angle-down facebook instagram vkontakte warning

Минимализм

Опера Гласса «Сатьяграха»

Вторая часть оперного цикла Гласса — «Сатьяграха». Узнаем, какие исторические личности стали героями произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Вторая опера Филипа Гласса «Сатьяграха» основана на истории жизни Махатмы Ганди.

✍️ Гласс создал оперу в 1979 году, либретто он писал совместно с американской писательницей и художницей Констанс Де Джонг. Премьера состоялась в сентябре 1980 года в Роттердаме. Постановку делали Нидерландская опера и Утрехтский симфонический оркестр. В США оперу впервые поставили в 1981 году, в Арт-парке Льюистона, а в 1983 году «Сатьяграху» записали на видео.

🇮🇳 Название оперы, «Сатьяграха», можно перевести с санскрита как «стояние в истине». Сам термин — это учение Махатмы Ганди и одновременно тактика поведения, которую он выработал в борьбе за освобождение Индии от английского влияния.

2️⃣ Программа Ганди состояла из двух принципов — несотрудничества и гражданского неповиновения. Правилами движения были отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания без агрессии и насилия в ответ. У этой концепции есть связь с идеей Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Ганди вел переписку с Толстым и впитал часть его идей. Движение Ганди в конечном итоге привело к тому, что Индия стала свободной и независимой.

🎞 Гласс изначально не задумывал создавать цикл из трех «портретных» опер. Эта концепция складывалась постепенно. Когда Гласс был в Индии, он познакомился и сдружился с одним из местных жителей, который устроил для композитора показ в кинотеатре. Они смотрели хронику Соляного похода — одной из первых акций сатьяграхи, которая прошла с 12 марта по 5 апреля 1930 года.

🚫 Акция была связана с тем, что Англия ввела монополию на импорт соли, и всех, кто занимался добычей соли в Индии, обложила налогом. Ганди собрал последователей, около 80 человек, и они прошли пешком от города Ахмадабада до побережья Аравийского моря. Поход занял месяц, участники прошли почти 400 километров, во время похода к Ганди присоединилось множество последователей. Когда они подошли к морю, то сняли хлопковые одежды и стали демонстративно выпаривать соль, отказываясь платить налог.

Акция планировалась более масштабной. Но в процессе перехода к следующей точке Ганди схватили и бросили в тюрьму. Также арестовали множество его сторонников. Но во всех мировых СМИ поднялась шумиха, и власти вынуждены были выпустить Ганди.

🙏 Гласс знал о Ганди и раньше, но никогда не изучал его жизнь глубоко. Увидев же эту хронику, композитор поразился силой духа одного маленького человека, который способен совершать такие большие дела. Потом он познакомился с некоторыми участниками Соляного похода, и у него внутри начала рождаться музыка, которую он и оформил в оперу.

1. Махатма Ганди

2, 3. Махатма Ганди с последователями во время Соляного похода

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Текст оперы написан на санскрите, а в ее основе — история выдающихся личностей, которые придерживались принципов сатьяграхи.

🎭 В опере три действия и семь картин — по три в первых двух действиях и одна в третьем. Тематически «Сатьяграха» — о философии и о пространстве смыслов, путь в которые открывает музыка. Текст оперы написан на санскрите и основан на «Бхагавадгите» — части огромного эпоса «Махабхараты». Во время исполнения текст сопровождается субтитрами, но они не переводят текст буквально и передают не все, а только важные моменты.

☸️ Каждая из частей оперы посвящена историческим личностям, которые связаны с идеями философии сатьяграхи. Герой первой части — великий русский писатель Лев Толстой, вторая часть посвящена Рабиндранату Тагору, индийскому поэту и философу, третья — Мартину Лютеру Кингу, американскому активисту, борцу за права чернокожих. Кинг оказал большее влияние на социальные процессы своего времени, Толстой и Тагор работали в другой плоскости — в пространстве смыслов и культуры. Но через музыку эти пространства объединены в одно.

🎶 Если сравнивать «Сатьяграху» с «Эйнштейном на пляже», то она в большей степени нарративна. Здесь есть мощнейшие по эффекту хоровые сцены, а сама опера написана так, что в ней воплощается одна из корневых игр с восприятием, которую устраивает минималистичная музыка. Точка входа в эту музыку гораздо ближе к слушателю, чем в любом современном произведении. Входя в цикл гармонии консонансов, мы привыкаем к однообразию ландшафтов, и даже на мельчайшее изменение одного звука реагируем сильнее, чем на перемену тональности в романтических произведениях или на додекафонную музыку.

❗️ Когда автор берется за остросоциальные темы, всегда есть риск свалиться в пошлость или сделать агитку. Но у Гласса этого не происходит, отчасти из-за понимания композитором устройства человеческого сознания и неплохого знания общества. У него структурное мышление, которое и общество позволяет видеть структурно. Но для того, чтобы оценить содержание, быть захваченным музыкой, нужно какое-то время.

Пафос гражданской борьбы, который становится гораздо сильнее из-за ее бескровности и отказа от насилия, пронизывает всю музыку оперы. Если «Эйнштейн на пляже» во многом привязан к постановке Уилсона, то здесь как раз больше заложено в самой музыке. Портреты даны не всегда так аллегорично, есть нарратив биографии, который дается мазками, ключевыми элементами, как речь Мартина Лютера Кинга I Have a Dream («У меня есть мечта»).

🙏 В этой опере больше биографических элементов, но все три фигуры объединены общей философией. Меняясь в выражениях, сама эта философия остается неизменной, как и музыка Гласса. В ней есть ощущение какого-то движения, но кажется, что не происходит ничего. Для полного погружения оперу надо смотреть, а не только слушать. Музыке необходимо визуальное дополнение, а если его не будет, то многое потеряется в эффекте воздействия.

Филип Гласс. «Сатьяграха»
Видеопример
Время прослушивания: 1 час 50 минут

1. Лев Толстой

1. Рабиндранат Тагор

1. Мартин Лютер Кинг

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;