Современная опера
Барбара Ханниган, Анна Аглатова, Элина Гаранча и Анита Рачвелишвили
Завершим обсуждение оперных артистов современности разговором о последних четырех голосах, а после подведем итоги урока.
Начнем с Аниты Рачвелишвили.
🇬🇪 Анита Рачвелишвили — грузинское меццо-сопрано. Родилась в Тбилиси во времена СССР. Когда Советский Союз развалился, певица осталась в Грузии и окончила Тбилисскую консерваторию. У Аниты достаточно быстро сложилась хорошая карьера на Западе, уже оттуда она приехала в Россию.
🎤 Ее голос — это темное меццо-сопрано, округлого, сочного тембра и очень большой звучности, с южным темпераментом и детальностью. Чувственность составляет эмоциональную основу ее пения, оно всегда наполнено страстью. У Аниты Рачвелишвили прекрасное чувство мелодии, которое проявляется в романсах. И несмотря на то, что у нее настоящий оперный голос, камерная музыка дается ей лучше всего. Давайте послушаем замечательное исполнение романса Рахманинова «Не пой красавица при мне…».
→ Анита Рачвелишвили. Романс «Не пой красавица при мне…»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
💔 Культурная близость материала придает исполнению какое-то невероятное очарование — грузинка, которая поет о тоске по родине. На пиано у нее слышна совершенная слитность грудного регистра и медиума. Это важно, потому что нижний регистр у женщин очень отличается по звучанию от медиума и головного — он мощнее и грубее. Иногда очень низкий голос похож на высокий мужской. Контральто Руби Хелдер имела очень низкий голос, из-за чего ее называли «девочка–тенор». Это, наверное, самый низкий женский голос среди профессионалов. Давайте послушаем ее. Такой голос встречается один на миллион и слушать его ради удовольствия достаточно трудно.
→ Руби Хелдер. Ария «Марта, Марта, где ты скрылась?»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎼 У сопрано грудные ноты в слитностях с медиумом не имеют такого большого значения. Они не часто встречаются в партиях и не обязательно должны быть звучными. Например, хорошо, если Елизавета в «Доне Карлосе» обладает полноценным низом, но этого может и не быть. Марина Поплавская, пение которой можно услышать в записи из «Метрополитен», обладает довольно скромным нижним регистром, но партию спела на очень хорошем уровне. Совершенно другое дело низкие голоса меццо-сопрано. Академическая выучка голоса стремиться к тому, чтобы максимально слить его регистры, когда один как бы проникает в другой. В этом случае разница между медиумом и грудным регистром должна быть менее заметной. До идеала звучание довести очень трудно, это достигается упорным трудном и правильной техникой. Обычно в пении есть резкий контраст, но мы к этому привыкли и не обращаем на него внимание.
🎹 В романсе Рахманинова, когда Анита Рачвелишвили поет на меццо-форте, регистры у нее слиты, но когда дело доходит до большого оперного стиля и ролей, требующих звучности, то сразу появляется контраст. Очень показательна в этом смысле ария принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер».
→ Анита Рачвелишвили. Ария принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
👥 Поговорим подробно о технике и ее недостатках. Часто певицы с поставленным от природы голосом пренебрегают скрупулезной работой, которая требует усилий. У Аниты между грудным регистром и медиумом слышен разрыв. Оба очень хороши, мощны, но давайте сравним это с исполнением Елены Васильевны Образцовой. Какой бы Анита Рачвелишвили ни была замечательной певицей, до уровня техники Образцовой ей еще надо подрасти.
→ Елена Образцова. Ария принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Давайте послушаем арию Любаши из «Царской невесты» в постановке Дмитрия Феликсовича Чернякова. Это достаточно хорошее исполнение, в нем есть чувство мелодической линии и умение наполнить ее эмоцией, которое мы слышали в первом романсе.
→ Анита Рачвелишвили. Ария Любаши из оперы «Царская невеста»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Теперь поговорим об Элине Гаранче, ее голосе и актерской игре.
