angle-down facebook instagram vkontakte warning

Минимализм

Ла Монте Янг: биография, «Композиции 1960» и The Well-Tuned Piano

Поговорим о композиторе Ла Монте Янге — узнаем, чем повлияло на него движение «Флуксус», как он использовал перформативные практики и какова его связь с Бахом.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Ла Монте Янг уже с детства восхищался окружающими звуками: гул машин, гудки поездов, звуки работающих станков, завывания ветра. Позже это найдет отражения в его музыкальных экспериментах.

🎓 Янг родился в 1935 году в городе Берн, штат Айдахо. Его семья много переезжала с места на место, но в 1940 году они окончательно поселились в Лос-Анджелесе. Янг окончил школу имени Джона Маршалла (John Marshall High School), а потом поступил в Городской колледж Лос-Анджелеса (Los Angeles City College). Там его учителем был Леонард Штайн, в прошлом личный ассистент Шёнберга. Позже он перевелся в Калифорнийский университет (UCLA) и закончил его со степенью бакалавра в 1958 году.

🎼 Янг также учился в Лос-Анджелесской консерватории в классе кларнета. Тогда же Янг увлекся джазовой и популярной музыкой, организовывал концерты и участвовал в эстрадных ансамблях. Он играл с таким известными музыкантами, как Орнетт Коулман, Дональд Юджин Черри, Билли Хиггинс, Эрик Долфи.

🎻 Когда Янг учился у Леонарда Стайна, он заинтересовался серийной техникой и создал несколько пьес. В 1958 году он сочинил «Трио для скрипки, альта и виолончели». Хотя произведение сведено к повторению одного долгого тона, оно написано в серийной технике. Серия разворачивается как будто в замедленном действии, каждая нота в ряду становится «длинным тоном».

🎹 В 1959 году Янг посещает летние курсы в Дармштадте (Darmstadt International Summer Courses for New Music). Эти курсы вел композитор Карлхайнц Штокхаузен. На семинаре изучали творчество Джона Кейджа, сочинения которого произвели сильное впечатление на Янга. Там же он познакомился со сподвижником Кейджа, пианистом Дэвидом Тюдором.

🗽 В 1960 году Янг переезжает в Нью-Йорк. Там он изучает электронную музыку у Ричарда Максфилда, музыкального директора студии Йоко Оно. Здесь же он знакомится с участниками группы «Флаксус» (Fluxus) и присоединяется к объединению. У группы был манифест, в котором участники призывали вовлекать слушателя в музыкальное действие, а сам процесс творчества должен происходить спонтанно. Результатом работы Янг в этой студии стали несколько произведений в виде вербальных партитур с авторскими комментариями — циклы «Композиции 1960», «Композиции 1961», «Фортепианные пьесы для Дэвида Тюдора».

🔲 С 1962 года начинается минималистский период творчества композитора. Он создает пьесу «Арабская цифра (любое целое) для Генри Флинта», в основе которой — повтор одного и того же звука. Потом он пишет пьесы «Четыре сна о Китае», «Черепаха, ее сны и путешествия», где важную роль играют образ сна и медитации. Тогда же он задумывает проект «Дом сна» (Dream House) — видео-аудио-инсталляции, которые можно транслировать на выставочных площадях. Для реализации задумки он создает в 1963 году группу Theatre of Eternal Music, куда входит каллиграф, художница, видео-артистка Мэриан Зазила. В том же году она и Янг поженились.

🇮🇳 В 1970-е Янг увлекается индийской традиционной музыкой. Он осваивает индийские инструменты и манеру пения. Особенности музыки, которые находил Янг, он позже включал в свои произведения, используя ритмы, лады и интонации индийской музыки. А в 1990-е Янг снова стал увлекаться джазовыми импровизациями, но также он продолжает различные эксперименты с музыкальной формой.

Поговорим о контексте, в котором работал Ла Монте Янг, и подробнее обсудим движение «Флуксус».

💥 Как мы уже отмечали, Янг входил в объединение «Флуксус» — одно из самых значимых движений второй половины 20 века в Америке и Европе. Среди его членов — Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Йозеф Бойс. У движения не было единой четкой сформулированной программы, только отдельные высказывания участников, откуда общий смысл собирался как паззл.

