angle-down facebook instagram vkontakte warning

Современная опера

Ученики Дмитрия Вдовина: Богдан Волков, Алексей Кудря и Василий Ладюк

Вдовин — блестящий педагог Академии хорового искусства. Поговорим о «вдовинских соколах» и Молодежной программе Большого театра.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о тех певцах, которые учились у Дмитрия Вдовина — вокального педагога, профессора Академии хорового искусства и художественного руководителя Молодежной оперной Программы Большого театра России.

🎓 Для чего создана Молодежная программа? Она помогает певцам, которых принимают в театр из консерватории, добрать опыта и навыков. Это необходимо, потому что то, что преподают в консерваториях, часто не всегда поспевает за действительностью, а также не всегда талантливые певцы попадают к хорошим педагогам, которые могут раскрыть их голос. К примеру, Елена Образцова всему тому, что она умеет, обязана Галине Павловне Вишневской, которая с ней занималась частным образом во время Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.

👓 Преподавание вокала — одна из самых мифологизированных областей в искусстве, в этой профессии достаточно трудно выработать универсальные стандарты качества. Например, то, как учат лирических сопрано, не сможет стать образцом для баритонов. Но есть удивительные люди, которые умеют добиваться раскрытия любого голоса и чувствуют, что нужно ученику. Это такие педагоги, как Елена Образцова, Мерседес Льопарт, которая учила Альфреда Крауса и Иво Винко, Галина Вишневская — они преподавали абсолютно всем типам голосов.

🎵 К таким универсальным педагогам относится Дмитрий Вдовин. Он не выступал, но сделал блестящую педагогическую карьеру. Молодежная программа устроена примерно как средневековые цеха: то, что могут сделать подмастерья, делают ученики, а финальные штрихи вносит мастер. Благодаря Вдовину мы сейчас имеем прекрасное созвездие певцов, место которых в оперном искусстве определит история, но то, что каждый их них профессионален, видно уже сегодня. Для оперы и для академического искусства профессионализм очень важен, только так каждый певец может раскрыть свою голосовую и творческую индивидуальность.

Начнем с тенора Богдана Волкова, ему 31 год, и рывок к славе начался с конкурса Пласидо Доминго «Опералия», и теперь он продолжает блестящую карьеру.

🔉 Послушаем в его исполнении арию из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Здесь дирижирует сам Доминго, и как дирижер он прекрасно понимает голоса и взаимодействие голосов с оркестром — таким образом остаются довольны все: и певцы, и оркестр, и публика.

→ Богдан Волков. Ария Ленского
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут

🎵 Мы слышим лирический тенор достаточно темного тембра, который по началу кажется не таким красивым, как тембры стереотипных итальянских теноров. Но в нем есть сочетание холода и тепла, которое дает ему возможность изображать совершенно разные оттенки чувства и состояния. У Богдана Волкова нет красоты тембра Сергея Лемешева, зато есть феноменальная чуткость к слову и умение донести через музыку и слово эмоцию с множеством оттенков.

→ Сергей Лемешев. Ария Ленского
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

👂 К таким певцам, как Богдан Волков, надо прислушиваться. В свои годы он звучит как вполне сложившийся артист и артист очень хороший. Он понимает какие-то важные вещи — про правду искусства. Он достойный продолжатель линии русских лирических теноров. А некоторая задушевность, которую мы можем услышать и в романсах при исполнении любого репертуара придают ему дополнительные оттенки.

→ Богдан Волков. Снова, как прежде, один
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

→ Богдан Волков. Una furtiva lagrima
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

🎶 Ария «Un aura amorosa» — это классицизм, у которого было свое отношение к чувству: все достаточно однородно. Поток чувства, который заключен в звуках, Богдан Волков схватывает очень точно в соответствии со своим лирическим темпераментом. Он исполняет ее в соответствии со смыслами моцартовской эстетики. Это своеобразное художественное чутье, весьма глубокий ум делают Богдана Волкова одним из самых перспективных певцов современного поколения.

→ Богдан Волков. Un aura amorosa
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Алексей Кудря — представитель предыдущего поколения: ему 39 лет, а его карьера сложилась блестяще 10 лет назад. Сейчас о нем стало меньше слышно, но в мире оперы он сделал достаточно и несомненно заслуживает внимания.

