angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модернизм в литературе

Модернизм и постмодернизм: в чем отличия

Что нового привнес в литературу постмодернизм? В этой части урока узнаем, в чем отличия модернизма от постмодернизма и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Давайте прочитаем маленький рассказ Франца Кафки «Перед Законом» (1914).

📘 Кафка очень ценил эту притчу: он издал ее как отдельную новеллу в составе сборника «Сельский врач», а позже включил в роман «Процесс».

Время чтения 〰️ 2 минуты.

Перед Законом

У врат Закона стоит страж. К этому стражу подходит человек из народа и просит допустить его к Закону. Но страж говорит, что сейчас допустить его не может. Человек задумывается и затем спрашивает, не допустят ли его, может быть, позже. «Это возможно, — говорит страж, — а сейчас — нет». Поскольку врата Закона, как всегда, открыты, а страж отошел в сторону, человек наклоняется, пытаясь сквозь врата заглянуть внутрь. Страж замечает это, смеется и говорит: «Если тебя уж так туда тянет, попробуй войти, переступив через мой запрет. Но учти: у меня длинные руки. И ведь я всего лишь младший страж. А там в каждом зале по стражу, и у каждого следующего руки длиннее, чем у предыдущего. Уже одного вида третьего даже я не могу вынести».

Таких затруднений человек из народа не ожидал. Закон же должен быть доступен всем и всегда, думает он, но затем, повнимательнее присмотревшись к этому стражу в его шубе, с его крупным острым носом и его длинной редкой черной татарской бородой, все-таки решает, что лучше уж он подождет, когда ему предоставят допуск. Страж дает ему скамеечку и разрешение присесть сбоку перед вратами.

Так сидит он дни и годы. Он делает много попыток получить допуск и утомляет стража своими просьбами. Страж периодически устраивает ему маленькие допросы, спрашивает, откуда он родом и многое другое, но задает все эти вопросы равнодушно — так задают вопросы важные господа — и в конце всякий раз говорит ему, что пока еще допустить его не может. Человек, много всего взявший с собой в дорогу, употребляет все, даже самое дорогое, для того чтобы подкупить этого стража. А страж, хотя и все принимает, но при этом говорит: «Я беру это только для того, чтобы ты не думал, что ты что-то упустил».

Долгие годы человек почти непрерывно наблюдает за стражем. Он забывает о других стражах, и этот первый кажется ему единственным препятствием для получения допуска к Закону. В первые годы он невежливо и громко проклинает эти несчастные обстоятельства, потом, постарев, уже только ворчит себе под нос. Он впадает в детство, и поскольку за долгие годы изучения стража он узнал уже всех блох в воротнике его шубы, то он просит и их помочь ему и переубедить стража.

В конце концов зрение его слабеет, и он уже не знает, действительно ли вокруг стало темней или это только глаза его обманывают. Зато теперь в темноте он различает немеркнущее сияние, которое исходит из врат Закона. Но жить ему осталось уже недолго. И перед смертью все наблюдения, сделанные им за это время, выстраиваются в его голове в один вопрос, которого до сих пор он стражу еще не задавал. Он кивком подзывает его, поскольку уже не может распрямить свое коченеющее тело. Стражу приходится низко нагибаться к нему, так как разница в росте сильно изменилась не в пользу человека. «Что ты теперь еще хочешь узнать? — спрашивает страж. — Ты какой-то ненасытный». — «Закон ведь нужен всем, — говорит человек, — как же так вышло, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не просил допустить его?»

Страж видит, что человек уже угасает, и, чтобы слова еще достигли его закрывающегося слуха, ревет: «Здесь никого больше не допустили бы, потому что этот вход предназначался только для тебя. И сейчас я иду его закрывать».

👉 Как можно интерпретировать финал рассказа?

Во второй половине 20 века эпоха модернизма в литературе плавно перетекает в постмодернистскую. При этом некоторые модернистские явления (театр абсурда, магический реализм) будут сосуществовать с постмодернистской литературой, в некоторых случаях даже сливаясь с ней.

⌛️ В чем отличия модернизма от постмодернизма?

➡️ Модернизм — поиск нового.

❇️ Постмодернизм — ощущение, что все в искусстве уже найдено.

➡️Модернизм — попытка отразить в образах атмосферу все более усложняющего мира.

❇️ Постмодернизм — игра с элементами предшествующих стилей литературы (с древности до модернизма).

➡️ Модернистская литература чаще всего серьезна или хотя бы содержит серьезные элементы.

❇️ Постмодернистская литература всегда внутренне пародийна, наполнена черным юмором, в постмодернистском тексте не может быть ни одного полностью серьезного элемента.

➡️ Модернисты экспериментируют с формой.

❇️ Постмодернисты создают мозаику, пастиш из готовых элементов.

(Пастиш — от фр. pastiche «стилизованная опера-попурри», то есть смешение жанров)

➡️ Модернистская литература ориентирована больше на элитарную публику.

