Минимализм
Опера Гласса «Эхнатон»
В этой части завершим обсуждение оперного цикла Гласса и познакомимся с оперой «Эхнатон».
Опера Гласса «Эхнатон» — заключительная часть «портретной» трилогии. Сам композитор называл ее кульминацией. Сначала поговорим о главном герое оперы — египетском фараоне Эхнатоне.
👑 Эхнатон — это фараон 14 века до нашей эры, который первым в мировой истории попытался ввести единобожие. В начале его правления Египет был на вершине могущества. Зачем Эхнатону понадобилось рушить сложившуюся культовую систему и делать нового верховного бога из малоизвестного Атона, который в египетской мифологии был одной из форм бога Ра, не совсем понятно.
🙏 Эхнатон проводил преобразования постепенно — хотя он возвышал культ Атона, но совсем отказываться от поклонения другим божествам сначала он не планировал. Со стратегической точки зрения такой выбор, возможно, был правильным. Если бы он выбрал кого-то из более известных и популярных богов, он бы получил большое количество сторонников из жречества и тех, кто этому богу поклоняется, но приобрел бы и множество врагов. Но своим решением он сделал врагами всех.
🔃 На пятом году своего правления фараон принял два решения. Он сменил имя: если раньше его звали Аменхотеп («Амон доволен»), то теперь его имя — Эхнатон («Полезный для Атона»). Также он перенес столицу из Фив на север и назвал ее Ахетатон, то есть «Горизонт Атона». Кто и как пошел за ним в новую столицу, каким образом увеличивалось ее население, точно неизвестно. Скорее всего, важную роль играли и щедрые подарки, и то очарование, которое имеют люди, искренне преданные какой-либо идее.
🛕 В новой столице Эхнатон построил главный храм Атона — «Дом Атона». А позже фараон объявил Ахетатон местом, которое не принадлежит ни богам, ни людям, местом, которое солнце избрало само для себя. В это время создавалось очень интересное искусство, появилось много светских тем, изменился язык. На новоегипетском написан гимн Атону. Хотя он не уникален для древнеегипетской литературы и составлен по образцу других гимнов, по смыслу это была революция. Атона провозгласили не просто верховным, а единственным богом, а культы других богов запретили. Эхнатон приказал уничтожать их имена и изображения, особенно ему были нелюбимы те, которых почитали в Фивах.
🌞 В честь Атона возводили храмы, появилось новое жречество. У значительной части египтян это вызывало негодование, но судя по всему, никаких бунтов и значительных выступлений не было. Однако после смерти Эхнатона память о нем попытались стереть. Из-за этого информации о последних годах его правления не так много. Любое возвышение новой элиты без уничтожения старой, если правитель правит недостаточно долго и не успевает выстроить полностью новую систему, ведет к возврату на старые рельсы. Часто внутренние преобразования плохо влияют на внешнюю политику: если правитель одержим религиозной идеей и занимается только ей, то остальное ускользает от его внимания.
🤨 Эхнатону не удалось создать прочный культ по двум причинам. Сам Эхнатон был пламенно убежден в своей идее, но ему недоставало управленческого интеллекта, чтобы сделать эту идею устойчивой. А сам культ был достаточно абстрактным — поклоняться солнцу. Тогда для большинства простых египтян, которые привыкли служить определенным богам, это было непонятно.
❌ После смерти Эхнатона его династия прервалась. Через ряд политических потрясений к власти пришла новая династия. Хотя результат деятельности Эхнатона был довольно печальный, сама его идея осталась памятником человеческой мысли, которая смогла появиться даже в такой жесткой и консервативной структуре как Древний Египет.
1. Фрагмент статуи Эхнатона
1. Эхнатон с семьей совершают подношения Атону
1. Руины храма Атона в Ахетатоне
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В личности Эхнатона Гласса привлекла сильная увлеченность идеей. Хотя ее реализация провалилась, но она была очень поэтичной.
📜 Либретто оперы писал Гласс в сотрудничестве с несколькими либреттистами. Часть текста звучит на древнеегипетском, комментарии даны на английском или немецком языках. Египетские тексты взяли из поэмы Эхнатона, из Книги Мертвых — сборника текстов, которые клали в гробницу к умершим, чтобы помочь преодолеть трудности загробного мира. Также туда входят отрывки из указов и писем времени правления Эхнатона. Остальные части написаны на иврите, потому что второй пример монотеизма в истории — иудаизм. Гимн Эхнатона Солнцу поют на языке публики.
🎤 Партию Эхнатона исполняет контратенор. Оркестр в опере звучит мрачно и сурово, что хорошо рифмуется с суровостью Древнего Египта. Это достигается за счет того, что из оркестра убрали скрипки, и из струнных здесь — только альты, виолончели и контрабасы.
