angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мифические и фантастические существа в литературе

Русалки: от сирен до Ариэль

Водную стихию мифология населила разными созданиями. Для литературных сюжетов самыми продуктивными оказались мифы о морских и речных девах-химерах — сиренах, русалках, ундинах. Узнаем истории их происхождения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Давайте узнаем подробнее о сиренах 👇

⛵️ Сирены появились в древнегреческих мифах. Это полуженщины-полуптицы с прекрасными голосами: своим пением они зачаровывают проплывающих моряков и убивают их.

🌊 Античные сирены — это не тип существ, а несколько уникальных богинь: у Гомера их всего две, в других источниках — до восьми. В древних сюжетах сирены ближе к богам и монстрам, чем к людям.

Есть предположения, что райские птицы с девичьими головами в древнерусском искусстве — Сирин, Алконост и Гамаюн — тоже восходят к сиренам.

🦢 Слово «сирена» закрепилось в европейских языках как обозначение соблазнительницы — но сирен часто путают с русалками и изображают полурыбами, а не полуптицами.

📗 Теккерей в «Ярмарке тщеславия» сравнивает героиню романа с «сиреной»: за пением и улыбками — «мерзкий хвост чудовища». (Сюжетно Бекки Шарп скорее Цирцея, чем сирена или русалка, но автору нужно было противопоставление поверхности и глубины.)

🧜‍♀️ Русалки (ундины в германском и скандинавском фольклоре, mermaids в английском) — более поздние персонажи европейских легенд и суеверий. Их описывают как девушек с нижней половиной тела, как у рыб, но встречаются и русалки с человеческими телами.

🧜🏻‍♂️ Есть и аналогичные существа мужского пола: Тритон в греческих мифах, ихтиокентавры в византийских, mermen, то есть русалки-мужчины в фольклоре Британских островов — в литературе они встречаются очень редко.

💕 В западноевропейском фольклоре ундины похожи на сирен: они тоже заманивают своим пением. Есть легенды, в которых ундины соблазняют мужчин: если ундина родит ребенка от человека, то получит бессмертную душу. Русалочьи мифы часто связаны с конкретными реками или озерами.

📖 В русской литературе самый заметный след оставили русалки из украинского и белорусского фольклора. Они не химеры, а люди — девушки, умершие «неправильной смертью»: самоубийцы, умершие без покаяния, колдуньи. Людей они могут затягивать в воду, но не поют и не соблазняют мужчин.

✍️ Гоголь в «Майской ночи» и Пушкин в «Русалке» смешивают славянские сюжеты (русалка-покойница) с западными (русалка связана с любовной историей).

Литературную жизнь русалкам дали романтики. Мода на русалочьи сюжеты началась с одной книги, которую сейчас редко вспоминают — сказочной повести немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке «Ундина» (1811).

📖 Фантастическая подоплека раскрывается не сразу. Рыцарь попадает в дом доброго старого рыбака. Приемная дочь рыбака — Ундина — веселая, но загадочная девушка (хвоста у нее нет): рыцарь в нее влюбляется, хотя все время чувствует тревогу. После венчания Ундина сообщает ему, что она дух воды и искала человеческой любви, чтобы обрести душу.

💧 Добром это не закончится: в самом конце Ундина превращается в ручей, о котором местные жители и рассказывают эту сказку.

📘 «Русалочка» Андерсена — это пересказ «Ундины» Фуке, в котором акцент перенесен с героя на героиню и развернута ее предыстория.

📝 В России в 1830-е был популярен стихотворный перевод «Ундины» Василия Жуковского. В нем прекрасно передана атмосфера таинственности и подозрений: рыцарь с самого начала чувствует, что Ундина от него ускользает, она кажется ему призраком или грезой.

📕 «Ундиной» называет Печорин в «Героев нашего времени» Лермонтова девушку-контрабандистку — это тоже отсылка к Фуке и Жуковскому. Лермонтовская «ундина» не волшебное существо: русалочий образ складывается из распущенных волос, пения, «магнетических» глаз, ускользающих жестов.

🧜‍♀️ Другая знаменитая романтическая русалка тоже немецкого происхождения — Лорелей. В литературу она пришла из локальных легенд. Лорелей — это высокая скала на берегу Рейна. В местном фольклоре был сюжет о том, что возле скалы можно услышать девичье пение.

