angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модернизм в литературе

С чего начался модернизм

«Голод» Гамсуна и «Фрекен Жюли» Стриндберга — произведения, с которых начался модернизм. В этой части посмотрим, какие черты направления в них проявляются.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Поговорим о двух произведениях, с которых начался модернизм: это роман Кнута Гамсуна «Голод» и пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли».

😱 Одна из важных черт модернизма — это противоречивость и многогранность характера человека. Эта многогранность настолько большая, что само понятие характер исчезает из литературы — человек превращается во вселенную, поток. Начало этого процесса мы фиксируем еще в 19 веке в произведениях Льва Толстого и Федора Достоевского.

📜 Роман норвежского писателя Кнута Гамсуна «Голод» (1890) — первое главное модернистское произведение. В нем писатель описывает человека в крайне стесненных условиях: еда и деньги у него есть далеко не всегда. Отчасти из-за того, что он голодает, отчасти из-за того, что это творческий человек с особым складом ума, поступки героя очень странные.

🎩 Характер героя проявляется противоречиями: он может накричать на человека, с которым он разговаривал нормально, или начать вдруг пресмыкаться перед ним, а уже через несколько минут гордо бросить в лицо ему же какие-то гневные слова. Его поступки — это всплеск разных эмоций.

📝 Роман не имеет традиционной структуры с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, и развязкой. Он представляет собой фиксацию состояний. Противоречивость, постоянные галлюцинации, внезапность и беспричинность реакций делают характер героя очень сложным.

➡️ Помимо романа «Голод», у Гамсуна следует обратить внимание на повесть «Пан» и роман «Мистерии».

📌 Другое произведение начала эпохи модернизма — это пьеса шведа Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». В ней всего 3 действующих героя: два главных и один второстепенный. Это сложная «любовная» история между госпожой Юлией и лакеем Жаном, который сначала пресмыкается, а потом, когда овладевает Жюли, начинает вести себя совершенно по-другому. Казалось бы, почти реализм… но в пьесе все гораздо сложнее.

📖 Поведение героя, его психология, причины, основания поступков, желания, цели меняются очень часто. Он может чего-то бояться, на следующей странице он уже чувствует свою власть, затем им овладевают страхи из детства — и так бесконечно. У поступков героев очень много причин. Эти же черты мы увидим в пьесе Стриндберга «Соната призраков» и его романе «Одинокий».

⛔️ Пьеса была скандальная для своего времени, потому что затрагивала моменты, о которых до этого не принято было писать. С этих пор в литературу войдут физиологические описания (тошнота в романе «Голод»), эротика (здесь основным «первопроходцем» считается роман Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей»). Многие темы перестанут быть запретными или недостойными.

Одним из первых модернистов был Джозеф Конрад.

🎯 Конрад использует повествовательный прием «точки зрения», когда действие передается через восприятие нескольких людей. Повествование от нескольких лиц сразу ведется в его романе «Лорд Джим». Позже этот прием освоят Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф.

👁 В романах Конрада уже сильны субъективность и импрессионистичность. Конрад любит показывать события через впечатления, субъективное восприятие персонажей, что легко перерастает в модернистское ощущение тотальной некоммуникабельности, непонимания героями друг друга. Например, в романе «Тайный агент» автор оставляет умышленный зазор между вполне адекватными поступками героев и неадекватной реакцией персонажей друг на друга, свидетельствующей о тотальном взаимном непонимании и подозрительности.

♣️ Мотивы некоторых поступков героев Конрад не прописывает, затемняет суть целых сюжетных линий. Так, в романе «Теневая черта» до конца остается неразгаданной причина внезапного помешательства прежнего капитана корабля. Его история рассказывается полунамеками, остается неясной, и это создает даже ощущение мистики, быть может, ложное.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джозеф Конрад (1857 — 1924)

Антон Чехов вышел из реалистической литературы, но его поздние тексты — уже модернизм.

🐶 Например, «Дама с собачкой», повести «Три года», «Черный монах», «Палата №6» и в особенности четыре его великих пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Что говорит о том, что Чехов — модернист?

