Художественное объединение «Мир искусства»
Объединение «Мир искусства» и его участники
«Миром искусства» называют и группу петербургских художников, и выставку картин, и журнал об искусстве. Познакомимся со всей деятельностью объединения.
Выясним, почему об объединении «Мир искусства» интересно и полезно знать.
🔎 Оказалось несколько забытым. Это целое поколение художников, многие из которых затем оказались в эмиграции. Поэтому они выпали из поля зрения: кажется, что после передвижников сразу начались авангардисты. Но между ними была важная ступень, о которой интересно узнать.
👁 Очень интересно и эстетично. Мирискусники, как правило, не создавали большеформатных, впечатляющих работ, предпочитая малые формы. Но в это искусство приятно всматриваться, им хочется любоваться.
📖 Заложило фундамент русского искусствоведения. Журнал «Мир искусства» вывел разговор об искусстве на новый уровень, там публиковались критические статьи, серьезные разборы. До этого вся критика была во многом «вкусовщиной»: нравится — не нравится, хорошо — плохо. В журнале сформировались два талантливых искусствоведа — Александр Бенуа и Игорь Грабарь, сделавшие очень много для изучения русского и мирового искусства.
👏 Прославило русское искусство в мире. Мирискусники вывезли его за границу, показали достижения всему миру. Самый известный их проект — «Русские сезоны», синтез всех видов искусств от музыки и балета до живописи и сценографии.
1. Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева, 1904
2. Леон Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898
3. Константин Сомов. Автопортрет, 1898
4. Леон Бакст. Автопортрет, 1893
5. Осип Браз. Портрет Мстислава Добужинского, 1922
6. Константин Сомов. Портрет Евгения Лансере, 1907
7. Леон Бакст. Портрет Вальтера Нувеля, 1895
8. Леон Бакст. Портрет Дмитрия Философова, 1897
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте разберемся, что такое «Мир искусства». У этого понятия сразу несколько значений, связанных между собой.
👨🎨 Группа петербургских художников и критиков. Это близкие друзья, а иногда и родственники, со своими идеологией, художественной программой, видением искусства. Именно они были движущей силой всей деятельности «Мира искусства».
🖼 Выставочная группа. Это уже более широкое объединение, в котором участвовало намного больше художников — можно назвать десятки имен.
📖 Журнал. Образцовое издание об искусстве, до сих пор ценнейший источник информации для искусствоведов.
Вот как все начиналось 👇
🎓 В конце 1880-х в Петербурге в частной школе Карла Мая училась «золотая молодежь» — дети из интеллигентных семей, связанных с культурой:
▪️ Александр Бенуа. Представитель крупнейшей художественной династии. Бенуа переехали в Россию из Франции еще в 18 веке.
▪️ Константин Сомов. Самый крупный и сильный художник. Его отец был смотрителем Эрмитажа, и Костя с детства рос среди шедевров мировой культуры.
▪️ Вальтер Нувель. Не художник, но активный участник группы. Отвечал в журнале за музыкальную критику.
▪️ Дмитрий Философов. Тоже не занимался живописью, но писал в журнале о литературе.
📚 Молодые люди создали кружок, назвав себя «Невскими пиквикианцами» в честь романа Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Они собирались, говорили об искусстве, готовили доклады, ходили в музеи.
👥 Позже к группе присоединились еще два человека: Сергей Дягилев — двоюродный брат Философова и Евгений Лансере — племянник Александра Бенуа, брат Зинаиды Серебряковой.
⚡️ Сергей Дягилев не был художником, но обладал удивительной энергией. Он окончил юридический факультет, но юриспруденция его не интересовала. Сам Дягилев в 23 года говорил о себе так: «Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармер, в-третьих — нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашел мое настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег, но это придет».
▪️ Именно благодаря энергии Дягилева группа, изначально не имевшая особых амбиций и существовавшая «для себя», получила масштаб всероссийский и даже международный.
Теперь разберемся, почему объединение «Мир искусства» недолюбливало передвижников — и это было взаимно.
👨🎨 Мирискусники принципиально отличались от передвижников. Передвижники — выходцы из бедных семей, часто из регионов, которые на первых порах жили впроголодь и хотели рассказать о тяжелой жизни народа. У мирискусников таких проблем не было: они выросли в хороших условиях, были окружены искусством, жили в Петербурге — европейском городе с особой атмосферой.