🎵 Алексей Кудря тоже лирический тенор, но совершенно другого типа, чем Богдан Волков. Голос Алексея Кудри яркий, солнечный, очень итальянский, льющийся, с беспредельными верхами. На записях он берет верхнее фа не фальцетом, как это делают практически все певцы, а использует свой совершенно естественный диапазон.

→ Алексей Кудря. «Una furtiva lagrima»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

🗣 Алексею Кудре не чуждо самолюбование, он красиво поет, и ему есть, чем гордиться. Но здесь в отличие от Богдана Волкова нет психологического глубокого прочтения роли. Это другой подход к музыке. Кудря является наследником традиции, которой психологизм был противоположен. Но и сам репертуар его не подразумевает только психологию. Музыка раннего романтизма — это музыка про чувства, про контрасты, психологизма там может и не быть у артиста. В его исполнении может быть нет особенной индивидуальности и глубокого бережного соединения с персонажем, но это пение про другое: про радость жизни и физиологический кайф от звука.

→ Алексей Кудря. «Mattinata»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

→ Алексей Кудря. Ария из оперы «Травиата»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минут

🎶 Арию Альфреда из «Травиаты» он поет очень хорошо, так как изучал итальянское пение и великолепно владеет итальянским. И мы можем наблюдать здесь искусство великого педагога, которое заключается в том, чтобы направить темперамент, вокальные особенности и желание певца в нужное русло. В ранней романтической опере мы посмотрим сцену из «Пуритан» с верхним фа и верхним до в исполнении Алексея Кудри.

→ Алексей Кудря. Ария из оперы «Пуритане»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут (с 4.18 пассаж с верхним до, а с 4.42 тот же с верхним фа)

Василий Ладюк — баритон, обладатель красивейшего бархатного голоса и очень умно сделанной техники. Послушаем несколько арий в его исполнении и попробуем почувствовать разницу с тем, что мы слушали ранее.

🎵 Если говорить о методе и подходе в искусстве, то Богдан Волков — это проживание, Алексей Кудря — это эмоция, а Василий Ладюк — это рацио. Все эти три вещи присутствуют в каждом артисте, но здесь рациональное наиболее ярко выражено. Если прислушаться, как он строит фразу, то видно, что это плод огромной работы: как подать звук, куда его направить, какой здесь нужен эффект, исходя из общего композиторского замысла и трактовки роли.

→ Василий Ладюк. Ария графа ди Луна из оперы «Трубадур»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут

→ Василий Ладюк. Ария из оперы «Иоланта»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

🇮🇹 Не голосом, но техническим подходом он напоминает баритоны первой половины 20 века, например, итальянца Джузеппе Де Лука. Та же расчетливость, та же аккуратность, та же дозированность эффектов, свойственные итальянским певцам, мы слышим и у Василия Ладюка. В прологе к опере «Паяцы» он демонстрирует хорошее владение старой итальянской традицией. На каких-то моментах мы слышим яркое мощное звучание голосового потока — это то, что артист прекрасно контролирует. Как говорила Галина вишневская, «Темперамент — это еще ничего не значит, вот умение контролировать темперамент говорит об искусстве все».

→ Василий Ладюк. Пролог к опере «Паяцы»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут

🔉 Когда мы слушаем русский репертуар — арию Евгения Онегина или Мистера Икс, то понимаем, что это оглядка назад, на советскую традицию исполнения этих ролей. При этом это не бездумное копирование, а скорее какие-то выразительные элементы, интонации, которые взяты из старой школы, а уже потом из них сшита такая вокальная трактовка. В том, что он поет, всегда есть элемент расчета и при этом присутствует подлинное чувство.

→ Василий Ладюк. Ария Онегина
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

→ Василий Ладюк. Ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🎭 Сейчас Василий Ладюк принимает много участия в эстрадных концертах, и его искусство можно описать как ностальгическую музыку, которая преисполнена эстетики с добавлением чего-то своего, каких-то индивидуальных интонаций. В этом ностальгическом жанре Василий Ладюк органичен и успешен.

→ Василий Ладюк. «Русский вальс»
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;