🤫 Недоговоренность и подтекст. Подтекст — это прием, когда важное содержание не сообщается напрямую, а вводится подспудно и рассчитано на догадливого читателя. Например, в «Вишневом саде» не сообщается о том, что Лопахин давно и безнадежно любит Раневскую, но многие косвенные улики позволяют об этом говорить довольно определенно. Отсюда же и широкое использование говорящих пауз в пьесах.

👥 Некоммуникабельность и диалоги глухих. Герои Чехова часто не слышат друг друга, глухи к эмоциям даже родных людей. Например, в «Даме с собачкой» Гуров, переспав с Анной Сергеевной в ее номере, не знает, как реагировать на ее ужас от свершившегося, и спокойно садится есть арбуз. В «Дяде Ване» Серебряков начинает понимать Войницкого только после того, как тот бросается на него с пистолетом.

🌀 Герои позднего Чехова психологически очень сложны, текучи, несводимы к простым объяснениям. «Душа больна, душа излечена, душа не излечена», — так Вирджиния Вулф охарактеризовала героев Чехова. Они и похожи, и непохожи на реалистические типы; они неуловимо гротескны, изломанны, причудливы.

🙇‍♂️ Субъективная манера повествования, даже если идет повествование от третьего лица. Как писал английский литературовед У. Джерхарди, у Чехова «персонажи сами рассказывают о себе. Даже если их исповедь ведет к саморазоблачению, читательская симпатия по отношению к ним сохраняется».

Антон Чехов (1860 — 1904)

Отвечаем на задание прошлой части👇
Фрагменты, где использован прием потока сознания — это 2, 4, 5.

1️⃣ ❌ Федор Достоевский. «Преступление и наказание». Тут Действия описываются последовательно: герой идет, вспоминает, идет дальше — и в конце концов приходит домой.

2️⃣ ✅ Джеймс Джойс. «Улисс». В отрывке очень сбивчивое повествование, отсутствует даже пунктуация — это поток сознания.

3️⃣ ❌ Иван Бунин. «Темные аллеи». Это чистый реализм и структурированное описание с последовательностью действий: она подошла, поцеловала у него руку, он поцеловал у нее, он думал, вспоминал — и так далее.

4️⃣ ✅ Уильям Фолкнер. «Шум и ярость». Попробуйте проговорить этот отрывок вслух — ощущение, будто бы произносишь мысли в том хаотичном порядке, как они появляются в голове. Это чистый поток сознания.

5️⃣ ✅ Саша Соколов. «Школа для дураков». Герой ведет внутренний диалог с самим собой, раздвоение личности передается через прием потока сознания.

Мы уже посмотрели на живопись модернистской эпохи, а теперь — несколько слов о музыке. В этой сфере изменения были не менее интенсивными.

🎼 Усложняется и даже разрушается классическая гармония. Например, соната Альбана Берга (1908), на видео ее играет 9-летний грузинский пианист Цотне Зедгинидзе — запись на днях взорвала интернет.

🎻 Музыка становится все более эмоционально взвинченной, хрупкой и экспрессивной. Послушайте, например, Пятую сонату Александра Скрябина (1907) в исполнении Марка-Андре Амлена.

🎹 В музыку прорываются кричащие образы современной городской жизни — лапидарные, как будто заводские и уличные звучания. Обратите внимание на сирены, которые завывают в оркестре в симфонической поэме Эдгара Вареза «Америки» (1921).

🎵 В музыке слышна и откровенно фольклорная архаика. Это музыкальное изображение древних языческих ритуалов, как в балете Игоря Стравинского «Весна священная», премьера которого в Париже вылилась в грандиозный скандал. Хотя Стравинский изображал славянское язычество, сложные и прихотливые ритмы, резкие звуки ударных и духовых по экспрессии кому-то напомнят даже музыку африканских племен.

Амброз Бирс

Задание

Давайте прочитаем один из ранних модернистских шедевров, знаменитый текст американской литературы — новеллу Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей».

Примерное время прочтения 〰️ 20 минут

Какие признаки модернизма вы заметили?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;