🎨 Мирискусники стремились к чистому «искусству ради искусства» и критиковали передвижников за литературщину и памфлеты. Они считали, что в искусстве не должно быть морали, только красота. Себя художники считали хранителями искусства прошлого, особенно 18 века — и российского, и европейского. Конечно, в их представлении это была прекрасная возвышенная эпоха с садами, фейерверками и кринолинами.
⬅️ В своих поисках мирискусники смотрели на запад. Им были близки прерафаэлиты, символизм, модерн, ар-нуво. При этом они скептически относились к поискам в области новых форм, готовящих почву для авангарда — Ван Гогу, Гогену, Матиссу.
🗣 Если Бенуа смотрел на искусство широко — не зря позже он оказал большую поддержку авангарду, — то Сомов, например, писал:
▪️ «Гоген мне очень понравился, Матисс же совсем нет. Его искусство — не искусство вовсе!»
▪️ О Сезанне: «Кроме одного (а может быть, и трех) прекрасных натюрмортов почти все скверно, тускло, без валеров, несвежими красками. Фигуры же и его голые „купанья“ прямо прескверны, бездарны, неумелы. Гадкие портреты».
▪️ О Ван Гоге: «Не только не гениально, но и не хорошо».
🧩 Мирискусникам были близки идеи гезамткунстверка («единения искусств»): искусство должно выйти за рамки станковой живописи, гармонизировать и эстетизировать весь мир. Поэтому художники занимались прикладным творчеством — театром, балетом, оперой, книгопечатанием, иллюстрированием. У Сомова есть фарфоровые работы, а один из неосуществленных проектов касается оформления Казанского вокзала в Москве.
1. Константин Сомов. Афиша выставки, 1898
2, 3. Училище барона Штиглитца, СПб
4, 5. Фото выставок «Мира искусства»
6. Евгений Лансере. Афиша выставки, 1905
7. Таврический дворец, СПб
8, 9. Фото выставки исторического портрета в Таврическом дворце, 1905
Теперь поговорим о выставочной деятельности «Мира искусства».
🇫🇮 Все началось с выставки русских и финских художников в музее Штиглица в 1898 году. Она была проведена еще до создания «Мира искусства», но выявила организаторские способности Сергея Дягилева.
🤝 Дягилев договорился с московскими художниками — прежде всего с Валентином Серовым. Благодаря авторитету последнего поучаствовать в выставке согласились Михаил Врубель, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров — все они сотрудничали с передвижниками, но чувствовали себя среди них не совсем «своими».
🚂 Дягилев впервые объединил на выставке русских и финских художников — они развивались несколько обособленно от России, под влиянием не только Петербурга, но и Западной Европы. Выставку показали в русском отделе Сецессиона в Мюнхене, в Дюссельдорфе, Берлине, Кёльне. О Дягилеве заговорили.
🎨 После выставки художники объединились и создали «Мир искусства». Вот как рассказывал об этом Бенуа:
🗣 «Нами руководили не столько соображения „идейного“ порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий...»
🖼 Под именем «Мир искусства» с 1899 по 1903 прошло пять выставок. Их тщательно готовили, продумывали, декорировали. Они отличались от передвижных и академических выставок особой атмосферой, развеской. Мирискусники заложили принципы выставочной деятельности.
🎵 Первая выставка тоже прошла в музее Штиглица и стала громким событием. Там играла музыка, в залы поставили стильную мебель, украсили все цветами, разграничили пространство, создавая интимные салоны с разными темами. Выставку посетила императорская семья.
🔎 Работы отбирала редакция журнала «Мир искусства» — по факту Сергей Дягилев, который ориентировался на художественный вкус Александра Бенуа. На выставку попали Василий Поленов, Аполлинарий Васнецов, Филипп Малявин, Александр Головин, а также Ренуар, Дега, Моне, Пюви де Шаван из Франции, Уистлер из Англии, Бёклин из Германии.
😡 Владимир Стасов обрушился на выставку с критикой. Он был идеологом передвижничества и обвинял мирискусников в декадентстве. О многом говорят уже названия его статей: «Нищие духом», «Подворье прокаженных».
🔜 Следующие выставки прошли в 1900 и 1901 годы. В 1902 состоялась первая и единственная выставка мирискусников в Москве. Пятая, последняя, прошла в Петербурге.
🙅♂️ Выставки прекратились из-за проблем с издательством журнала. К тому же возникли внутренние противоречия: Дягилева критиковали за то, что он стал диктатором. С 1904 по 1910 петербургский кружок мирискусников вместе с москвичами входил в союз русских художников.
