Современная опера
Елена Стихина и Хибла Герзмава
Обсудим еще два уникальных мощных сопрано современной оперы — Елену Стихину и Хиблу Герзмаву, и сравним их голоса.
👩🏻 Хибла Герзмава — великое колоратурное сопрано. Она родилась в 1970 году в Пицунде, Абхазия. У нее рано проявился интерес не столько к пению, сколько к музыке вообще, а в юности она хотела стать органисткой. Хибла Герзмава — пример очень необычной певицы. У нее есть не только органическая предрасположенность к пению и выдающийся голос, но и глубокое мировосприятие художника. Давайте послушаем запись с конкурса Чайковского, где она получила гран-при.
→ Хибла Герзмава. Каватина Розины
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
🔉 В этой записи у нас есть ощущение чего-то трансцендентного. Это больше, чем образ, чем партия, чем сам конкурсный контекст. Она блестяще справляется со всеми нюансами этой арии благодаря школе Ирины Масленниковой, которая была одной из самых аккуратных и стильных певиц и несла художественные воззрения старой дореволюционной школы.
→ Хибла Герзмава. «Аве Мария»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎶 Искусство Герзмавы всегда про трансцендентное, всегда про философию. Что бы она ни пела, в каком бы костюме ни выступала, она поет о целой вселенной, а произведение является средством, чтобы с этой вселенной связаться. В отношении вокальной техники ее ранняя запись не без недочетов: слышная легкая тремоляция, но далее она с ней справляется и голос становится более глубоким и богатым по тембру.
→ Хибла Герзмава. Ария из оперы «Трубадур»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
🗣 Галина Вишневская говорила, что по голосу сразу можно понять — дурак певец или не дурак, есть ли у него внутренняя культура или нет. Например, в том, как пела свои партии Ирина Архипова, можно было услышать ее архитектурное образование: специфическая ясность ума, которая происходит от привычки думать о пространстве и объектах в нем, слышна в голосе. В случае с Хиблой Герзмавой мы имеем дело с человеком, который настроен глубоко мистически — и не в смысле религиозности. Мы говорим о специфическом мировосприятии, при преломлении через которое все наполняется особенным смыслом и приобретает особенную глубину.
→ Хибла Герзмава. Ария из оперы «Ринальдо»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
🎵 Хибла Герзмава последние 10 лет серьезно занялась эстрадой, а не академической музыкой. Она поет довольно много различной музыки, и ее образ и репертуар не очень совпадают со стереотипным представлением об оперности и о том, какой должна быть певица. Если Анна Нетребко попадает в этот прежний стереотип, то Герзмава занимается трансцендентностью, она всегда выходит за рамки. Вне всяких сомнений она большой художник, обладающий очень хорошим вкусом и за ее музыкальными экспериментами чрезвычайно интересно следить.
→ Хибла Герзмава. Ария из оперы «Норма»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6 минут
Елене Стихиной 34 года, и она — одна из самых интересных и перспективных сопрано, которые входят в состав Мариинского театра. Узнаем ее путь и попробуем разглядеть ее оперную уникальность.
🎓 Стихина училась в Московской консерватории у Ларисы Рудаковой, которая в свою очередь училась у Ирины Масленниковой. Затем обучалась в Центре оперного пения Галины Вишневской у Маквалы Касрашвили, которая была ученицей великой советской меццо-сорпано Веры Давыдовой.
✊ У Елены Стихиной советская школа лучшего чистейшего образца. В записи ее голос теряет часть своего очарования, но в зале имеет эффект лазерного луча, прорезающего пространство. На «Кольце нибелунга» в Мариинском театре ее выступление производило огромное впечатление: в окружении темного баса и темной мрачной массы оркестра она действительно выделялась как светлый луч.
→ Елена Стихина. Дебют в Европе (Татьяна в «Евгении Онегине»)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 12 минут
🔉 Кроме подлинно настоящего оперного голоса и объема в ее искусстве есть удивительная пластичность, которая позволяет ей принимать образы разных героинь. Ее индивидуальность неуловима: она выражена полужестами, полувзглядами и небольшими изменениями пластики, которые происходят интуитивно, и позволяет ей создавать совершенно уникальное впечатление на сцене.
👀 Чтобы осознать ее индивидуальность, достаточно увидеть, как в один вечер она пела в «Валькирии» Зиглинду и в «Зигфриде» Брунгильду. Это создавало впечатление двух совершенно разных существ, у которых одинаково звучащий голос. Такая способность к актерству, такой голос, такая техника и уровень осмысления музыки вместе в одном человеке встречаются очень редко. Это никогда не станет гарантией успешной карьеры, но у Елены Стихиной все сошлось и мы можем радоваться ее блестящему успеху.
→ Елена Стихина. Ария из оперы «Трубадур»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
→ Елена Стихина. Кватина из оперы «Норма»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день