angle-down facebook instagram vkontakte warning

Художественное объединение «Мир искусства»

Историческая тема «Мира искусства»

В этой части обсудим историческую тему «Мира искусства». У мирискусников было два источника вдохновения, которые сформировали их подход. Познакомимся с ними.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Об Адольфе Менцеле и его влиянии на «Мир искусства»

Адольф Менцель

1. Комната с балконом, 1845
2. Фридрихсграхт в лунном свете, 1847
3. Сестра художника в комнате, 1847
4. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси, 1852
5. Ужин в масках, 1855
6. Задние дворы в Берлине в снегу
7. Серия «Воины Фридриха Велик
ого», Фронтиспис

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Валентин Серов. Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту, 1900
2. Валентин Серов. Петр I на псовой охоте, 1902
3. Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту, 1902
4. Александр Бенуа. Прогулка Императора Павла I со свитою по зверинцу в Гатчине, 1907
5. Александр Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя в сопровождении свиты в петергофском Зверинце, 1898
6. Евгений Лансере. Петр I на охоте, 1907
7. Евгений Лансере и Александр Бенуа. Приезд Императрицы Елисаветы Петровны рано утром с тетеревиных токов в «Монбеж», ок. 1902
8. Василий Суриков. Императрица Анна Иоанновна в петергофском «Тампле» стреляет оленей, 1900
9, 10. Н.И. Кут
епов. «Царская охота», 2 и 3 тома

Поговорим о втором источнике вдохновения мирискусников — знаменитом издании «Царская охота на Руси» 👇

🦌 Книгу заказал Александр III. Осматривая угодья, император решил, что было бы неплохо сделать историческое исследование традиций охоты в России, и заказал это одному из приближенных, отвечавших за охоту, — Николаю Кутепову. Тот подошел серьезно, много времени провел в архивах — и издал четыре тома, со времен Киевской Руси до русских императоров.

📚 Это очень дорогое издание: шикарные обложки с серебрением и тиснением, кожаные футляры, богатые иллюстрации. Всего было издано несколько сотен экземпляров, небольшая часть из которых вышла на французском.

👨‍🎨 Иллюстрации заказали многим художникам — в том числе членам «Мира искусства». Их создавали Лансере, Бенуа, Серов. Среди иллюстраторов также были Репин, Васнецов и Суриков.

💡 В этом проекте встретились два интереса мирискусников: к книгоизданию и к истории. Они любили иллюстрации, графику — и 18 век, вернее, его идеализированный образ. Над Киевской Русью работали более классические художники, а мирискусники взялись за императорскую охоту.

✍️ Так сформировался особый подход мирискусников к исторической теме. До них передвижники подняли исторический жанр на высочайший уровень: создали много работ на сюжеты из русской истории, довольно точных с научной точки зрения. Лучшие из передвижников выражали философию и драму истории, столкновение эпох, мировоззрений — как Суриков в «Утре стрелецкой казни».

▪️ Совсем не то мирискусники: для них историческая работа — чаще всего иллюстрация, зарисовка, одно мгновение. Нет выстроенной композиции, симметрии, масштаба. Мы смотрим на сцену со странного ракурса, как случайный прохожий.

👸 Пример — картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» Лансере, выполненная в традиционной технике: холст, масло. В сравнении с работами передвижников она кажется очень легкомысленной, бессюжетной, зато много внимания уделено деталям, фасонам, прическам.

🐴 Легкость и простота мирискусников в выражении исторической темы обманчива — у них просто другое восприятие истории. Например, Серов для «Царских охот» нарисовал иллюстрацию «Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту». Оба на лошадях, за ними свита, бегут собаки. На краю дороги стоит случайный путник, на заднем плане покосившаяся избушка, деревянная церковка и вороны.

▪️ Одна секунда — и свита пронесется мимо, будто ее и не было. В этом выражается ощущение истории: кажется, что эпоха Елизаветы или Екатерины — что-то монументальное, но в масштабах истории это лишь мгновение. Пронеслись по исторической сцене, как любимые в 18 веке фейерверки, и исчезли. Мы, зрители, знаем, что Петр II вступил на престол мальчиком и рано умер. В этом свете детали играют по-новому.

📖 Предлагаем полистать издание «Царской охоты».

