angle-down facebook instagram vkontakte warning

Современная опера

Анна Нетребко, Людмила Монастырская и Вероника Джиоева

Продолжаем говорить о современных оперных певицах. Сравним трех звезд оперной сцены и посмотрим, что помогло им достичь успеха.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Встречаем настоящую диву и звезду — Анну Нетребко. Обсудим, насколько медийный образ дивы оправдан талантом и заслугами певицы и, конечно, поговорим о ее голосе.

👩🏻 Анна Нетребко родилась на Кубани, где еще сохранились советские традиции бытового пения. Чем южнее, там чаще в семьях встречается обычай собираться за столом и петь вместе романсы. У Нетребко есть голос, есть слух и, что немаловажно, был интерес к опере, хотя ее семья немузыкальная.

🎓 Пением Анна занималась всю юность, затем приехала в Ленинград и поступила в класс Тамары Дмитриевны Новиченко. У Новиченко блестящая техника и лирико-колоратурное сопрано, но объема не вполне хватает, чтобы иметь крупный успех в опере. Зато у нее развился интерес к педагогике, и те, кто попадал в ее класс, находили свой голос и раскрывали потенциал. Нетребко — одна из самых известных выпускниц Консерватории. В 1993 году победила на конкурсе им. М. И. Глинки и была приглашена в Мариинский театр. Первая запись, которую мы послушаем — партия Розины из оперы «Севильский цирюльник» Россини.

→ Анна Нетребко. «Севильский цирюльник»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

🔉 Что мы здесь слышим? Колоратурное сопрано очень приятного тембра, при этом теплое. Это интересно, так как обычно чем выше звук, тем больше шансов, что он окажется неприятным. И особенно отметим, что здесь исключительно правильная техника. Звук на середине очень собран, верха звучат абсолютно естественно во всех нужных резонаторах, переходные ноты не заметны.

🎭 Это 1996 год, ее карьера только началась, а она уже ведет себя так, как будто родилась на сцене. Ее органика очень поспособствует ее карьере к тому времени, когда опера придет в кино и в профессиональные записи живых спектаклей с хорошей картинкой. В век триумфального торжества режиссерской оперы, ее пластичность очень помогает карьерному росту и востребованности. У нее нет особой актерской техники, и ее игра — это не искусственно выстроенное, а естественное и органичное начало.

А сейчас послушаем две арии из «Травиаты», где мы можем оценить, что произошло с голосом Нетребко спустя 10 лет.

→ Анна Нетребко. «Травиата»
Видеопример
⏱Время прослушивания: 4 минуты

→ Анна Нетребко. «Травиата» («Sempre Libera»)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

🎵 Это самая известная «Травиата» последнего времени. Здесь более тяжелая роль, чем Розина, голос звучит чуть темнее, в нем больше мощи. Это естественно, ведь певице уже 35 лет, и из юной девушки она превратилась в женщину, и это слышно в голосе, в котором стало больше глубины, больше тембра. Теперь она может позволить себе более тяжелые партии. Виолетта — это партия, где важно иметь не только нужный тембр, но и некоторую голосовую мощь, чтобы произвести эффект в зале и чтобы голос было слышно через оркестр.

⭐️ Это одна из самых успешных ролей Нетребко, расцвет ее вокальной формы, совпадение индивидуальности, которая живет на сцене, с тем персонажем, которого она изображает. Внутренний мир Виолетты, сотканный из сплошных чувств, здесь находит совершенно адекватное выражение. Нетребко — лучшая Виолетта начала 21 века, великая удача, что момент полного перевоплощения был заснят на камеру.

👩🏻 Что интересно, продолжая выступать в опере, Нетребко также принимает участие в эстрадных концертах, снимает клипы, дает интервью. Таким образом она создает образ дивы, и вне всяких сомнений, она подкреплен настоящими заслугами. Но происходит кое-что непредвиденное.

⚡️ Когда она начинает все чаще появляться в медиа, в ее карьере происходит поворот — голос начинает темнеть. Послушаем арию из «Богемы» Пуччини. Партия Мими — лирико-колоратурное сопрано.

→ Анна Нетребко. «Богема»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

🎼 Здесь Нетребко хочется проявить себя как певице, и мы слышим перемены, которые произошли в ее голосе — он становится менее подвижным и тембрально более глубоким, середина начинает звучать чуть-чуть пустовато, но верхние ноты остаются на месте.

→ Анна Нетребко. «Макбет»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут

🗣 В 2013 году открывается новая сцена Мариинского театра, на гала-концерте Нетребко пела партию леди Макбет — партию драматического сопрано. При переходе с лирико-колоратурного сопрано на драматическое голос перенапрягается, ресурс прочности истрачивается, и обычно люди уходят со сцены. А здесь мы видим беспрецедентный случай: необычная глубина, большой объем, полностью сохранившаяся техника и устойчивые верха.

