angle-down facebook instagram vkontakte warning

Современная опера

Борис Пинхасович, Олеся Петрова и София Фомина

Продолжаем говорить о разнице в звучании и исполнении. Чтобы дополнить картину голосов и разных подходов, обсудим баритона Бориса Пинхасовича, меццо-сопрано Олесю Петрову и сопрано Софию Фомину.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎵 Борис Пинхасович — баритон, солист Михайловского театра. У него была хорошая зарубежная карьера — он выступал на лучших оперных сценах Европы: Венской оперы, Баварской оперы, Парижской оперы, театра «Ковент-Гарден», исполнял заглавную партию в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Мюнхене и Вене, а также выступал с Лондонским филармоническим оркестром.

Но в итоге он оказался предан Михайловскому театру. У него замечательный голос настоящего оперного масштаба, который в прежние времена был нормой, но мода на такие голоса ушла из-за того, что появились микрофоны. То есть таких голосов не стало меньше, просто стало больше менее звучных голосов, и общая картина стала другой.

🎓 Борис Пинхасович учился у Елены Петровны Богачевой и перенял основы и традиции хорошей советской школы с ее вокально-эстетическими принципами. Это прекрасно собранный и округлый на середине звук, несколько затемненные верха, переход, как это часто бывает у больших голосов, не слишком стабилен (но не на столько, чтобы это оказывало негативный эффект на пение), и эта школа для Пинхасовича очень органична.

→ Борис Пинхасович. Ария Мистера Икс
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

📍 Маленький несущественный недостаток в его голосе — это не слишком звучный нижний регистр, но его компенсируют красота и звучность среднего регистра и верхов. С точки зрения техники это даже хорошо, так как в случае его неосторожной эксплуатации нижнего регистра могут пострадать и середина, и верха, и переходные ноты — можно даже потерять голос.

→ Борис Пинхасович. Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

🎶 В исполнении итальянского и русского репертуара Борис Пинхасович следует хорошим советским традициям. Он обладает очень эффектной, благородной сценической внешностью, но на сцене ему иногда мешает небольшая актерская зажатость, органическая неприспособленность к актерской игре. Он повторяет движения, которые ему показали, и единственная поза, которую он хорошо изображает, — это поза благородства — прямая спина, изящный наклон головы.

🎵 Интересно, что Пинхасович, обладая голосом прекрасно подходящим и для русского, и для итальянского романтического репертуара, не ограничивает себя им. Он исполняет очень много камерной музыки, ему интересен нестандартный репертуар, например, ария из оперы Бенджамена Бриттена «Билли Бадд».

→ Борис Пинхасович. Ария Билли Бада из оперы «Билли Бадд»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

→ Борис Пинхасович. Ария Пьеро из оперы Вольфганга Корнгольда «Город мертвых»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

🎭 Если мы говорим об опере, которая идет каждый сезон, то в ней есть традиции и канон, на который можно опереться. Но у нас нет традиции исполнения Бриттена и Корнгольда, есть записи, но и они не складываются в традицию — мы можем ориентироваться лишь на примеры более-менее удачных интерпретаций. Пинхасович здесь идет от слова и от чувства. Это что-то, что лежит вне точной стилевой классификации, вне классификации по эпохам, и это одинаково далеко от Билли Бадда, которого можно было услышать и 5, и 45 лет назад.

Олеся Петрова — солистка Михайловского театра, победительница престижного конкурса BBC в Кардиффе, известна во всем мире и активно выступает. Обсудим, каким голосом она обладает, как управляет им и чем интересен ее подход к пению и музыке.

→ Олеся Петрова. Выступление на конкурсе BBC в Кардиффе (2011)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

👩🏻 Олеся Петрова обладает голосом объемным, округлым и в то же время звонким — когда надо мягким, когда надо жестким и резким. Она владеет всеми оттенками и нюансами своего диапазона и распоряжается им не только в соответствии с задачами исполняемых произведений, но и в соответствии с живущей в ней душой художника. Ее исполнение всегда ярко и точно по смыслу и по эмоциям. Если вы побываете на нескольких представлениях, где она исполняет одну и ту же роль, то увидите, что каждый вечер она привноит в эту роль что-то новое.

