angle-down facebook instagram vkontakte warning

Минимализм

Симфонии Гласса и музыка для кино

Филип Гласс создал много музыки для кино и не раз номинировался на премию «Оскар». А еще он сочинил симфонию по мотивам альбома Дэвида Боуи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Теперь познакомимся с другими гранями творчества Гласса — симфонической музыкой и музыкой для кино. Начнем с симфоний.

🎼 Романтическая и классическая симфонии — это отдельный, сложный по устройству жанр. К нему предъявляют серьезные требования и в качестве музыкального материала, и в искусстве обращения с ним. Но симфония переживала кризис: форма как способ организации материала все еще работала, но сам материал казался устаревшим. Поэтому сначала были попытки раздвинуть тематические и гармонические границы, по-другому сочетать и связывать внутри разные вещи, менять последовательность частей, увеличивать или, что было реже, уменьшать их количество. Таким образом, симфония вступала в период своего распада с тем, чтобы снова возродиться, но уже в другом качестве.

💫 Кризис симфонизма похож на кризис фуг. Фуга устарела как жанр, но переродилась в композиционный метод, который используют как часть симфонии, сонаты или какого-нибудь цикла. Симфония велика, чтобы ее использовать в произведении, но ее можно использовать, например, в кино. И для Гласса симфония — это просто произведение из нескольких частей для симфонического оркестра, каждая из которых имеет свое своеобразие.

👨‍🎤 В 1996 году Гласс написал четвертую симфонию под названием Heroes. Она создана по следам одноименного альбома Дэвида Боуи. Всего таких симфоний, вдохновленных творчеством британского музыканта, три: первая симфония 1992 года Low, симфония Heroes и двенадцатая симфония 2019 года Lodger. Они соответствует трем альбомам берлинской трилогии Боуи.

📀 Это довольно экспериментальные вещи, но симфонию правильнее назвать сюитой на тему альбома Боуи. Или же нужно пересобрать наше понимание симфонии. Развития там нет, тема рисуется штрихами, по частям, потом проступает во всей красе, но никуда не движется и сменяется другой. Интересно также, что известная музыка Боуи приобретает другое звучание, и если не знать, что Гласс ориентировался на Боуи, нельзя и подумать об этом.

🌟 Фраза из припева песни Heroes «We could be heroes» — это и есть тема первой части симфонии. Если поставить вместе симфонию и треки Боуи, то можно увидеть, что симфония Гласса — это достаточно хорошее переложение музыкального материала для другого состава, других инструментов, для произведения другого жанра. Но это не новость — популярные песни если не буквально, то через аллюзии входили в симфонии, даже у Бетховена. И поскольку Гласс ориентировался на произведение другого типа и жанра, то насколько связной выйдет симфония, зависит от того, насколько связным вышел альбом.

🎙 Дэвид Боуи и Брайан Ино подходили к альбому как единому замыслу. Нельзя сказать, что они строили его на принципах симфонического развития. Скорее, это можно сравнить с романтическими вокальными циклами. Там есть герой, сам исполнитель, который проходит через разные обстоятельства, говоря об этом не напрямую. И если сравнивать с произведениями 19 века, это похоже, как если бы композитор того времени написал симфонию на тему вокального цикла. Вряд ли бы он стал делать именно симфонию из-за правил устройства, но как симфоническую поэму, фантазию или сюиту это вполне можно представить.

🌀 Музыка симфонии не очень разнообразна, но она одинаково хорошего ровного качества. В ней проявляется природный, а не выученный талант к созданию звуковой атмосферы. Если прочитать критические тексты про симфонию, то можно найти описания звуковых эффектов: например, невероятная оркестровка или красивые вариации. Но часто творчество Гласса выпадает из контекста: его связывают с ним же самим, с другими минималистами — осмысление места в культуре иногда происходит, но чаще нет.

Филип Гласс. Симфония № 4 Heroes
Видеопример
Время прослушивания: 46 минут

Песни из альбома Боуи Heroes и тайм-коды из симфонии Гласса:

1. Heroes — 0:00
2. Abdulmajid — 7:14
3. Sense of Doubt — 16:32
4. Sons of the Silent Age — 24:24
5. Neuköln — 31:55
6. V2 Schneider — 38:42

Филип Гласс создавал много музыки для кинофильмов. За свои саундтреки он трижды номинировался на премию «Оскар».

🎙 Творчеству Гласса свойственны репетитивность, умение создавать атмосферу, легкость и быстрота письма. Эти качества, особенно во второй половине 20 века, идеально подходили для производства музыки к кинофильмам. Гласс особенно активно писал музыку к фильмам с 1990-х годов, но первый такой опыт относится к 1960-м.

🎥 В 1982 году Гласс написал саундтрек к документальному фильму «Кояанискаци» режиссера Годфри Реджио. Это первый фильм из трилогии «Каци», куда также входят «Поваккаци» 1988 года и «Накойкаци» 2002 года. К этим картинам Гласс также создал музыку. В фильме нет слов, с нами говорит музыка, но качество нарративности в ней почти отсутствует. Она более или менее оттеняет происходящее на экране, раскрывает его через соответствие или, наоборот, контраст и вместе с этой репетитивностью зрелище получается гипнотическим.

Годфри Реджио. «Кояанискаци»
Видеопример
Время просмотра: 1 час 21 минута

В 1985 году композитор сочинил саундтрек к биографической драме Пола Шредера «Мисима: жизнь в четырех главах». Это фильм о жизни японского писателя Юкио Мисиме. Позже он продолжит работать над байопиками — в 1997 году Гласс написал музыку к картине «Кундун» Мартина Скорсезе о Далай-ламе XIV. За эту работу Гласс получил свою первую номинацию на премию «Оскар» за лучшую музыку.

🎬 Гласс — автор музыки к таким популярным фильмам как «Шоу Трумана», «Кэндимен», «Тайное окно», «Иллюзионист», «Часы». За саундтрек к последнему композитор получил свою вторую номинацию на «Оскар». Третья номинация — за музыку к фильму «Скандальный дневник». Также музыку Гласса можно услышать в видеоигре Grand Theft Auto IV и фильме Зака Снайдера «Хранители» по одноименному комиксу.

🎶 Музыка Гласса к фильмам всегда узнаваема. Это происходит за счет его стиля, который он нашел и от которого не отступает. Выразительность Гласса строится на повторениях, медленном проявлении тем или медленном их росте, аккуратной смене гармоний и вообще на красивых гармонических сочетаниях. У композиторов-минималистов, которых мы обсуждали ранее — Райха, Райли, Янга — не было стремления к гармонии и красивости. Они использовали классическую гармонию, но всегда находили выход за ее пределы. Гласс же остается в ее рамках, которые его вполне устраивают.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Киновед Олег Грознов рассказывает о фильме «Кояанискаци» и музыке Гласса к нему.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;