🌓 Почти любое движение вне мейнстрима определяет себя через противопоставление. Так и «Флуксус» противопоставлял себя академическому и коммерциализированному искусству. В определении корней движения есть путаница, но ближе всего оно к дадаизму, в основе которого — иррациональность и бессмысленность как ответ на ужасающие события Первой мировой войны.

❌ Дадаисты не признают никаких канонов, традиций и системы, вместо этого — разрушение системы. Здесь зарождаются корни постмодернизма, когда некий субстанциональный смысл произведения не просто ставится под сомнение, а со смехом отбрасывается, вместо этого объявляется, что есть контекст, языковые игры и больше ничего. Протест остался, но произошли важные трансформации.

🚽 Одним из первых громких представителей был Марсель Дюшан. По своему подходу к искусству он был совершенно рационален и всегда запрыгивал в последний вагон какого-либо направления. В 1910-х Дюшан изобретает концепцию «реди-мэйд» — предмет, изначально не предназначенный для того, чтобы быть искусством, преображают так, что он становится искусством. В 1917 году Дюшан представляет свой самый известный реди-мэйд — «Фонтан». Это писсуар, который становится предметом искусства, так как помещен в музейный контекст.

🆕 «Флуксус» по методу был отчасти на это похож. У участников были схожие попытки — они создавали или нечто очень примитивное, или очень шокирующее. Так они играли с восприятием публики и растягивали его в ту или иную сторону. Они пытались отвергнуть сложившиеся традиционные методы и практики искусства, в том числе концепцию искусства как чего-то специального, которое находится в неких очерченных координатах. Они стремились, чтобы искусство стало неотделимо от процесса жизни, который сам по себе сложнее и богаче, чем любое искусство.

🎶 Кен Фридман, главный теоретик, сформулировал 12 идей движения. Туда входило намеренное упрощение формы до базового уровня, обязательная наличие подтекста, музыкальность — умение выражать мысль через звук и создавать музыку из любых средств. Так стирается разница между музыкальными и немузыкальными предметами. То есть музыкой может быть все — и флейта, и звуки пилы.

Послушаем «Трио для скрипки, альта и виолончели» Янга, одно из первых его произведений.

→ Ла Монте Янг. «Трио для скрипки, альта и виолончели»
Видеопример
Время прослушивания: 4 минуты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Ла Монте Янг

2–3. Участники «Флуксуса» Йоко Оно и Йозеф Бойс

4–5. Марсель Дюшан и «Фонтан»

Участие в движении «Флуксус» повлияло на творчество Янга. Так, он создает «Композиции 1960», где музыка находится в тесной связи с перформансами.

💫 Янг был достаточно плодовитым композитором, но большая часть его творчества до сих пор не опубликована. Произведений, которые можно послушать, не так много. У композитора прослеживается глубокий интерес к мистике, который можно связать и с увлечением индийской культурой, и с влиянием нью эйджа. Если Стив Райх наследует высокую интеллектуальную традицию иудаизма, то у Янга больше связи с колдовством и даже отчасти с шаманизмом.

⏳ Если смотреть на традиции с точки зрения времени, в христианстве оно линейно. На Востоке же время циклично, и время жизни не ограничено рамками жизни физического тела. Поэтому в европейском смысле время можно назвать не существующим. Янг как раз стремился работать со временем и его исчезновением в линейном европейском понимании. Он, как и Райли, устраивал ночные концерты. Таким образом он пытался выйти за пределы европейской музыкальной традиции, которая вся связана со временем и законами восприятия временных искусств.

🎭 В 1960 году Янг создает произведение «Композиции 1960». Отчасти они связаны с музыкой Кейджа, которую Янг изучал в Дармштадте. В 1960-м он сам занимался с Кейджем, тогда же состоялся первый концерт в лофте Йоко Оно. В центре произведения — искусство перформанса и различные внемузыкальные действия. К каждой из частей цикла Янг дал инструкции, которые должны выполнять исполнители произведения.