🎶 Всего в опере три действия. Первый акт — это первый год правления Эхнатона в Фивах. Во вступлении мы слышим похоронные тексты из пирамид. Само вступление написано в форме пассакалии, то есть провожальной песни. Сначала у нее не было загробных и похоронных коннотаций, такой песней просто провожали отъезд дорогих гостей. Но позднее пассакалия стала ассоциироваться с похоронами.
⚰️ Первая сцена — похороны отца Эхнатона, где звучит похоронный гимн на египетском языке. Звучание языка реконструировано, как говорили древние египтяне, мы не знаем точно. Музыка представляет собой похоронный марш. Далее следует сцена коронации, которая написана в миноре несмотря на то, что это торжественное событие. Во всей опере есть отражение ритуальности. Если в «Эйнштейне на пляже» ритуальность рождалась из структуры, то здесь мы становимся свидетелями самого настоящего ритуала, только видоизмененного.
🎙 Третья сцена называется «Окно явлений», потому что Эхнатон находится у того окна дворца, где выступает. Это первая сцена, где Эхнатон поет, и она производит эффект неожиданности. Даже если заранее знаешь, что Эхнатон — это контратенор, необычно слышать, что мужчина поет почти женским голосом.
🛕 Второй акт охватывает период с 5-го по 15-й год в Фивах и Ахетатоне. Первая сцена происходит в храме, где верховный жрец и священники поют гимн Амону, верховному богу старого Египта. Напряжение нарастает, Эхнатон вместе с царицей Тией, его матерью, атакуют храм. Здесь нет слов, но они и не нужны, потому что сцена антиритуальна. Бессловесное пение в честь Амона подчеркивает вшитую в сюжет бессмысленность старого бога. Потом крыша храма исчезает и в храм врывается солнце, то есть свет нового бога.
❤️ Вторая сцена посвящена Эхнатону и Нефертити, это любовная тема. Здесь одно и то же молитвенное стихотворение сначала обращается к богу солнца, потом звучит как обращение Эхнатона к Нефертити. Далее они поют любовный дуэт.
💃 Третья сцена называется «Город — танцы». Рассказчик читает текст, взятый с камней ворот новой столицы Ахетатона. Текст описывает строительство города с большими пространствами, которые наполнены светом. То есть красота этого решения Эхнатона здесь отражена очень хорошо. Свет, который мы видим — это проявление единого бога. Когда рассказ о строительстве города завершается, начинается танец. Музыка, сопровождающая рассказ, была довольно суровой, почти ритуальной, а танец, наоборот, светел и беззаботен.
🙏 Четвертая сцена — это гимн Атону, который воспевает солнце. Затем хор поет 104-й псалом из книги Псалтырь на древнееврейском. Псалом начинается с фразы «Благослови, душа моя, Господа» — это хвала Господу как творцу мира. Здесь описывается природа, есть аллюзии на дни сотворения, и по смыслу псалом имеет связь с гимном Эхнатона.
Завершим разбор оперы, узнаем историю ее постановок и послушаем само произведение.
👨👩👦 Акт третий — это 17-й год и настоящее время. Этот год стал последним годом правления Эхнатона. Первая сцена посвящена семье и начинается с любовной темы. Эхнатон и Нефертити окружены детьми, довольны пространством семьи и не обращают внимания, что происходит за пределами дворца. А там все не очень хорошо: Ассирия захвачена, земли разграблены, страна разваливается на куски, но Эхнатону все равно.
⚔️ Вторая сцена — «Атака и падение города». Военачальник Хоремхеб и верховный жрец подстрекают людей к нападению на дворец. Но они хотят не просто напасть, а убить Эхнатона и всю его семью. Хоремхеб стал фараоном после Эхнатона и был одним из главных уничтожителей культа Атона.
🏚 В третьей сцене «Руины» возвращается музыка из начала оперы. Здесь описывается, что случилось после смерти Эхнатона: возвращение старых богов, восстановление храма Амона сыном Эхнатона Тутанхамоном. Потом действие переносится в современный Египет, в руины Амарны, где была бывшая столица Ахетатон. Рассказчик превращается в туристического гида и произносит речь из путеводителя с описанием руин.
👻 Опера завершается эпилогом — призраки Эхнатона, Нефертити и Тии безмолвно поют среди руин. На горизонте возникает траурная процессия из первой сцены оперы, и они присоединяются к ней. Звучит музыка из начала оперы «Эйнштейн на пляже» — таким образом трилогия замыкается.
🎫 Премьера оперы состоялась 24 марта 1984 года в Штутгартском государственном театре. Первая американская постановка прошла в октябре того же года в Хьюстонской Гранд-Опера. В 2016 году в Лондонском Колизее и Опере Лос-Анджелеса представили новую совместную постановку Английской национальной оперы и оперы Лос-Анджелеса в сотрудничестве с «Невероятным театром». Главные роли исполнили Энтони Рот Костанцо и Закари Джеймс. Исполнение этой постановки возобновилось в Лондоне в марте 2019 года и в театре Метрополитен-опера в сезоне 2019/20 годов.
→ Филип Гласс. «Эхнатон»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 38 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день