👥 Героиня легенд стал известна благодаря двум поэтам — Клеменсу Брентано и Генриху Гейне. Брентано записывал немецкие народные песни и часто использовал их в собственных стихах.

📖 В его стихотворении Лорелей — девушка, чья красота сводила с ума всех мужчин. Ее считают колдуньей, но она сама страдает от неразделенной любви. Лорелей в отчаянии бросается со скалы в Рейн — поэту слышен ее голос.

🖋 В балладе Гейне «Лорелей» героиня больше похожа на сирену (в переводе Александра Блока, которому особенно близок этот образ):

Над страшной высотою
Девушка дивной красы
Одеждой горит золотою,
Играет златом косы.

Златым убирает гребнем.
И песню поет она:
В ее чудесном пенье
Тревога затаена.

🎵 Лорелей губит проплывающих рыбаков, но у Гейне не сказано, что она затягивает их в воду или убивает: гибнут они словно от невыносимой красоты самой музыки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте узнаем еще об одном морском существе — Мелюзине. Кто она и чем отличается от русалки?

👩‍🦰 Мелюзина — персонаж европейской мифологии, похожий на сирен и русалок, но со своим особенным сюжетом. Часто ее изображают как наполовину женщину, наполовину рыбу (как русалки) или змею. Но в популярной версии сюжета у нее есть крылья и два змеиных хвоста — она напоминает уже дракона.

Легенды о Мелюзине распространены на севере и западе Франции, и во французской культуре она занимает необычное место: с 14 века реальный аристократический род Лузиньянов причисляет ее к своим предкам.

💦 Как и русалки, Мелюзина связана с водой — но может жить вне рек и морей. Основной сюжет о Мелюзине нам знаком по сказочным вариациям. Мелюзина, дочь феи и шотландского короля, выходит замуж за знатного рыцаря, но берет с него клятву: он никогда не должен видеть, как она принимает ванну. Муж неизбежно клятву нарушает, и Мелюзина принимает свое фантастическое обличье и покидает его — драконьи крылья тут кстати.

📕 В средневековой литературе история закрепилась в рыцарском романе Жана д'Арраса (1392–1394) и его немецких и английских пересказах. В нем подробно рассказывается о происхождении Мелюзины, она включается в цикл артуровских легенд (Мелюзина выросла на легендарном острове Авалон).

❤️ Самое интересное — в этом романе Мелюзина прощает мужа, нарушившего обещание. Превращается в дракона и улетает она, обидевшись на то, что уже позже он в момент раздражения при всех назвал ее «змеей». Своенравная женщина-дракон далека от романтических тоскующих русалок. Новое воплощение Мелюзина нашла в современной литературе.

📙 Мелюзина играет важную роль в романе «Обладать» Антонии Сьюзен Байетт (1990, роман получил Букеровскую премию). Байетт — британская писательница, для которой характерны сложные и необычные интерпретации традиционных мотивов.

🔀 В сюжете «Обладать» переплетаются две линии: в наше время пара литературоведов распутывает темную историю из биографии придуманного автором великого викторианского поэта Рэндолфа Эша (Падуба в русском переводе: в тексте много древесной и растительной символики).

🕶 Расследование ведет к еще одной вымышленной викторианской фигуре — поэтессе Кристабель Ла Мотт: тайная связь двух великих поэтов станет скандальной новостью для литературного мира. Байетт создает и переписку Падуба и Ла Мотт, и их стихи и дневники. Кристабель (ее фамилия — уже намек на автора «Ундины») пишет эпическую поэму «Фея Мелюзина» и после этого исчезает из литературы — перестает писать, ведет отшельническую жизнь.

✍️ Она сама ассоциирует себя с Мелюзиной, но в тексте романа много и более тонких отсылок к мифу: ускользающие женские образы, вода, двойственность, трагическая обреченность в любви. Мод, исследовательница творчества Кристабель, тоже отчасти двойник и викторианской поэтессы, и средневековой русалки — но в «современной» части романа Байетт все же можно увидеть выход из мифологического цикла.

❔ Этого персонажа, скорее всего, многие узнают.

Ваши предположения и догадки о том, кто это и в каких книгах встречается героиня?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;