🎹 Элина Гаранча — одна из выдающихся певиц нашего времени. Лирическое меццо-сопрано, не слишком большого, но достаточного для оперы объема, очень приятного, светлого тембра. Благодаря дару поющей актрисы она стала известной в постановках, где требуется достаточно сложная и разнообразная актерская игра. Элина Гаранча, как и любой хороший актер, является пластилином в руках режиссера. Посмотрите на Кармен, посмотрите на Далилу в ее исполнении — это два совершенно разных типажа, которые нужно не только слушать, но и смотреть. Обратите внимание на то, как она внимательна к деталям и партнерам, и как это отражается в ее голосе. Это умение менять под себя пространство спектакля многого стоит.
→ Элина Гаранча. Ария «Любовь — мятежная птица» из оперы «Кармен»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
→ Элина Гаранча. Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
✨ В арии Далилы нет такого пространства взаимодействия с текстом как в песнях на стихи Матильды Везендонк. После просмотра становится понятно, что Гаранче не нужен ни режиссер, ни партнер по сцене, она сама по себе уникальная творческая единица, способная в одиночку создать произведение искусства в звуках. Расчет и вдохновение слиты так же, как регистры ее поразительно ровного голоса. Гениальная певица, одна из лучших в наше время.
→ Элина Гаранча. Песни на стихи Матильды Везендонк
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь узнаем, что уникального есть в творчестве Барбары Ханниган и что входит в ее репертуар.
🎧 Барбара Ханниган — уникальна тем, что сделала себе карьеру на исполнении современной музыки 20–21 веков. Не многие артисты, прошедшие академическую выучку, используют свой голос для таких целей. Дело в том, что в этой музыке, при том, что она требует многого, далеко не всегда эти требования художественно оправданы. К примеру, представители направления "новая сложность" пишут умопомрачительные партии для педали в фортепианной музыке, хотя результат одинаковый, что с педалью, что без.
🗣 Барбара Ханниган — это высокое сопрано, неинтересного тембра, небольшого объема. Такие голоса при надлежащем обращении с ними в первой половине 20 века могли бы с большим успехом попадать в камерную музыку. Сейчас возможности шире и Барбара выбрала такую стезю — превращать каждый концерт в перфоманс, тем более что музыка, которую она исполняет, подразумевает перфомативность. Для исполнения такой музыки нужно иметь определенный вкус, и он у Барбары безусловно есть. Давайте посмотрим пару видео.
→ Барбара Ханниган. Фрагмент оперы «Великий Мертвиарх»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 12 минут
Что-то более близкое к классической академической музыке она тоже поет превосходно, вот, к примеру Стравинский.
→ Барбара Ханниган. Ария и кабалетта из оперы «Похождения повесы»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 8 минут
🎹 Сейчас исполнять «Похождения повесы» иначе, с другими интонациями и выразительностью, может быть скучно. Это музыка, для которой не подходит стандартный академический подход, где есть герой, есть его переживания, традиции исполнения, вокальная линия, партия, которая пишется с расчетом для удобства певицы, чтобы услаждать публику. Здесь все сложнее — композитор часто не заботится ни о певице, ни о публике, а выражает и конструирует то, что ему интересно. Проникнуть в замысел и адекватно контексту этот замысел изобразить — это большое искусство. У исполнения стандартного оперного репертуара уже сформирован контекст, а при исполнении современной музыки контекст нужно создавать и продумывать, с этим у Барбары все замечательно. Слушать ее в ином репертуаре скучновато. Прослушаем песнь Курта Вайля «Юкали».
→ Барбара Ханниган. Песнь «Юкали»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 6 минут
Завершаем тему оперы с Анной Аглатовой. Узнаем об эффекте, которая она производит на живых концертах и в чем певице еще стоит совершенствоваться.
🎼 Анна Аглатова — сопрано, самая итальянская из русских певиц. У Анны армянское происхождение, теплый южный голос и темперамент. У нее очень яркая личная индивидуальность — в живом концерте своей энергией и экспрессией она производит очень сильное впечатление. Послушаем вальс Мюзетты из оперы «Богема». Очень стильное, с превосходным итальянским произношением, хорошее и техничное исполнение.
→ Анна Аглатова. Вальс Мюзетты из оперы «Богема»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 4 минуты
Давайте послушаем еще. Песня исполнена с испанской страстью, чуть в более медленном темпе, чем возможно, но хорошо и достойно.