🎹 Первая часть, Piano Piece for Terry Riley #1. Здесь необходимо двигать фортепиано к стене так сильно, насколько способен исполнитель. Если фортепиано пройдет сквозь стену, надо продолжать его двигать, пока оно не встретит новые препятствия. Произведение закончится, когда исполнитель будет слишком уставшим, чтобы двигать инструмент дальше.

🔥 Вторая часть, Build a fire, состоит полностью из разведения огня. Исполнителям надо развести огонь перед публикой, лучше всего использовать дерево, а другие горючие материалы могут использоваться и для розжига, и для контроля над горением. Огонь может быть любого размера, но должен быть похож на костер, чтобы не спутать со свечой или зажигалкой. Когда огонь разожжен, то исполнители могут сесть рядом и смотреть все время, пока он горит. Но они не должны сидеть между огнем и публикой, чтобы зрители тоже могли смотреть на огонь. Исполнять произведение можно в любое время, а если это не живой концерт, а радиоэфир, можно поднести огонь к микрофону. Но у исполнения этой части есть проблемы — чтобы развести огонь на сцене, нужно соблюдать противопожарные требования, необходимо получить допуски и пройти лицензирование. Сначала Янг хотел исполнить его в Беркли, но ему запретили.

Ла Монте Янг. Build a fire
Видеопример
Время прослушивания: 9 минут

В третьей части нужно объявить аудитории, когда исполнение начнется и есть у произведения какой-то выбранный исполнителем лимит. Во время самого исполнения каждый может делать, что хочет.

💡 Перед четвертой частью следует объявить аудитории, что свет будет выключен на протяжении всего исполнения. Также надо сказать, когда произведение начнется и закончится. После окончания, когда свет снова включат, можно сказать аудитории, что их действия и были композицией, хотя это необязательно.

🦋 В пятой части есть условие, что во время исполнения композиции надо выпустить одну или несколько бабочек в помещение, где она исполняется. Когда все закончится, надо убедиться, что бабочки вылетят. У композиции может быть любая продолжительность, но если время ничем не ограничено, то окна и двери следует открыть. Когда бабочки вылетят, можно считать, что произведение закончилось. Идея пришла Янгу во время путешествия к горе Тамалпаис в Калифорнии. Бабочки нужны, чтобы показать, что даже их крылья создают какой-то звук, что человек должен слушать то, на что он привык смотреть, и наоборот.

Завершим разбор «Композиций 1960» и посмотрим, как еще композитор расширял пределы сценического исполнения.

👥 В шестой части может быть любое количество исполнителей. Они сидят, наблюдают за публикой, слушают ее, как публика обычно слушает исполнителей. Если выступление в концертном зале, то исполнители сидят на скамейках или креслах. Если действие происходит в баре, то исполнители сидят за столиками и что-то пьют, как зрители. То есть они должны делать то же самое, что делает публика на концертах.

Ла Монте Янг. Composition 1960 #6
Видеопример
Время прослушивания: 5 минут

🎵 Седьмая часть — наиболее популярная, состоит всего из двух нот, си малой октавы и фа-диез первой. Это те звуки, которые напоминают человеческий голос. Их необходимо держать долгое время. Исполнять может любой состав инструментов в любом количестве, единственное условие — инструменты должны быть способны исполнять эти ноты. Здесь также учитываются звуки, которые издает публика, а основное внимание уделяется обертонам. У каждого звука есть основной тон, по которому считываем его высоту, а обертоны — то, что отвечает за тембр.

Ла Монте Янг. Composition 1960 #7
Видеопример
Время прослушивания: 5 минут

✉️ Инструкция к девятой части написана на конверте с датой «октябрь 1960». В конверт помещены ноты. Ноты должны быть закрыты, единственное, что мы видим — черная горизонтальная линия.

🔛 Десятая часть посвящена Бобу Моррису. Это американский скульптор и художник-концептуалист, с которым дружил Янг. Инструкция гласит: «Нарисуй прямую линию и следуй по ней».

🌊 Тринадцатая часть посвящена Рихарду Хюльзенбеку, немецкому писателю и психоаналитику. Исполнитель должен подготовить любое произведение и исполнить его настолько хорошо, как только он может. Пятнадцатая часть тоже посвящена Хюльзенбеку, в тексте инструкции: «это пьеса — небольшие водовороты в середине океана».