🎓 Она училась у Ирины Богачевой: унаследовала все ее достоинства и не переняла ни одного недостатка. Практически всегда ученики копируют у учителей и все хорошее, и все плохое, что есть в учителе. Про Ирину Богачеву можно сказать, что при всем уважении к ее замечательному голосу, харизме и трудолюбии, у нее не было вкуса в артистическом отношении. В «Пиковой даме» Чайковского в угоду актерскому самолюбованию после фразы Германа «Подумайте, вы стары, жить недолго вам...» она говорила гневное «ЧТО!?», и это совершенно рушило весь трагизм. У Олеси Петровой вкус есть и выражается в том, что в ее пении никогда не уходит чувство умеренности, ее эго не спорит с художественными задачами ее его не выходит первый план.

→ Олеся Петрова. Ария принцессы Эболи из оперы «Дон Карлос»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

→ Олеся Петрова. Ария из оперы «Алеко»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

📍 Обратим внимание, как Олеся Петрова меняет манеру (не подачу!) пения, оставаясь при этом самой собой. Она также блестяще исполняет русские романсы. Послушаем концерт Алексея Гориболя и Олеси Петровой с произведениями Гаврилина, Малера и Чайковского. Очень ценно, что в век коммерции, менеджеров, продюсеров остались люди, которые заботятся непосредственно об искусстве — Олеся Петрова и Алексей Гориболь в их числе.

→ Концерт Олеси Петровой и Алексея Гориболя. «Простите меня…»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 50 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Напоследок послушаем Софию Фомину и сравним, как ее голос раскрывается в оперном пении и в камерном.

👩‍ София Фомина — удивительная певица. У нее лирико-колоратурное сопрано довольно темного, но очень богатого тембра. Есть стереотип, что чем выше голос, тем светлее и беднее тембр, то есть самый богатый — у контральто и у баса, а самый плоский — у колоратурных сопрано и у характерных теноров, однако интересность тембра зависит не от типа голоса. Софии Фоминой повезло не только с тембром, но и с объемом. У нее поразительная легкость на верхних нотах и беспредельный диапазон — когда-то у нее было ля третьей октавы.

🎓 Она успела поучиться у Зары Александровны Долухановы — колоратурного меццо-сопрано и одной из самых тонких и камерных певиц советского времени с безупречным вкусом. В отличие от голоса в те времена вкус был штучным товаром — тем более в камерной музыке.

Мы послушаем четыре записи: две из них — оперные арии, а две — исполнения камерной музыки.

→ София Фомина. Ария из оперы «Ариадна на Наксосе»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 11 минут

🎶 Запись арии из «Ариадны на Наксосе» Штрауса сделана в Орле, родном городе Софии Фоминой. Обратим внимание, насколько хорошо она играет в условиях концерта — так, что это не вызывает ни оторопи, ни неловкости, это абсолютно уместно. Поразительно, насколько она владеет стилем Штрауса, чего нельзя сказать ни о ком из русских певиц.

→ София Фомина. «Колыбельная» Чайковского
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

💫 «Колыбельная» Чайковского записана в домашних условиях и каким-то непостижимым образом во всю камерную музыку, особенно русскую София Фомина привносит ощущение того, что эта музыка творится в момент. У нее музыка всегда звучит очень свежо, будто не было никакой традиции исполнения, будто мы не видели этих дам с пышными прическами поющих грудными голосами. София Фомина поет музыку так, что она становится свежа как высказывание, что говорит о глубоком индивидуальном восприятии этой музыки. Непонятно, на что она ориентируется — это может быть искусство Зары Долухановой или записи тех времен, когда исполнение романсов было еще живой традицией, пока оно не перебралось на концертную эстраду.

→ София Фомина. Ария «Contro un cor che accende amore…»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута

🎵 Урок пения из «Севильского цирюльника» показывает большую актерскую свободу Фоминой, которая всегда имеет риск превратиться в некоторую развязность, но здесь не превращается. Та же умеренность и та же адекватность контексту есть в записи романсов Рахманинова. Они о чувствах и о состояниях, поэтому игра здесь помешала бы.

→ София Фомина. Романсы Рахманинова
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

📀 Не так давно у Софии Фоминой вышел диск с романсами Николая Метнера. Его музыкальный язык достаточно плотен и поэтому без опыта наслушанности долгое знакомство с его музыкой может быть утомительным. А у Софии Фоминой получилось привнести в эту музыку чувство легкой ностальгии по прошлому, которая Метнеру была отчасти свойственна.

👇 Далее мы послушаем Ильдара Абдразакова, Натали Дессей и Наджамиддина Мавлянова.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;