Минимализм
Джон Кейдж: биография и работы
В этой части обсудим композитора Джона Кейджа, его музыкальный путь и в чем суть произведения «4'33"».
👨👩👦 Кейдж родился 5 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе. Отец Кейджа был изобретателем, одно из его изобретений — дизельная субмарина, которая при работе не выпускает выхлопных газов. Мать будущего композитора работала журналистом в газете «Лос-Анджелес Таймс».
🎶 Музыкой Кейдж начал заниматься в детстве, первые уроки брал у частных преподавателей. С четвертого класса школы Кейдж стал учиться игре на фортепиано, но больше, чем музыка, его привлекала литература. Он захотел стать писателем и в 1928 году поступил колледж, который покинул через два года, решив, что обучение бесполезно.
🛳 Кейдж решает поехать в Европу и там пробовать себя в различных видах искусства. Сначала он изучал архитектуру, потом принялся за живопись, поэзию и музыку. Именно в Европе Кейдж познакомился с музыкой современных композиторов — Стравинского, Хиндемита, а также с музыкой Баха, которую ранее не слышал.
🎓 В 1931 году Кейдж вернулся в Америку и сначала зарабатывал на жизнь частными лекциями по современному искусству. К 1933 году он решил окончательно сосредоточиться на музыке и послал несколько своих композиций Генри Коуэллу, пианисту и композитору. Коуэлл посоветовал Кейджу учиться у Шёнберга, но сначала взять несколько уроков у Адольфа Вайса, бывшего ученика Шёнберга.
🗽 Кейдж переехал в Нью-Йорк, где брал уроки у Вайса и у Коуэлла в Новой Школе. Спустя несколько месяцев Кейдж стал весьма хорош в сочинении, чтобы учиться у Шёнберга, но у него не было достаточно денег, чтобы оплатить обучение. Тогда австрийский композитор спросил Кейджа, готов ли он посвятить музыке всю жизнь. После утвердительного ответа Кейджа Шёнберг стал учить его бесплатно.
❤️ В 1935 году Кейдж женился на художнице Ксении Кашеваровой, брак с которой продлился 10 лет. Одним из поворотных моментов жизни стал его переезд в Сиэтл и работа с хореографом Бонни Бёрд в Корнишском колледже искусств (Cornish College of the Arts). Там он приобрел много друзей, среди которых — художник Марк Тоби и хореограф Мерс Каннингем, будущий партнер композитора в жизни и творчестве.
💫 В 1942 году Кейдж снова переезжает в Нью-Йорк, где знакомится со многими важными художниками того времени — Питом Мондрианом, Андре Бретоном, Джексоном Поллоком, Марселем Дюшаном. Но 1940-е — сложное время для композитора. Его произведения не принимает публика, а сам он не понимает музыку своих коллег. В это время он увлекается индийской музыкой и концепцией дзен-буддизма, что находит отражение в его работах «Сонаты и интерлюдии», «Струнный квартет в четырех частях».
🎹 В 1938 году Кейдж изобрел подготовленное фортепиано — в нем под струны подложены разные предметы. В результате рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных. В начале 1950-х он стал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом манипуляции с игральными костями, картами и И-цзин, «Книгой перемен» — древней китайской книгой для гадания.
💃 Начиная с 1940-х Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией: музыка и танец разворачиваются одновременно, сохраняя свою собственную форму. Большинство композиций были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой Мерса Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем.
⭐️ В 1952 году вышли три наиболее известные композиции Кейджа. Среди них — пьеса «4'33"», «Воображаемый ландшафт № 4» для 12 радиоприемников и «Театральная пьеса № 1» при участии художника Роберта Раушенберга и хореографа Мерса Каннингема ставшая прототипом жанра «хэппенинг».
1, 2. Джон Кейдж
1. Джон Кейдж и Мерс Каннингем
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Обсудим метод Кейджа — подготовленное фортепиано, и его самую известную работу «4'33"».
🎹 Подготовленное фортепиано — это фортепиано, в струны которого помещены разные объекты. Это могут быть болты, винтики, стирательные резинки, вилки, ложки, куски бумаги. Таким образом каждая из клавиш при нажатии издает не привычный звук, а видоизмененный. Для каждого произведения есть определенные схемы, как именно помещать эти объекты.
💫 Подготовленное фортепиано относится к расширенным техникам игры на фортепиано. Одним из первопроходцев был композитор Генри Кауэлл, его расширенные техники как раз вдохновили Кейджа. В целом, расширенные техники — это все, что можно делать с фортепиано помимо того, чтобы привычно играть — стучать, поглаживать, подцеплять струны пальцами.
💃 Впервые этот метод Кейдж использовал в произведении «Вакханалии» (Bacchanale), которое он написал для танцовщицы Сибиллы Форд. Применить метод пришлось из чистой необходимости — в зале, где предполагалось исполнение, не было места для ударных, но достаточно для рояля. Тогда Кейдж превратил рояль в то, что производит звук ударных инструментов. Сама идея была принята довольно холодно, композитора критиковали за то, что он деконструировал фортепиано.
→ Джон Кейдж. «Вакханалии»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
🎼 «Сонаты и интерлюдии» 1946–48 годов — одно из первых больших достижений Кейджа. Это цикл из 20 произведений, куда входят 16 сонат и 4 произведения в свободной форме. 13 сонат написаны в двухчастной форме, остальные — в трехчастной. Этот цикл появился после знакомства Кейджа с индийской философией, через Ананду Кумарасвами.
☸️ Эти сонаты были призваны отобразить восемь рас. Раса — это категория индийской эстетики, чувственное и эмоциональное переживание, которое способен испытать искушенный в искусствах человек. С санскрита раса переводится как вкус, и это нематериальная вещь, но создается через материальное, с помощью правильных сочетаний разных элементов.
🔢 Место мелодических линий занимают структуры, которые в каждой сонате выражаются последовательностью натуральных чисел. Из 88 нот фортепиано были изменены 45. Несмотря на то, что была инструкция, как именно размещать объекты в рояле, сам Кейдж говорил, что в принципе исполнитель может поступать так, как ему заблагорассудится.
→ Джон Кейдж. «Сонаты и интерлюдии»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 3 минуты
⏳ «4'33"» — самое известное произведение Кейджа, которое не имеет в себе никаких звуков. Название отражает, что в нем 4 минуты 33 секунды. Это трехчастная композиция, первая часть — 30 секунд, вторая — 2 минуты 23 секунды, третья — 1 минуту 40 секунд.
🌀 Это произведение — чистое выражение концептуального инженерного подхода к искусству. Кейдж создал его в 1952 году, когда увлекся дзен-буддизмом. Основная практика там — медитация как способ достижения внутренней тишины. Идея тишины как элемента произведения стара как сама музыка. Если мы возьмем паузы между звуками, то наполненность пауз — важный элемент в трактовке произведения, как хорошее туше или беглость пальцев.
🔇 «4'33"» можно исполнить на любом инструменте, в любом составе — хоть хор, хоть симфонический оркестр. Здесь мы находимся в ситуации концерта, когда слушаем музыку, а музыки нет, и мы сосредотачиваемся на звуках окружающей среды, которые каждый раз разные, или погружаемся в тишину.
→ Джон Кейдж. «4'33"»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день