Художественное объединение «Мир искусства»
Портреты мирискусников
Портреты «Мира искусства» соответствуют их идеологии: графические работы отражают скоротечность жизни, а головы без опоры — концентрацию знаний и скованность эпохой. Обсудим это подробнее.
Леон Бакст, портреты близкого круга
1. Портрет художника Константина Сомова, 1906
2. Портрет пианиста Вальтера Нувеля, 1895
3. Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус, 1906
4. Автопортрет, 1906
5. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1906
6. Автопортрет, 1893
7. Портрет критика Альфреда Нурока, 1899
8. Портрет Александра Бенуа, 1898
9. Портрет художника Александра Яковлевича Головина, 1908
10. Портрет писателя Андрея Белого, 1905
Леон Бакст, портреты людей искусства
1. Портрет Вацлава Нижинского, 1910
2. Портрет балерины Анны Павловны Павловой, 1908
3. Портрет танцовщика Леонида Мясина, 1920
4. Портрет композитора Милия Балакирева, 1907
5. Портрет Айседоры Дункан, 1908
6. Портрет писателя Алексея Толстого, 1909
7. Портрет Жана Кокто, 1911
8. Портрет художника Филиппа Малявина, 1899
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКонстантин Сомов, портреты ближайшего круга
1–3. Автопортреты, 1898, 1902 и 1909
4. Портрет Сергея Дягилева, 1893
5. Портрет художника Александра Бенуа, 1895
6. Портрет А. И. Сомова, отца художника, 1897
«Головки на лоскутках»
7. Портрет Александра Блока, 1907
8. Портрет Евгения Лансере, 1907
9. Портрет поэта М. А. Кузмина, 1909
10. Портрет Мстислава Добужинского, 1910
Посвятим эту часть портретам, которые создавали художники «Мира искусства». И для начала обозначим их особенности.
✍️ Чаще всего мирискусники рисовали графические портреты. Обычно это карандаш, уголь, пастель или акварель. В 19 веке у простых карандашных портретов было два повода: либо это эскиз, либо быстрая и недорогая, «несерьезная» работа. Мирискусники считают, что графика самоценна и заслуживает внимания. Это выражает их отношение к жизни как к мгновению, ощущение быстроты, скоротечности бытия.
👨🎨 Портреты — не главная тема для «Мира искусства». Мирискусники в основном рисовали портреты друг друга, членов семей, друзей, коллег, близких по духу людей из творческой среды. Например, такие работы создавал Лев Бакст — и карандашом, и пастелью, и маслом. Единственный, кто много работал в жанре портрета, — Константин Сомов. Серова мы не рассматриваем, потому что он писал портреты с ранних лет, еще задолго до «Мира искусства».
〰️ Сомов в каком-то смысле определил тренд мирискуснического портрета. В его портретах Блока, Лансере, Добужинского лицо проработано четко, почти фотографично — а все остальное нарисовано условно, отдельными линиями. Ощущение, что голова «висит» в воздухе без опоры — не зря Бенуа назвал эту серию «Коллекция „головок на лоскутках”».
🗣 Вот что писал Бенуа: «…складывается „Галерея Сомова“, и эта с виду невзрачная коллекция „головок на лоскутках“ будет говорить о нашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна о днях Генриха VIII, а пастели Латура о днях Помпадур»
💭 Хрупкость, мимолетность этих образов хорошо выражали самоощущение мирискусников: в их головах в избытке концентрировались знания, идеи, культурный багаж. Но художники будто не имели опоры, эпоха не давала им в полной мере развернуться, самоутвердиться.
Константин Сомов, заказные портреты
1. Портрет Генриетты Гиршман, 1910–1911
2. Портрет Евфимии Носовой, 1911
3. Портрет М. Д. Карповой, 1913
4. Портрет Е. П. Олив, 1914
5. Портрет Луизы Морган, 1926
Мужские
6. Портрет Е. С. Михайлова, племянника художника, 1916
7. Портрет Сергея Рахманинова, 1925
8. Портрет Мефодия Лукьянова, 1918
9. Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский), 1937
10. Боксер, 1933
Константин Сомов, ретроспективные портреты
1. Портрет Анны Бенуа, 1896
2. Леон Бакст. Портрет Анны Бенуа, 1900
3. Валентин Серов. Портрет Анны Бенуа, 1908
4\. Дама в голубом. Портрет Е. М. Мартыновой, 1897–1900
5\. Портрет художницы Анны Остроумовой, 1901
Ретроспекции
6\. Эхо прошедшего времени, 1903
7\. Дама в розовом, 1903
8\. Спящая молодая женщина, 1909
9\. Спящая женщина в синем платье, 1909
10\. Влюбленные. Вечер, 1910
Давайте остановимся на портретах Константина Сомова — он оставил богатую разнообразную галерею.
👩 Сомов был одним из немногих мирискусников, кто писал портреты на заказ. Обычно их заказывали очень богатые и образованные женщины своего времени, меценатки и коллекционерки.
⏳ Сомов мучился с моделями и мучил их. Он постоянно сомневался в себе как в художнике, а если за работу еще и платили, ему казалось, что он этого не заслуживает: «Какое мучение быть портретистом, какой я! — неуверенный, сомневающийся, трусливый, поминутно падающий духом». Чтобы победить неуверенность, Сомов подолгу работал над портретами. Например, на портрет Остроумовой-Лебедевой ушло 73 сеанса. Портрет Рахманинова создавался два месяца.