🎹 В цикл также входят три фортепианных пьесы для Дэвида Тюдора, у которого учился Янг. В первой пьесе надо «кормить» фортепиано: принести мешок сена и ведро воды. Можно как кормить фортепиано, так и дать ему самому есть это. Если первое, то пьеса закончена, когда фортепиано сыто, если второе — когда оно само наестся или не захочет есть.

🤐 Во второй пьесе надо открыть крышку клавиатуры беззвучно. Скорее всего, с первого раза это не получится, поэтому можно выполнять действие, сколько потребуется. Произведение закончено, когда удалось беззвучно открыть крышку или когда исполнителю надоест это делать. Не обязательно объяснять это публике, надо лишь любым способом сообщить, когда произведение завершится.

🦗 Третья пьеса состоит из текста «большинство из них были очень старыми кузнечиками». Здесь сам исполнитель может решать, как ее исполнить. Это похоже на хэппенинги — есть начальные координаты, а все остальное на отдано откуп исполнителю.

Посмотрим теперь на эксперименты Янга с формой представления музыки, а также узнаем, в чем связь между ним и Бахом.

🔮 В 1962 году Янг начал разрабатывать концепт непрерывно звучащей среды. Он хотел создать музыку, которая после годов звучания станет не просто живым организмом со своими традициями, а самодвижущейся вещью, которая отделяется от своего создателя. Одним из результатов стала Dream House — звукосветовая инсталляция которую Янг создал вместе со своей женой Мэриан Зазила. Янг здесь отвечал за звук, а Зазила — за визуальный ряд. Если в «Композициях 1960» Янг работал с ситуацией концерта, то здесь музыка выходит за пределы своего концепта. Произведение имеет самостоятельную ценность, а звук превращается в пространство.

→ Ла Монте Янг. Dream House
Видеопример
Время прослушивания: 4 минуты

🎹 The Well-Tuned Piano — это продолжающееся импровизационное произведение для фортепиано соло. Начав делать его в 1964 году, Янг никогда не рассматривал произведение как нечто законченное. И он представлял реинкарнации произведения несколько раз с его премьеры в 1974 году. Продолжительность композиции может быть от двух до шести часов.

🎶 Ключевым аспектом The Well-Tuned Piano является ручная настройка фортепиано. Янг создал датировку для произведения «1964–73–81–настоящее время», чтобы показать, что смысловое развитие происходит через перенастройку. То есть он каждый раз изменяет частоту определенной ноты. Янг держал это в секрете до 1993 года, когда он разрешил музыкальному критику Кайлу Ганну опубликовать детали.

🎼 The Well-Tuned Piano исполняется на фортепиано Imperial Bösendorfer. Это очень большой рояль, на котором хорошо исполнять позднеромантические произведения. Его отличительная черта — клавиатура шире, чем у обычного фортепиано. Также у этого рояля богатый обертонами звук. Это важно, потому что все внимание слушателя направлено на обертоны.

💫 В названии — аллюзия на «Хорошо темперированный клавир» Баха, который тоже нужно было настраивать вручную, чтобы можно было использовать все 24 тональности. У Янга фортепиано настроено по некоторым кластерам звуков определенной высоты, которые выполняют функцию гамм. Таким образом в звуковом континууме смещаются центры тяжести и гармонии. Принцип похож на индийские раки — в основе есть некоторые настройки, а все остальное — импровизации.

7️⃣ The Well-Tuned Piano разбито на семь главных секций. Внутри они разделяются на подсекции. У частей нет описаний, они просто даны вместе с их продолжительностью.

1. The Opening Chord (00:00:00–00:21:47)
2. The Magic Chord (00:21:47–01:02:29)
3. The Magic Opening Chord (01:02:29–1:23:54)
4. The Magic Harmonic Rainforest Chord (1:23:54–03:05:31)
5. The Romantic Chord (03:05:31–04:01:25)
6. The Elysian Fields (04:01:25–04:59:41)
7. The Ending (04:59:41–05:01:22)

Ла Монте Янг. The Well-Tuned Piano
Видеопример
Время прослушивания: 5 часов

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;