🎧 Послушаем арию из оперы «Турандот», которая была записана чуть более года назад. С момента масштабного перехода на драматические роли прошло 7 лет. Голос не потерял ни в объеме, ни в диапазоне, ни в ровности регистров. Почему? Наверное, это природная гибкость и правильная техническая основа, которую дала школа Тамары Новиченко.

→ Анна Нетребко. «Турандот»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

💃 Сейчас Нетребко — одна из див, которые еще остались на современной сцене, ведь звезды почти исчезли из оперы. Уже нет таких див, как Тамара Милашкина, Елена Образцова, Галина Вишневская. Все стало гораздо ровнее, и самих голосов стало больше, у слушателя стало больше выбора. Образ веселушки-хохотушки, который мы видим в интервью, не показывает, сколько за ним колоссального труда. Нетребко надо слушать, пока она еще поет, ведь она великая артистка — и это главное.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Еще одна выдающаяся оперная певица — Людмила Монастырская. Это украинская певица, слава к которой пришла только в начале 2010-х годов, когда она уже была сложившейся артисткой. Давайте насладимся ее профессионализмом и впечатляющим владением собственным голосом.

🎵 Судьба Людмилы Монастырской складывалась непросто. Имея уникальной мощи голос, она работала в обычном детском театре, и даже в хор ее не брали из-за слишком сильного и выделяющегося на фоне остальных голоса. Потом она добилась того, что стала подменным артистом для европейских звезд. Так прошло несколько лет, пока Монастырская не спела «Тоску» вместо Анджелы Георгиу — и сразу была замечена европейскими менеджерами, которые оценили ее и голос и актерскую игру.

→ Людмила Монастырская. «Набукко»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 12 минут

⭐️ После успеха «Тоски» Монастырскую стали приглашать выступать в «Метрополитен-оперу» и «Ковент-Гарден». После того, как она получила известность в Европе и США, обратно в Украине ее приняли с распростертыми объятьями. Карьера у Людмилы Монастырской сложилось хорошая, и последние годы она в основном поет в Украине, в России ее пока не увидеть в связи с политическими моментами.

→Людмила Монастырская. «Макбет»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут

👩🏻 По типу ее голос чем-то похож на голос Марии Гулегиной: он столь же звучный, она управляет им с таким же осмысленным подходом. Все партии, которые она поет, не состоят из сплошных форте, она владеет множеством градаций и оттенков и может давать пианиссимо на самых высоких нотах. Персонажей, которых она изображает на сцене, объединяет невероятная достоверность, подлинность. Для оперной певицы не столь важная модельная, звездная внешность, сколько внутренние качества: ум, воля и, конечно, талант. Пример Людмилы Монастырской как раз говорит о том, насколько истинный талант не нуждается в подкреплении внешней красотой с ее современными стандартами.

→ Людмила Монастырская. «Аида»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

👀 Обратим внимание на то, как арии выстраиваются с точки зрения логики поведения и чувств персонажей. Что испытывает Абигайль? Что движет эмоциями Леди Макбет? О чем мечтает прекрасная Аида? Все героини представляют собой цельные и сильные образы, которыми мы можем наслаждаться в исполнении Людмилы Монастырской.

Третья певица интересна тем, что она училась, как и Анна Нетребко, в Петербурге, а ее звезда загорелась не в Северной столице и не в Москве, а в Новосибирске. Послушаем яркую и талантливую Веронику Джиоеву.

👩🏻 Вероника Джиоева родилась в городе Цхинвал в 1979 году. Она с детства любила петь и в 2000-м году переехала в Петербург, поступила в Консерваторию в класс Тамары Новиченко. Если мы посмотрим на школу Джиоевой и школу Нетребко, то увидим некоторые сходства общих принципов, по которым выстраивается техника. На основе этих принципов каждая выдающаяся ученица Новиченко выстраивает свою индивидуальность — не только голосовую, но и артистическую.

→ Вероника Джиоева. С. Рахманинов, вокализ
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

⭐️ С 2010 года Вероника Джиоева стала солисткой Большого театра. Ее голос — это лирико-драматичесакое сопрано хорошего объема и светлого и яркого тембра. Цвет и яркость ее голоса лучше всего слышны в живых выступлениях, на записях он звучит более темным, но эта проблема осталась со времен пластинок, когда часть обертонов теряются при записи. Какой бы хорошей ни была запись, она никогда не заменит живого присутствия в зале.

→ Вероника Джиоева. Ария из оперы Верди «Сила судьбы»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут

→ Вероника Джиоева. Ария из оперы Верди «Сицилийская вечерня»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;