▪️ Племянник Сомова, Евгений Михайлов, вспоминал, что его портрет художник писал 47 сеансов — это 127 часов позирования. Он по много часов работал отдельно над глазами, лбом, виском. На вопрос Михайлова, как можно тратить на написание одного виска несколько часов, Сомов отвечал, что не может использовать в этом месте менее 7–8 оттенков, иначе получится «кусок мертвой кожи».
🎨 Сомов будто существовал вне времени, в своем измерении. Его долгий тщательный подход легко представить в портретах 18 века. Но Сомов — современник авангардистов и фовистов, а импрессионисты стали работать в быстрой технике а-ла прима еще в его младенческие годы.
👨 Сомов также работал в редком жанре мужского ню. На поздних работах художника изображены его любовники — Мефодий Лукьянов и Борис Снежковский. Это очень тонкие и чувственные портреты.
🔙 Отдельное направление — так называемые ретроспективные портреты. Это не столько портреты, сколько картины «по мотивам»: художник заимствовал у своих реальных моделей только внешний облик, но придавал им другой характер, помещал в обстановку давно ушедших эпох.
▪️ Портрет Анны Бенуа. Жена Александра Бенуа была очень открытой, доброй, смешливой женщиной. Такой она показана у Бакста и Серова. Но Сомов превратил ее в трагическую барышню, одетую по моде начала 19 века, на фоне регулярного французского парка. По парку гуляет парочка, и непонятно, то ли это случайные прохожие, то ли размытые воспоминания героини.
▪️ Дама в голубом (Портрет Елизаветы Мартыновой). Мартынова тоже была художницей, рано умерла от туберкулеза, и на картине мы уже видим болезненную бледность. Сомов одел ее по моде 18 века, дал в руки книгу, поместил в декорации французского парка. При этом у модели умные печальные глаза и весьма характерное выражение лица девушки рубежа 19–20 века. Возникает интересный контраст между сложным внутренним миром героини и ее внешним «театральным» образом.
😨 Еще несколько работ Сомова посвящены загадочным дамам. На первый взгляд кажется, что перед нами портреты реальных женщин. Но если присмотреться, возникает жутковатое ощущение. Современники называли эти работы странными и пугающими — и не без основания.
▪️ Например, в картине «Эхо прошедшего времени» (название под стать) мы видим странную женщину с черными глазами, в белом платье, в пустой усадьбе. Она кажется призраком этой усадьбы, а не ее современной хозяйкой.
▪️ В портрете «Дама в розовом» перед нами дама, которая поправляет шарфик. Вроде бы обычный жест, но кажется, что она затягивает удавку на шее.
▪️ Несколько работ посвящены спящим дамам в разных позах и обстановках. Внешне они сильно отличаются и представляют разные женские типажи, но вместе похожи на фарфоровых куколок 18–19 веков.
Человек и город в портрете Добужинского
Александр Головин
1. Автопортрет, 1912
2. Портрет Всеволода Мейерхольда, 1917
3. Портрет М. В. Воейковой
Театральные портреты («актер в роли»)
4. Портрет Федора Шаляпина в роли Олоферна, 1908 (опера А. Н. Серова «Юдифь»)
5. Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912 (опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов»)
6. Фото Федора Шаляпина в роли Годунова, 1912
7. Портрет Федора Шаляпина в роли Мефистофеля, 1905 (опера Ш. Гуно «Мефистофель»)
8. Портрет Федора Шаляпина в роли Мефистофеля, 1909 (опера А. Бойто «Мефистофель»)
9. Портрет певца Д. А. Смирнова в роли кавалера де Грие, 1909 (опера Ж. Массне «Манон»)
10. Портрет М. А. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен, 1908 (опера Ж. Бизе «Кармен»)
Завершим часть знакомством с Александром Головиным и необычным жанром — театральным портретом (а еще поговорим о великом Федоре Шаляпине).
🎭 Александр Головин — театральный художник. С конца 19 и в начале 20 веков он вместе с Константином Коровиным много работал в театрах. Их протежировал Владимир Теляковский, директор Императорских театров, в которые входили главные театры Российской империи.
🎨 Любимыми техниками Головина были пастель и темпера. Он работал над эскизами костюмов и декораций, сам мог расписывать ткань, создавать мебель и другой реквизит.
👤 Головин развивает жанр театрального портрета, когда актер показан во время игры на сцене. Это интересная задача. С одной стороны, надо показать, что перед нами актер, а не, например, реальный Борис Годунов. С другой — важно передать эффект перевоплощения, театральности, дух самой постановки. В это время многие художники занимались театром, здесь работало множество актеров, певцов, балерин — было кого писать. Но одним из самых ярких, конечно, был Федор Шаляпин.
🎶 Федор Шаляпин — символ русской оперы и русского искусства. Он был из крестьянской семьи, пел в церковном хоре. Много ездил по России, работая в разных хорах и труппах, но без певческой школы выезжал только на природном таланте — конечно, выдающемся. Так Шаляпин попал в Императорские театры, но не мог получить роли, которые бы его раскрыли.
▪️ Певца заметил Мамонтов и переманил его в свою «Частную Оперу» — для этого он даже продлил контракт с итальянской балериной Иолой Торнаги, к которой Шаляпин был неравнодушен (позже она стала его первой женой). Мамонтов был без ума от Шаляпина, развивал его как певца и актера. Певец вошел в Абрамцевский кружок и в окружении ведущих представителей русского искусства стал расти не только профессионально, но и личностно.
▪️ Когда Мамонтов разорился, Шаляпин вернулся в Императорские театры и триумфально гастролировал по всему миру.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день