→ Анна Аглатова. «Испанская песня»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 3 минуты
🎭 Каватина Розины исполнена тоже очень ярко, экспрессивно и технически правильно. Анна очень свободна в отношении пластики, она готова выполнять разнообразные режиссерские задумки и качество вокала от этого не страдает. Но когда ее слушаешь, появляется впечатление, что это не вполне индивидуально. Хорошее, талантливое, яркое исполнение, но основано на копировании лучших образцов. И все ее партии как бы немного сшиты из разных кусочков, что конечно не влияет на общее хорошее впечатление, которое остается от ее концертов. И все-таки, чтобы стать такой же яркой индивидуальностью в музыке, какой она является в реальной жизни, ей надо приложить некоторое количество усилий. С другой стороны, она очень молода, у нее есть время для того, чтобы совершенствоваться.
→ Анна Аглатова. Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник»
Видеопример
⏱ Время просмотра: 6 минут
Давайте подведем итог урока и повторим главное, что мы успели узнать о современной опере и оперных певцах и певицах.
🎶 Сегодня опера отличается от оперы, которая была 30–50 лет назад. С одной стороны, требования к артистам изменились: теперь надо не только петь, но и играть, танцевать, выполнять режиссерские задумки. С другой — артист с не очень сильным голосом может достойно выступать благодаря современной аппаратуре. Однако это никак не мешает появляться звездам современной оперы.
Выдающиеся сопрано современной оперы
👑 Мария Гулегина — огромный голос хорошей советской школы со стилем крупного помола. Ей доступны все краски — от форте до пиано.
👑 Анна Нетребко — одна из див современного оперного мира. Ее голос менялся от колоратурного сопрано до более темного драматического.
👑 Людмила Монастырская — украинская певица со звучным о мощным голосом. Владеет множеством градаций, может давать пианиссимо на самых высоких нотах.
👑 Вероника Джиоева — лирико-драматическое сопрано хорошего объема, светлого и яркого тембра. Основное качество пения — стихийность.
👑 Хибла Герзмава — великое колоратурное сопрано. Ее искусство всегда про трансцендентное.
👑 Елена Стихина — одна из самых интересных и перспективных сопрано, которые входят в состав Мариинского театра. Кроме подлинно настоящего оперного голоса и объема в ее искусстве есть удивительная пластичность, которая позволяет ей принимать образы разных героинь.
Талантливые ученики Дмитрия Вдовина
🎩 Богдан Волков — лирический тенор достаточно темного тембра, который раскрывается не сразу.
🎩 Алексей Кудря — лирический тенор. Его голос яркий, солнечный, очень итальянский, льющийся, с беспредельными верхами.
🎩 Василий Ладюк — баритон, обладатель красивейшего бархатного голоса и очень умно сделанной техники.
Другие подходы к обучению и техники
🎹 Борис Пинхасович — солист Михайловского театра с прекрасно собранным и округлым на середине звуком. У Елены Петровны Богачевой перенял основы и традиции советской школы.
🎹 Олеся Петрова обладает голосом объемным, округлым и в то же время звонким. Ученица Богачевой: унаследовала все ее достоинства и не переняла ни одного недостатка.
🎹 София Фомина — лирико-колоратурное сопрано довольно темного, но очень богатого тембра. Она успела поучиться у Зары Александровны Долухановы — одной из самых тонких и камерных певиц советского времени.
Перцы и певицы, которых предложили в чате
🎵 Ильдар Абдразаков — один из самых известных басов современности. Профессиональный артист с безупречной техникой исполнения.
🎵 Натали Дессей — французское колоратурное сопрано. Была первым сопрано мира до потери голоса, сейчас продолжает петь французский шансон.
🎵 Нажмиддин Мавлянов — лирико-драматический тенор, ближе к лирическому. Не самого красивого, несколько горлового тембра, но звучный и поющий достаточно правильно, в советском духе.
🎵 Анита Рачвелишвили — темное меццо-сопрано, округлого, сочного тембра и очень большой звучности. Чувственность составляет эмоциональную основу ее пения.
🎵 Элина Гаранча — одна из выдающихся певиц нашего времени. Лирическое меццо-сопрано, не слишком большого, но достаточного для оперы объема, очень приятного, светлого тембра.
🎵 Барбара Ханниган — высокое сопрано, неинтересного тембра, небольшого объема. Стала известна на исполнении современной музыки 20–21 веков, превращая каждое выступление в перфоманс.
🎵 Анна Аглатова — сопрано. Артистка имеет очень яркую личную индивидуальность. Производит очень сильное впечатление своей энергией и экспрессией на живых концертах.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день