👤 В 1905 году Дягилев провел важную выставку портретов не в рамках «Мира искусства». Он лично ездил по усадьбам и договаривался с владельцами семейных портретов, которые хранились в личных галереях. Благодаря Дягилеву русская публика увидела работы Рокотова, Левицкого, мастеров россики, входящие сегодня в лучшие музейные собрания.
🆕 В 1910 году начался второй этап существования «Мира искусства», который завершился в 1924 году. Но это было уже другое объединение. В него входило много других художников: Кустодиев, Серебрякова, Петров-Водкин, Машков, Альтман, члены «Голубой розы» — Сарьян, Кузнецов, — а председательствовал Рерих.
Про декаданс и полемику со Стасовым
📖 Статья Стасова «Нищие духом»
1–4. Илья Репин. Портреты В.В. Стасова, 1983, 1889, 1900 и 1905
5. Владимир Стасов и семья Толстых, фото
6. Владимир Стасов с Максимом Горьким и Ильей Репиным, фото
1. Мария Якунчикова. Обложка журнала, 1899
2. Константин Сомов. Обложка журнала, 1900
3. Лев Бакст. Обложка журнала, 1902
4–6. Страницы журнала «Мир искусства» разных лет
7. Илья Репин. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой, 1896
8. Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова, 1897
9. Павел Щербов. Карикатура «Зальцбург», 1898 — подпись: «Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло — в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!»
10. Павел Щербов. Карикатура «Идиллия», 1899: Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов (мамонт)
В завершение части поговорим про журнал «Мир искусства», который выходил с 1898 по 1904 годы. Он сам по себе был ценным произведением искусства, а также заложил основы русской искусствоведческой критики.
💡 Главной целью журнала была пропаганда нового искусства, нового эстетического принципа. Изначально журнал был чисто художественным, в него входили только высококачественные иллюстрации — репродукции художественных произведений, а также прекрасные искусствоведческие статьи — их писали Бенуа, Грабарь, Дягилев, Кандинский.
▪️ Также в журнале делали обзоры крупных европейских выставок, интересных статей об искусстве, творчества различных иностранных художников. Это очень расширяло горизонты российской публики.
🔀 Жесткой редакционной политики не было. Внутри журнала велась полемика, высказывались различные мнения по одному вопросу. Это показало, что можно трактовать искусство по-разному, смотреть под разными углами.
✍️ С 1900 года в журнале появился литературный отдел под редакцией Философова. Там публиковали статьи, рецензии, произведения. Среди авторов были Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Василий Розанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый. Позже литературная часть «Мира искусства» откололась и создала отдельный литературный журнал «Новый путь».
📚 Журнал выходил раз в месяц. Его украшали виньетками, у него были красивые обложки. Отдельные тетради переплетали каждые полгода — получались очень дорогие, роскошные коллекционные фолианты.
👩 Главным меценатом была княгиня Тенишева. Она любила искусство, покупала много работ и тратила на это деньги мужа. Тот небезосновательно считал, что ее часто обманывают. Многие художники предлагали княгине написать ее портрет или сделать бюст, а потом продавали ей же за большие деньги. Вторым спонсором журнала был Мамонтов, но он давал в разы меньше.
😂 Над Тенишевой посмеивались, на нее рисовали карикатуры. На одной она в образе деревенской старухи стоит перед Дягилевым, который продает ей панно Врубеля «Утро» (номер 93 отсылает к реальному номеру, под которым висело «Утро» на выставке). Карикатура оказалась пророческой: Дягилев якобы говорит: «Я ее в больнице у Фрея выудил» (то есть в психиатрической лечебнице). Врубель действительно попадет в лечебницу, но только через несколько лет.
▪️ На второй карикатуре Тенишева и вовсе показана в образе коровы, которую доят художники-проходимцы. Конечно, княгиню все это очень обижало.
💸 В 1902 году журнал оказался на грани краха. Тенишева решила вмешаться в редполитику журнала, Дягилев довольно грубо поставил ее на место — и княгиня отказалась дальше финансировать издание. Мамонтов к этому времени разорился и находился в тюрьме.
👑 Ситуацию спас Серов. Он тогда работал над портретом Николая II (еще до скандальной истории с другим портретом императора), и попросил того поддержать журнал. Благодаря этому «Мир искусства» выходил еще два года.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день