий случай, когда домовой — рассказчик. Трогательная и печальная история звучит менее банально, потому что дана с «нечеловеческой» точки зрения.
Вредные мелкие монстры — обязательная составляющая мифологических образов мира. Гоблины, кобольды, импы, бесенята — гротескные двойники фей. У них нет постоянных признаков, их рисуют и описывают исходя из собственной фантазии. Давайте найдем, в какой литературе они появляются.
👹 В современной системе фантастики преобладают гоблины, за которыми закрепились определенные свойства: они небольшие, уродливые и агрессивные. Их отцом, как и для большинства других фэнтези-стереотипов, можно назвать Толкина.
📕 Однако в английской литературе яркая интерпретация сюжета с гоблинами возникла гораздо раньше «Хоббита», и ее влияние до сих пор заметно. Это поэма замечательной английской поэтессы 19 века Кристины Россетти «Базар гоблинов» (Goblin Market, 1862).
🖋 В первом русском переводе поэма называлась «Базар гномов» — гоблины русским читателям не были знакомы.
👭 Основа сюжета у Россетти близка к назидательным викторианским сказкам. Две сестры, Лиззи и Лаура, встречают гоблинов-торговцев фруктами. Лаура поддается соблазну и отдает за опасный товар свой локон. Она чуть не умирает, но ее спасает сестра. Необычны в поэме красочные детали в описании и «запретного плода», и противных магических тварей.
😈 Гоблины — хаотическая толпа, у них нет имен и лиц. Непонятно, где расположен их «базар»: стоит поддаться любопытству, и он окружает со всех сторон. Гоблины Россетти сродни гоголевским чертям — только опаснее. С ними нельзя договориться, их нельзя обмануть.
✍️ У Россетти свой способ описывать фантастических персонажей — через динамику, мелькание картинок, по отдельности обыкновенных, а вместе непонятных и неуловимых. Например, так это звучит в интересном переводе детской писательницы Маши Лукашкиной:
…Кто-то, присвистнув, дал стрекача.
Кто-то запрыгал вокруг, хохоча.
Кто-то рогатый ногами затопал.
Кто-то носатый в ладоши захлопал.
Кто-то, как кошка, принялся щуриться.
Кто-то взлетел, закудахтав, как курица.
Кто-то сморкался, пыхтел и плевался.
Кто-то шипел и змеей извивался...
🎵 Неудивительно, что из викторианских гоблинов получилась джазовая композиция. Давайте послушаем!
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Ответ на задание: Марья Лебедь Белая
Что почитать о волшебных существах, бестиариях и мифологических персонажах 👇
🔹 Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. Сборник статей. 2012
🔸 Волшебные существа: Энциклопедия. Серия Азбука-классика». 2008
🔹 Иванова-Казас О. М. Мифологическая зоология. 2004.
🔸 Мифологический словарь под ред. Е. М. Мелетинского. 1990
🔹 Средневековый бестиарий. 1984.
🔸 Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. 1998
🔹 Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. 2005.
🔸 Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог: Зоологическая мистерия. 2001
🌐 Новый бестиарий
В этом уроке мы познакомились с множеством волшебных и фантастических существ в литературе: драконами и гоблинами, феями и русалками и даже поговорили о самом Санта-Клаусе.
Давайте вспомним главное и подведем итоги 👇
🦅 Мы узнали про средневековые бестиарии, которые описывали и волшебных, и реальных животных. Часто бестиарии были религиозно-назидательными. Пример модернистского бестиария — цикл французского поэта Гийома Аполлинера «Бестиарий, или кортеж Орфея».
📙 Еще один бестиарий, «Книга вымышленных существ» Хорхе Луиса Борхеса, построен как словарь, но существам не дается точное наукообразное описание. Статьи словаря имитируют первые части записей бестиария: рассказ об облике и поведении.
🐲 Мы поговорили о драконах, которые бывают крылатыми и бескрылыми, одни изрыгают огонь, другие — нет. Они есть в «Илиаде» Гомера, в англосаксонском эпосе «Беовульф», в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, в «Хоббите» Толкина, и конечно, в «Как убили дракона» Дино Буццатти.
🔮 Мы поговорили о магах, волшебниках и колдунах и узнали, что маг в роли мудрого учителя восходит к Мерлину — главному чародею в легендах о короле Артуре. Мерлин как литературный персонаж интересен тем, что может играть разные роли: в одних текстах он только эпизодический помощник, а в других — главный герой.
✨ Из столкновения представлений о природе чудесного рождается и один из самых глубоких и сложных персонажей мировой литературы — Фауст («Фауст» Гете, «Доктор Фауст» Кристофера). А шекспировский маг Просперо проделывает путь, обратный традиционным сюжетам, в том числе фаустовскому: он движется от сверхчеловеческого к человеческому, от силы к слабости, от власти к подчинению и от режиссера к актеру.
🌱 Мы познакомились с Цирцеей, которая занимается волшебными растениями, зельями и ядами. Роман 2018 года американской писательницы Мадлен Миллер «Цирцея» реконструирует из обрывочных сюжетов мифов и эпоса полную «биографию» чародейки.
🎅🏼 Мы поговорили о рождественском Санта-Клаусе и узнали, что это святой Николай, которого в викторианской Англии приспособили к раздаче подарков и милым семейным торжествам. Также узнали, что образ Деда Мороза впервые появляется в сборнике Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» и нашли литературного двойника Снегурочки в одноименной пьесе Островского.
🧚♀️ Мы обсудили, какие феи есть в литературе: их двойственность держит их между человеческим и потусторонним, часто феи — духи или представители волшебных миров, только внешне похожие на людей.
🧜♀️ А самыми продуктивными для литературных сюжетов оказались мифы о морских и речных девах-химерах — сиренах, русалках, ундинах. Сирены появились еще в древнегреческих мифах: полуженщины-полуптицы с прекрасными голосами своим пением зачаровывали проплывающих моряков и убивали их.
🏠 Мы узнали ближе домовых, брауни, гоблинов. Европейская литература унаследовала из римской мифологии образы богов домашнего очага. Лары — хранители семейного пространства, домов и усадеб, а пенаты заботятся об имуществе и семейных трапезах.
📖 В русской литературе о пенатах можно узнать из стихотворения Константина Батюшкова «Мои пенаты». А в рассказе Александра Грина «Словоохотливый домовой» домовой — рассказчик, и история интересна тем, что дана с «нечеловеческой» точки зрения.
👹 В современной фантастике больше преобладают небольшие, уродливые и агрессивные гоблины, и отцом этих стереотипов можно назвать Толкина. Однако в английской литературе яркая интерпретация сюжета с гоблинами возникла гораздо раньше «Хоббита» — в поэме Кристины Россетти «Базар гоблинов».
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день