▪️ Первый том

▪️ Второй том

▪️ Третий том

▪️ Четвертый том

Русская тема мирискусников

Александр Бенуа

1. Карнавал на Фонтанке, 1900
2. Прогулка императрицы Елизаветы, 1903
3. Парад при Павле I, 1907
4. Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910
5. Дом Анны Монс в Немецкой слободе, 1911

Евгений Лансере

6. Ломоносов в Германии. Ученый диспут, 1900
7. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий, 1903
8. Корабли времен Петра 1
9. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе, 1905
10. Цесаревна Елизавета У Преображенских Казарм 25 Ноября 1741г.,
1913

Александр Бенуа

Серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», 1897–1898

1. Версаль. У Курция.
2. У бассейна Цереры
3. Версаль. Прогулка короля
4. Версаль. Людовик XIV кормит рыб
5. Король прогуливался в любую погоду

Вторая часть, 1905–1906

6. Король
7. Версаль. Оранжерея
8. Прогулка короля

Давайте посмотрим, как художники «Мира искусства» раскрывали историческую тему через Петербург и Версаль.

🌊 История России 18 века связана с Петербургом. Поэтому исторические сцены не даны в интерьере, а вынесены на улицу, на проспекты и площади города. Мы видим Неву, различные исторические здания. Петербург — это отдельный важный герой, сквозной персонаж, образ которого связывает почти все исторические работы мирискусников.

📖 Во второй половине 19 века образ Петербурга изменился. С легкой руки Гоголя и Достоевского он превратился в город преступников, сумасшедших, проституток. Мирискусники будто возвращают городу его прежний, престижный статус Северной Пальмиры.

🌳 На заре карьеры Бенуа много внимания уделял Версалю. Это неудивительно: его предки были из Франции, а Париж к концу 19 века стал культурной столицей мира. Версаль же — французский аналог Петербурга, место, где творилась история. Его регулярные парки вдохновляли любителей 18 века.

👑 Бенуа создал две серии акварелей в 1897–1898-е и 1905–1906-е годы. Отдельно хотим выделить серию «Последние прогулки короля». На них показан «Король-Солнце» Людовик XIV — но не в расцвете сил, а глубоким стариком. В этом есть привкус декаданса: Бенуа изображает любимое место, любимую эпоху, но сам понимает, что это прошлое, которое нельзя вернуть. Его очень критиковали за эти работы: не понимали, кому в России нужны разнообразные виды Версаля, да еще и со старым королем.

Константин Сомов

1. Дама у пруда, 1896
2. Отдых на прогулке, 1896
3. Прогулка зимой, 1896
4. Две дамы на террасе, 1896
5. Вечерняя прогулка верхом, 1897
6. В боскете, 1898–1899
7. Концерт, 1900
8. Вечер, 1900–1902
9. Купание, 1904
10. Поцелуй (Силуэт), 1906

Валентин Серов

1. Петр I, 1907
2. Кубок Большого орла, 1910
3–5. Петр I в Монплезире, варианты 1901, 1904 и 1910–1911
6. Петр I на работах. Строительство Петербург
а

В завершение части рассмотрим два подхода к изображению истории у двух мирискусников — Константина Сомова и Валентина Серова.

🥂 Константин Сомов создавал чистые ретроспекции без привязки к реальным историческим местам и событиям. Мы угадываем условный 18 век по костюмам, локациям. Художник показывает те моменты эпохи, которые его очаровывают: свидания, поцелуи, объяснения в любви, конные прогулки.

📚 Валентин Серов уделял историзму больше внимания. Когда ему поручили создать иллюстрации на тему Петра I для школьного пособия по истории, он много времени проводил в архивах, посещал музеи, изучал подлинные предметы Петра. И в результате создал удивительный цикл, из которого самая известная — первая картина.

🌊 В картине «Петр I» Серову удалось выразить дух того времени. Дует сильный ветер — это видно и по ряби на воде, и по тому, как склонились фигуры, спешащие за Петром. Но сам император идет прямо и уверенно, возвышаясь над всеми. Серов специально выбрал низкую точку зрению, чтобы Петр возвышался над нами, выделяясь на фоне неба, как памятник. Таким образом Серов подчеркивает особую историческую роль Петра и показывает его несгибаемую государственную волю.

🌬 Интересный эффект создается в серии «Петр I в Монплезире». Мы будто случайно заглянули в комнату. На первой работе все спокойно, за окном приятное солнечное утро. Во второй чувствуется напряжение. В третьей мы чувствуем шторм, ветер, который врывается в комнату.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;