angle-down facebook instagram vkontakte warning

Современная опера

Ильдар Абдразаков, Натали Дессей и Нажмиддин Мавлянов

Абдразаков — один из самых известных басов современности, Дессей когда-то была первым колоратурным сопрано мира, а искусство Мавялнова вызывает много споров. Посмотрим на каждого из этих исполнителей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Продолжаем говорить об оперных голосах современности. Начнем с Ильдара Абдразакова, разберем его сильные и слабые стороны.

🎭 У Ильдара Абдразакова есть проблема — его имя больше его искусства. Ильдар везде играет адекватно тексту и музыке, исполняет с чувством, но во всем этом он — удивительно однообразен. Скорбь короля Филиппа, грусть, которой томим Алеко, и тяжелые раздумья Ивана Сусанина — все роли исполнены очень профессионально, но на каком-то уровне ничем не отличаются друг от друга.

→ Ильдар Абдразаков. Каватина Алеко из оперы «Алеко»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут

→ Ильдар Абдразаков. Ария короля Филиппа
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

→ Ильдар Абдразаков. Ария Ивана Сусанина
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

🎤 У Абдразакова хороший голос, не самый большой, но вполне достаточный для оперы, с очень правильным, совершенным резонансом и балансом грудного и головного регистров. У него длинное дыхание, есть культура исполнения большого оперного басового репертуара. Техника Абдразакова не имеет никаких недочетов или слабых мест. И вообще, у него почти не бывает сценических провалов. В отношении актерской игры, он всегда в меру достоверен, в меру условен.

🏆 Что отличает хорошего техничного певца от великого? Сказать трудно. При похожих данных, Борис Христов был выдающимся артистом. А Ильдар Абдразаков — артист просто очень профессиональный. Дело в чем-то, что оживляет любое искусство — у Абдразакова этого нет. Тем не менее, спектакли с его участием — всегда гарантия качества, и это заслуживает очень большого уважения. Похожая история с Йонасом Кауфманом — замечательно поет, техника специфичная, но ему подходит, голос красивый, большой, но души художника не расслышать.

Теперь обсудим карьеру французской артистки Натали Дессей. Как от первого колоратурного сопрано мира она перешла к репертуару шансона.

🩰 Натали Дессей — французское колоратурное сопрано. С детства имела выраженный интерес к искусству, но не знала кем ей быть — то ли балериной, то ли актрисой. В итоге обнаружила, что ее козырная карта — это голос и достаточно быстро сделала себе карьеру. Хотя в сравнении с другими пением она занялась поздно.

🆓 Благодаря занятиям совершенно разными видами сценических искусств, она обрела такую пластическую свободу, которая редко бывает у певцов. В другую эпоху такие артисты тоже были. Магда Оливеро, например, которая прошла школу Далькроза, и благодаря ей сумела восстановить почти потерянный от занятий с бестолковыми педагогами голос. Кстати, хороший педагог — не всегда вопрос финансов. Магда была дочкой очень состоятельных родителей, но хороших учителей нанять не получилось. В итоге, она восстановила голос, пропела счастливо всю жизнь и прожила 104 года. Но Магда Оливеро жила в другой век, когда постановки были историческими, от артистов не требовали петь стоя на голове. Она бы это смогла, могла и Натали Дессей.

В записях арии Олимпии из «Сказок Гофмана» и в сцене безумия из «Лючии ди Ламмермур» можно увидеть ее фантастическую свобода пластики.

→ Натали Дессей. Ария Олимпии
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут

→ Натали Дессей. Сцена безумия из «Лючии ди Ламмермур»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

🎹 Первую половину карьеры у Натали Дессей были совершенно свободные верха, которые она использовала ничуть не стесняясь. Ее голос казался удивительным инструментом нежного флейтового тембра, достаточно масштабный и плотный. Возвращаясь к разговору о колоратурных сопрано, часто бывает так, что голос высокий и на верхах звучит свободно, но сам по себе жиденький. А здесь же — напротив.