❇️ Постмодернистская стирает границы между высоким и низким, между интеллектуальной элитой и невзыскательным читателем.

📚 В некоторых случаях найти четкую грань между модернизмом и постмодернизмом трудно. Черты обеих литературных эпох есть, например, у Борхеса, Кортасара, Набокова, Варгаса Льосы, Жоржа Перека, Джона Фаулза.

❓ Что нового привнес в литературу постмодернизм?

Постмодернистская литература отражает крах нарративов, то есть крах больших идеологий, целей, проектов. Наши действия определены культурным составом нашего «я», каждый из нас представляет собой сумму разных, где-то позаимствованных моделей поведения и способов восприятия реальности.

🎲 Игра — одно из важных понятий постмодернизма. Все уже написано, все уже где-то было. Автору остается складывать из готовых кирпичиков текст, который будет большой игрой с этими кирпичиками.

🎯 Другое важное понятие — симулякры, то есть видимости, картинки, иллюзии. Наш мир давно состоит из симулякров, ведь не думаем же мы, что реклама, баннеры, вывески, маски правдиво отражают сущность явлений? А значит, не только литература и искусство, но и вся наша жизнь — одна большая игра.

🧩 Предшественником постмодернизма называют Джеймса Джойса (особенно последний, самый сложный его роман «Поминки по Финнегану»).

❇️ Основные представители постмодернизма:

Питер Акройд
Джон Барт
Дональд Бартельми
Уильям Берроуз
Хорхе Луис Борхес
Марио Варгас Льоса
Курт Воннегут
Филип Дик
Дон Делилло
Венедикт Ерофеев
Итало Кальвино
Хулио Кортасар
Джонатан Коу
Милан Кундера
Мартин МакДонах
Харуки Мураками
Пол Остер
Милорад Павич
Чак Паланик
Виктор Пелевин
Томас Пинчон
Саша Соколов
Владимир Сорокин
Том Стоппард
Джон Фаулз
Джозеф Хеллер
Умберто Эко
Брет Истон Эллис

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В начале 21 века стало ясно, что эпоха постмодернизма оказалась не такой уж и длинной. Постмодернистская игра с разными элементами культуры начала повторяться и приедаться.

😞 Все чаще авторов посещает сожаление об утрате литературой искренности, надежды, эмпатии, цельности, подлинного переживания.

🧐 Чтобы обозначить то новое, что появилось в литературе в конце 20 — начале 21 веков, придумали термин — метамодернизм.

👉 Метамодернизм — это обращение к традициям литературы модернизма после завершения эпохи постмодернизма.

⛔️ Этот период иногда называют «постпостмодернизм», но это не слишком удачный термин.

✅ Новая метамодернистская литература соединяет элементы модернизма и постмодернизма: «колеблется между энтузиазмом модернизма и постмодернистской насмешкой, между надеждой и меланхолией, между простодушием и осведомленностью, эмпатией и апатией, единством и множеством, цельностью и расщеплением, ясностью и неоднозначностью».

👥 Главными фигурами метамодернизма называют Джонатана Франзена, Дэвида Фостера Уоллеса, Марка Данилевского.

✍️ Если же иметь в виду не просто соединение модернистского и постмодернистского, а возвращение искренности и модернистского поиска в литературу, то к названным авторам стоит добавить Джулиана Барнса, Винфрида Георга Зебальда, Маркуса Зузака, Кадзуо Исигуро, Этгара Керета, Карла Уве Кнаусгора, Джонатана Литтелла, Орхана Памука, Арундати Рой, Ольгу Токарчук, Джонатана Сафрана Фоера и многих других современных авторов. Все они в той или иной мере наследуют традициям классического модернизма начала 20 века.

Ответы на задание по писателям-модернистам.

1️⃣ Это Марсель Пруст! В 1887 году у его действительно была дуэль с Жаном Лорреном из-за того, что тот встретил его сборник новелл «Утехи и дни» разгромной рецензией.

2️⃣ Это, конечно, Джеймс Джойс. В 1900 году его вышла его хвалебная рецензия на последнюю пьесу Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», на которую он получил благодарственное письмо от драматурга.

3️⃣ Вирджинию Вулф узнали многие, несмотря на нашу шифровку с «писателем». А произведение, о котором шла речь в загадке, — роман «Орландо» (1928).

4️⃣ Это Франц Кафка. Запись с радио BBC, где знаменитый роман «Превращение» читает Бенедикт Камбербэтч, можно послушать здесь— наслаждайтесь превосходным британским акцентом.

Что почитать о модернизме?

📒 В 2019 году о модернизме в искусстве вышла книга Питера Гэя «Модернизм. Соблазн ереси: от Бодлера до Беккета».

✍️ Это обобщающее исследование эволюции движения, коренным образом изменившего культуру и искусство всего мира. Автор книги — американец Питер Гэй — не искусствовед и не литературовед, он историк, и, возможно, поэтому он не злоупотребляет специальной терминологией, а излагает материал просто, доходчиво, не теряя при этом в профессионализме.

