angle-down facebook instagram vkontakte warning

Современная опера

Особенности современной оперы и Мария Гулегина

Мария Гулегина в 61 год находится в прекрасной форме, несмотря на то, что всю жизнь пела тяжелый драматический репертуар. Позже мы послушаем ее исполнение, а перед этим выделим особенности современной оперы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Перед тем, как начать говорить о современной опере и разбирать певиц и их тембры, узнаем, чем современные традиции отличаются от того, что было принято 30, 40, 50 лет назад? Но главное — попробуем понять, как эти отличия влияют на наше восприятие.

🔇 До изобретения звукозаписи, аппаратуры и усилителей каждый певец жил по принципу Omnia mea mecum porto, то есть «Все свое ношу с собой». Отбор в профессию был довольно жесткий. Тогда существовало два понятия: настоящего оперного голоса и голоса камерного, который мог управляться с чувством и вкусом и производить эффект в небольших пространствах.

🎵 Появление звукозаписи создало новую шкалу оценки певцов — далеко не всегда голоса, которые хорошо звучали в зале, были такими же мощными в записи. И наоборот — бывало, что неприспособленные к выступлению в больших театрах голоса хорошо звучали в записи. Потом появилось радио — те певцы, которые не могли или не хотели делать театральную карьеру, ушли туда.

📍 Дальше в театрах появилась подзвучка — запись с нескольких микрофонов: на записи остается тот голос, который долетел до одного из них. Несмотря на то, что качество в записях 30–60-х годов было не всегда высоким, мы можем объективно судить об объеме голосов того времени. А потом и самих певцов стали подзвучивать, совершенствовать их тембры (это относится ко многим современным альбомам). Сейчас мы не всегда можем доверять тому, что слышим — из-за высокого качества современной аппаратуры невозможно понять, кого подзвучивают, а кого нет.

🔉 Порог входа в профессию и требования к оперным артистам изменились. Теперь надо не только петь, но и играть, танцевать, иметь хорошую пластику, выполнять режиссерские задумки и иметь внешность кинозвезды. С другой стороны, требования к самому голосу стали меньше, ведь какая разница, если можно подзвучить. Диапазон, конечно, невозможно подделать, но объем голоса, который был критически важен в предыдущие годы, сегодня можно создать искусственно.

👩🏻 Мария Гулегина — тот редкий голос, которому это совершенно не нужно. У нее есть правильная техника и этот репертуар ей очень подходит. Ее голос — это то, что называется чудо природы. Например, она исполняла роль Абигайль в «Набукко» после серьезной операции на сердце. На сцене был оркестр, был хор и была Гулегина, которая, несмотря ни на что, звучала, ярко выделяясь на фоне их всех.

Мария Гулегина

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Начнем знакомство с голосом Марии Гулегиной с записи концерта 1989 года, сделанной в Минске.

→ Мария Гулегина. Новогодний концерт в Минске (1989)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 4 минуты

🔉 Впечатляет сценический костюм, который смотрит в будущее и при этом отдает девяностыми, а две первые арии сразу дают впечатление о голосе. Звук снят несколько сбоку, поэтому можно лучше оценить резонанс. Те звуковые волны, которые исходят от ее голоса, имеют очень большую силу. Это слышно, даже когда она просто говорит — микрофон немножко фонит.

🗣 Здесь мы слышим огромный голос и хорошую советскую школу со стилем крупного помола, ведущим свою историю от сталинской эстетики. При всей мощи голоса акцентов здесь практически нет. Техника дана в своем лучшем качестве, потому что голос звучит безупречно, ему доступны все краски — от форте до пиано. Заметим, что у Марии Гулегиной нет трудностей с переходными нотами.

🎶 Часто бывает, что у больших голосов есть какие-то недостатки: регистры пестрят, голос детонирует, следовательно, певец не попадает в ноту. Да, можно сказать, что голос Гулегиной настолько большой, что на одной ноте не помещается, то есть верхние ноты чуть-чуть ниже, чем нужно, но у нее есть все достоинство больших голосов. При этом певец с таким голосом часто может эксплуатировать данный природой ресурс: давать максимальную силу звука, бравировать этим. Здесь мы не наблюдаем ничего подобного — она не играет как Софи Лорен или Елена Быстрицкая, но каждая ария выстроена как небольшой театр, за которым читается какая-то оперная история.

В 90-х у Марии Гулегиной начался стремительный карьерный взлет. Послушаем несколько ее выступлений и обсудим, в чем заключается ее уникальность.

⭐️ Сперва посмотрим ее дебют на Арена ди Верона — открытом амфитеатре в Вероне, который всегда был полигоном для испытания больших голосов. Если в театре можно подзвучить камерный голос так, чтобы он производил впечатление оперного, то в театре Арена ди Верона это нереально.

→ Мария Гулегина. Arena di Verona, опера «Набукко» (1996)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 часа 22 минуты

🗣 В 90-е Гулегина поет весь тяжелый репертуар для сопрано. Есть множество историй о том, как певицы начинали петь Абигайль или Леди Макбет или Турандот и быстро теряли голос, перенапрягались или голос просто не подходил: был достаточный объем, но при этом сам голос был другого типа. Лирико-драматические сопрано — такие как Рената Тебальди, могли бы петь эти партии, но сделали карьеру на другом, прекрасно понимая, что это навредит их голосу. А у Марии Гулегиной мы слышим редкое соответствие возможностей голоса требованию исполняемой партии.

🎦 Следующее выступление, которое мы посмотрим — это постановка Ла Скала 97-го года. Здесь в каждой сцене подсвечено только то, что важно, например, мы видим руки и лицо певицы, и нет ничего отвлекающего. Все заключено в пластике фигуры и эмоциях — это и есть самое главное. Марию Гулегину нельзя назвать драматической актрисой, но она владеет в совершенстве техникой оперной игры в хорошем смысле этого слова. И, как и голос, ее игра производит лучшее впечатление, когда смотришь это вживую на концерте. Каждый жест, каждая интонация осмыслены, наполнены чувством. И даже если это бравада возможностями голоса, как вставной ми-бемоль в сцене хора в Аиде — это не показ этих возможностей, это крик отчаяния героини.

→ Мария Гулегина. Макбет Верди (1997)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;