→ Натали Дессей. Ария Царицы Ночи
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🙊 Но постепенно с голосом начались проблемы — она перенесла несколько операций по удалению узлов на голосовых связках. От чего они возникают — вопрос сложный. У кого-то они есть с рождения, как у Сондры Радвановски, которая начала свою карьеру, уже имея узел на связках, и он ей не очень-то и мешал, но и после его удаления она продолжила петь. Но голос Натали Дессей узлы повредили. Почему так произошло? Возможно, она просто перенапрягла свой голосовой аппарат, выступая слишком много или исполняя партии, которые были слишком сложны для ее голоса. Или причина в природной постановке и отсутствии техники. Есть голоса более или менее поставлены от природы, а бывает, когда их нужно обрабатывать и вытаскивать наружу. Ее голос был поставлен от природы — встала и запела, как птица, без всякой школы. К тому же в условиях французского музыкального образования, которое уделяет больше вниманию стилю, чем технике, рационального понимания того, что для голоса опасно, а что безопасно, у нее не сформировалось. А возможно, это было простой случайностью.

🌏 До того, как у Натали Дессей начал пропадать голос, она была первым колоратурным сопрано мира. После операции она поменяла репертуар. Сначала избавилась от всего слишком высокого — крепкая середина позволила какое-то время еще выступать. Но когда голос пропал совсем, она взялась за французский шансон и сейчас исполняет Шарля Азнавура. История, с одной стороны, трагическая, но с другой стороны, переход от оперы к эстраде дался ей достаточно легко. Может быть, из-за того, что в детстве и юности она никак не могла выбрать, каким сценическим искусством заниматься и пробовала все подряд. Сейчас это уже не та Натали, которую можно было услышать 6–7 лет назад, но все равно, как певица, она продолжает оставаться интересной.

Натали Дессей. Оперетта «Орфей в аду»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

→ Натали Дессей. Delphine's Song
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь обсудим карьеру Нажмиддина Мавлянова. Почему его творчество вызывает так много споров.

🇺🇿 Нажмиддин Мавлянов — узбекский тенор, который за десятые годы сделал хорошую российскую и не столь хорошую мировую карьеру, но у него все еще впереди. Он — лирико-драматический тенор, ближе к лирическому. Не самого красивого, несколько горлового тембра, но звучный и поющий достаточно правильно, в советском духе. У Нажмиддина Мавлянова крепкая голосовая природа, темперамент скорее драматический или трагический, чем лирический.

🗣 Его искусство вызывает довольно частые споры: возможно, дело в том, что далеко не весь репертуар, который можно петь — нужно петь. Но из всех записей самая интересная — это песня Садко. Ему эта роль совершенно по голосу. Та энергия, которую он привносит в исполнение, очень хорошо гармонирует и с образом самого Садко, и с музыкой Римского-Корсакова, и с самим спектаклем Чернякова.

→ Нажмиддин Мавлянов. Песня Садко
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎤 Как Нажмиддин Мавлянов поет Германа? Весьма достойно, если мы говорим о концертном исполнении. Его актерская игра всегда производит довольно сильное впечатление, даже если он особо ничего не делает. Бывает у людей такое свойство — выходят на сцену, и сразу все взгляды прикованы к ним. Для того чтобы Герман звучал в театре так, как задумано, Мавлянову не хватает объема голоса. В лирических сценах, которые всегда подернуты пеленой, он звучит прекрасно. Но когда голос должен парить над бурей оркестра, как бы прорезать ее, то он в этом оркестре теряется.

→ Нажмиддин Мавлянов. Ария Германа
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🎨 Для Германа нужна более темная краска. Можно вспомнить советских Германов — Владимира Атлантова или Нэлеппа. Не обязательно Герман должен иметь тембр такой темный, как у Галузина, можно компенсировать это другим. Анджапаридзе, к примеру, строил партию на звонкости и у него был удивительный, очень большой льющийся голос, звенящий металлом. У Мавлянова тоже есть в голосе металл, но его недостаточно.

→ Владимир Атлантов ария Германа
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🇮🇹 Что касается итальянского репертуара, Каварадосси гораздо проще Германа и гораздо менее требовательный, как партия. Если мы послушаем трактовку этой арии, несмотря на не самый лучший итальянский, все очень эмоционально, очень чувственно и с оглядкой на итальянскую традицию. Вместе с тем есть какое-то чувство эстетического несовпадения, выбивающегося из эстетики Пуччини, из эстетики итальянской оперы. Это индивидуальное чувство музыки, которое у Мавлянова достаточно негибкое и уместно в определенном репертуаре.

→ Нажмиддин Мавлянов. Ария Каварадосси
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;