👁 Гэй начинает с середины 19 века, с эпохи Флобера и Бодлера, и доводит повествование до формирования постмодернизма в литературе и поп-арта в искусстве.

📌 Модернисты, с одной стороны, бросали вызов утвердившимся культурным канонам (отсюда лозунг Эзры Паунда «Сотворить заново»), то есть намеренно «впадали в ересь» по отношению к общепринятым нормам. С другой, считает Гэй, для всех них была характерна сознательная приверженность самоанализу, стремление более глубоко отразить в своем искусстве психологическую реальность и субъективный опыт человеческого существования.

🔎 Эти два признака Гэй считает определяющими для отнесения художественного явления собственно к модернизму. Отдельный интерес представляют размышления автора о том, возможен ли новый подъем модернизма в начале 21 века.

👀 Почитать отрывок можно на сайте издательства.

Мы рассмотрели модернизм, узнали главных модернистов в русской и зарубежной литературе, прочитали и обсудили несколько текстов. Вспомним главное и подведем итог.

❓Как появился модернизм?

✅Модернизм приходит на смену реализму.
На модернизм повлияли философские течения, научные открытия и открытие психоанализа в 1890-е годы.

❓ Что привнес модернизм в литературу?

✅ Модернизм дал писателям ощущение свободы, отсюда его усложненность и бесконечность поиска: ограничений нет, можно все. Он расширил рамки привычного литературного повествования, герои стали мыслить более сложно, хронотоп становится более причудливым, пространство и время растягиваются и сжимаются по воле автора. Появилась техника потока сознания, а многие темы, которые раньше были в литературе под запретом, вышли на поверхность.

❓ Какие черты модернистского текста?

🔹 Мифологемы и архетипы.
🔹Внимание к аллюзиям и намекам.
🔹Интертекстуальность

❓ Главный метод модернизма?

✅ Метод потока сознания — прием, который имитирует непрерывное течение мыслей, чувств и впечатлений, его внутреннюю речь. В сознании одновременно существует три пласта:
✔️ то, о чем человек думает (мысль сейчас),
✔️ то, что он видит в этот момент (вывески, например),
✔️ сознание из прошлого (какие-то психологическое травмы прошлого).

❓ Первые модернистские произведения?

✅ Романы «Голод» Кнута Гамсуна, «Лавры срезаны» Эдуара Дюжардена, «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли».

🌀 Мы узнали главных писателей модернизма и обсудили подробно, чем отличаются их тексты.

🔅 Рассмотрели модернистские произведения Джозефа Конрада, позднего Антона Чехова, Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф и Франца Кафки.

💙 Читать Пруста — наслаждаться медленным течением времени.

💚 Читать Джойса — видеть целое множество взглядов персонажей на одни и те же события, находить мифологические аналогии и постоянно путешествовать по потоку сознания героев.

❤️ Читать Кафку — читать конструкции без эмоций и красок.

💜 Читать Вирджинию Вулф — сопереживать чувствам героя, видеть игру света, ощущать дуновение ветра, слышать звуки.

📘 Мы узнали о книге, которая позволяет понять модернизм, — труду испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925), где автор условно разделил искусство на старое старое и новое, провозгласив, что работают они по-разному.

❓ Главные течения внутри модернизма?

✨ Абсурдизм

🔱 Акмеизм

🎨 Имажизм

🎶 Имажинизм в русской поэзии

⚡️Магический реализм

📘 Новый роман

🌀 Символизм

⚒ Соцреализм

🤹‍♂️ Сюрреализм

🚀 Футуризм

🔥 Экспрессионизм

🔎 Мы немного поговорили о русском модернизме и заострили свое внимание на двух авторах-эмигрантах — Набокове и Газматове.

📌 На смену модернизму пришел соцреализм, что во многом было обусловлено политической ситуацией в стране.

📜 Во второй половине 20 века эпоха модернизма в литературе плавно перетекает в постмодернистскую.

⌛️ В чем отличия модернизма от постмодернизма?

➡️ Модернизм — поиск нового.

❇️ Постмодернизм — ощущение, что все в искусстве уже найдено.

➡️ Модернизм — попытка отразить в образах атмосферу все более усложняющего мира.

❇️ Постмодернизм — игра с элементами предшествующих стилей литературы (с древности до модернизма).

➡️ Модернисты экспериментируют с формой.

❇️ Постмодернисты создают мозаику, пастиш из готовых элементов.

❓ Что нового привнес в литературу постмодернизм?

✅ Постмодернистская литература отражает крах нарративов, то есть крах больших идеологий, целей, проектов.

📃 Главные понятия постмодернизма — игра и симулякры.

💡 Чтобы обозначить то новое, что появилось в литературе в конце 20 — начале 21 веков, придумали термин — метамодернизм.

💎 Метамодернизм — это обращение к традициям литературы модернизма после завершения эпохи постмодернизма.

👥 Главными фигурами метамодернизма называют Джонатана Франзена, Дэвида Фостера Уоллеса, Марка Данилевского.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;