angle-down facebook instagram vkontakte warning

Минимализм

Терри Райли: биография и работы In C и A Rainbow in Curved Air

В этой части нас ждет знакомство с композитором Терри Райли. Узнаем, как он использовал индийскую музыку в своем творчестве и сколько надо человек, чтобы исполнить композицию In C.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Терри Райли — еще один первопроходец в области минимализма. Обсудим два его самых значимых произведения, которые повлияли на развитие электронной музыки — In C и A Rainbow in Curved Air.

🎹 Терри Райли родился в Колфаксе, штат Калифорния, в 1935 году. В детстве он учился играть на фортепиано, а в середине 1950-х выступал как пианист. Но он не был классическим пианистом, а играл в пиано-барах для заработка. Райли учился в Калифорнийском университете и принимал участие в работе Центра пленочной музыки в Сан-Франциско (San Francisco Tape Music Center). Там же работал и Стив Райх. Свои самые известные композиции Райли создал в 1960-е.

🙏 На музыку Райли сильно повлияли две вещи — джаз и индийская традиционная музыка. Также он применял те приемы, которые были в то время распространены в его среде, например, использование пленки. Но если Райх любил использовать канон и ритмическую рассинхронизацию, то Райли в основном применял delay systems — эффект эха, когда аппаратура повторяет звук, изданный инструментом.

🎶 В 1964 году Райли создал произведение In C, то есть в тональности «до», для определенного количества участников. Сам композитор говорил, что группа из 35 человек — это хорошо, но если будет меньше или больше музыкантов, все равно у них хорошо получится исполнить произведение.

🔄 In C состоит из 53 коротких музыкальных фраз. У каждой из них есть номер, длина варьируется от половины метра до 32 метров. Каждую фразу можно повторять абсолютно любое количество раз, и это может быть любая фраза, которую захочет сыграть музыкант ансамбля. То есть каждый из исполняющих это произведение сам выбирает, какую фразу играть и сколько раз. Райли также отмечал, что хорошо, если исполнители будут начинать фразы в разное время, даже если это одна и та же фраза.

💫 В произведении есть некая фиксированность и предопределенность — у нас ограниченное количество фраз, которые при сочетании друг с другом образуют целое. В то же время здесь есть и свобода — можно исполнять любую фразу, в любое время, любое количество раз и любым способом. Это создает чувство расслабленности. У Райли есть некоторые указания для музыкантов, но им можно не следовать. Например, композитор советует придерживаться разрыва расстояния в две-три фразы, хотя, если не придерживаться, ничего страшного не случится. Но есть обязательный элемент: один из музыкантов ансамбля должен играть ноту «до» восьмыми. Это, как правило, фортепиано или любой инструмент, где можно извлечь эту ноту.

🌀 В пьесе есть гармоническое развитие: происходит плавная перемена гармонии, иногда создается полифоническое ощущение. Но в целом это произведение гетерофонно, то есть представляет собой вариацию на приблизительно одну и ту же мелодию.

У In C нет фиксированного времени звучания: можно исполнять хоть 15 минут, хоть несколько часов. Райли отмечал, что музыканты колеблются между 45 минутами и полутора часами. В первом исполнении произведения в Центре пленочной музыки участвовал Стив Райх.

🥇 Среди исследователей была битва по поводу того, кому отдавать первенство в минимализме: не то Райли, не то Янгу, не то вообще Сати. Споры относились даже не ко времени, а ко влиянию. Но то, что писал Янг за несколько лет до In C, не имело такой большой славы. А произведение Райли стало очень известным и сильно повлияло на сознание слушателей и развитие музыки вообще.

🎷 Еще один интересный пример экспериментов Райли — Music for Gift. Он создал ее в Париже в 1965 году, взяв за основу запись джазового трубача Чада Бейкера. Эту запись он начал закольцевать и видоизменять.

→ ⚡️Терри Райли. In C
Видеопример
Время прослушивания: 42 минуты

Терри Райли. In C
Видеопример
Время прослушивания: 46 минут

Терри Райли. Music for Gift
Видеопример
Время прослушивания: 5 минут

Теперь поговорим об альбоме A Rainbow in Curved Air, который сильно повлиял на многие музыкальные жанры — нью эйдж, эмбиент, прогрессив рок, электроника.

🌈 Альбом A Rainbow in Curved Air 1967 года — это импровизации с эффектом «наложения» (overdubbing). Это значит, что музыкальный отрывок записывается, а потом накладывается два и более раз. Здесь Райли использует несколько клавишных, электроорган, электроклавесин, тамбурин и дарбуку.

🎷 На стороне B помещена композиция Poppy No good and the Phantom Band. Это произведение основано на звучании саксофона, с применением техники tape loops, то есть монтажной работой с пленкой. Пьеса написана в стиле дроун — это жанр, где основой композиции становится непрерывно повторяющийся музыкальный тон или музыкальный кластер. Этот прием часто встречается в индийской и японской музыке.

В Индии можно послушать раги — очень длинные, по несколько часов, импровизационные произведения. Произведение такой длины должно иметь принцип устройства, чтобы оставаться самим собой, — принцип повторности. Хотя индийская традиционная музыка импровизационная, в ней есть правила, которые призваны скрепить музыку в одно целое. Следствием увлечения индийской музыкой стали ночные импровизационные концерты Райли 1960-х годов. Люди приходили туда семьями, с подушками и одеялами. Когда Райли уставал играть сам, он включал запись саксофона с дилеем, то есть эффектом эха.

💥 На стороне А можно услышать игру Райли на всех инструментах с «наложением». Здесь несколько секций, есть главная открывающая тема и аккорды, а дальше следует музыкальный взрыв — на фоне пульсаций ритмических паттернов он выводит сложные мелодические фигуры. Это напоминает игру на ситаре. Вторая часть гораздо спокойнее и напоминает индийские раги.

🎉 Творческий всплеск Райли пришел именно на 1960-е. В дальнейшем он не был настолько популярным. Но у композитора есть круг поклонников, он занимается тем, что ему интересно, не заботится о всемирной славе и не берет остросоциальные темы, как, например, Стив Райх.

Терри Райли. A Rainbow in Curved Air
Видеопример
Время прослушивания: 24 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;