angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модернизм в литературе

Поток сознания — главный прием модернистов

Поток сознания имитирует непрерывное течение мыслей. В этой части урока научимся отличать его от внутреннего монолога и посмотрим, у каких писателей он встречается.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Подробно разберем главный прием, открытый литературой модернизма — поток сознания.

📌 Метод потока сознания — это прием, который имитирует непрерывное течение мыслей, чувств и впечатлений, его внутреннюю речь.

🔎 Поток сознания, в отличие от внутреннего монолога, от «диалектики души» Толстого, — это попытка фиксации течения нашего сознания. Этот термин впервые сформулировал американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей книге «Принципы психологии» в 1890 году.

🖋 Но на самом деле еще до него эту идею воплотил французский писатель Эдуард Дюжарден в свой книге «Лавры срезаны» (1887), о которой мы еще подробно поговорим.

🔮 В реализме во внутренних диалогах персонажей все жестко распределено: герой подумал это, потому что он сделал то, и так далее. Модернизм привнес в литературу понимание, что наше сознание нелинейно.

➡ Поток сознания — это когда в сознании одновременно существует три пласта:

✔️ то, о чем человек думает (мысль сейчас),
✔️ то, что он видит в этот момент (вывески, например),
✔️ сознание из прошлого (какие-то психологическое травмы прошлого).

📖 Поток сознания довольно сложно читать, ведь перед нами нет главного и неглавного. Главное — все.

✏ Поток сознания эпизодически встречается у Толстого. Рассмотрим два примера. В первом томе «Войны и мира» есть эпизод, когда Николай Ростов едет на лошади и засыпает, вот как это передано у Толстого:

«Он поправился в седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный черный бугор, казавшийся крутым как стена. На бугре этом было белое пятно, которое никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что-то. “Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache”, – думал Ростов. “Вот тебе и не таш…” “Наташа, сестра, черные глаза. На…ташка. (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми”… “Поправей-то, ваше благородие, а то тут кусты”, сказал голос гусара, мимо которого засыпая проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. “Да, бишь, что я думал? – не забыть. ‹…› Да, да! Наташку, наступить… тупить нас – кого? Гусар. А гусары и усы… ‹…› На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо”».

✏️ А второй пример — это монолог Анны Карениной в ее последний день:

«Контора и склад. Зубной врач. Да, я скажу Долли все. Она не любит Вронского. Будет стыдно, больно, но я все скажу ей. Она любит меня, и я последую ее совету. Я не покорюсь ему; я не позволю ему воспитывать себя. Филиппов, калачи. Говорят, что они возят тесто в Петербург. Вода московская так хороша. А мытищинские колодцы и блины».

🙇 Толстой «придумывает» поток сознания как художник совершенно естественным образом. А уже в 20 веке Джеймс Джойс, который постоянно находился в поиске новых форм, покупает на рынке книгу Дюжардена на французском, открывает ее и понимает, что там есть все, что ему нужно — так начинается роман «Улисс».

Задание

Мы разобрали понятие потока сознания — теперь давайте потренируемся на текстах. Укажите только те фрагменты, в которых встречается этот метод 👇

1️⃣ Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка. Но все эти мучения до того его обессилили, что он едва двигался. Пот шел из него каплями; шея была вся смочена. «Ишь нарезался!» — крикнул кто-то ему, когда он вышел на канаву. Он плохо теперь помнил себя; чем дальше, тем хуже. Он помнил, однако, как вдруг, выйдя на канаву, испугался, что мало народу и что тут приметнее, и хотел было поворотить назад в переулок. Несмотря на то что чуть не падал, он все-таки сделал крюку и пришел домой с другой совсем стороны.

2️⃣ Да потому что такого с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан воображал будто с ней дело в шляпе а она нам и не подумала отказать ни гроша все на одни молебны за свою душеньку скряга какой свет не видал жалась себе на денатурат потратить четыре пенса все уши мне прожужжала о своих болячках да еще эта вечная болтовня о политике и землетрясениях и конце света нет уж дайте сначала нам чуть-чуть поразвлечься.

3️⃣ Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.
— Прикажи подавать...
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал.

4️⃣ Оперся на перила гляжу в воду Слышу как он отвязал лошадь уехал и скоро все затихло лишь вода а вот и снова пташка Я сошел с моста сел прислонился спиной и затылком к дереву закрыл глаза Сквозной солнечный луч упал на мои веки я подвинулся уходя от луча Пташка снова пропела вода шумит А затем все
от меня как бы отхлынуло ушло и мне стало почти хорошо после всех этих дней и ночей когда жимолость из темноты накатывает в мою комнату а я заснуть пытаюсь Почти хорошо Хотя чуть спустя мне сделалось ясно что вовсе он меня
не вдвинул что это он солгал ради нее тоже а со мной просто обморок был как с последней девчонкой но даже и это было уже мне все равно Привалился к дереву сижу а солнечные зайчики скользят лицо щекочут желтолистой веткой

5️⃣ Так, но с чего же начать, какими словами? Все равно, начни словами: там, на пристанционном пруду. На пристанционном?
Но это неверно, стилистическая ошибка. Водокачка непременно бы поправила, пристанционным называют буфет или газетный киоск, но не пруд, пруд может быть околостанционным.
Ну, назови его околостанционным, разве в этом дело? Хорошо, тогда я так и начну: там, на околостанционном пруду. Минутку, а станция, сама станция, пожалуйста, если не трудно, опиши станцию, какая была станция, какая платформа: деревянная или бетонированная, какие дома стояли рядом, вероятно ты запомнил их цвет, или, возможно, ты знаешь людей, которые жили в тех домах на той станции?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Разберем подробнее книгу Эдуарда Дюжардена «Лавры срезаны» (1887), которая сыграла огромную роль в формировании литературной техники потока сознания. Именно этом тексте впервые последовательно применен этот прием.

…Бьют часы ; шесть часов, долгожданный час. Вот и дом, куда я войду, где встречу кого-то ; дом ; вестибюль ; вхожу. Падает сумрак ; приятный воздух ; радостный воздух. Лестница ; первые ступени. Что, если он вышел раньше? с ним бывает ; хочется рассказать ему мой сегодняшний день. Первый этаж ; широкая светлая лестница ; окна. Я доверил этому молодцу тайну моей любви. Что за вечер ждет меня сегодня! Наконец-то он перестанет надо мной смеяться. Какой славный будет вечер! Почему завернут уголок у лестничного коврика? Получается серое пятно на красном подъеме, на красном, которое поднимается по ступенькам. Второй этаж ; дверь налево ; “ Контора ”. Лишь бы он не ушел ; где его тогда искать? ладно, вернусь на улицу, если что. Быстро вхожу. Контора. Где Люсьен Шавен? Просторная комната, полукруг из стульев. А вот и он, склонился к столу ; он в пальто и шляпе ; торопливо раскладывает бумаги вместе с другим секретарем. На полках за его спиной — стопки синих тетрадей, перевязанные бечевкой. Я стою на пороге. Как приятно будет рассказать эту историю! Люсьен Шавен поднимает голову ; видит меня ; привет.
— А, это вы? Вы вовремя ; значит, помните, что мы заканчиваем в шесть. Если подождете меня, спустимся вместе.
— Отлично.
Окно открыто ; за ним серый двор, залитый светом ; высокие серые стены, светлые от хорошей погоды ; приятный день. Как мила была Лея, когда сказала мне : до вечера… Она улыбалась своей хитрой улыбкой, той же, что и два месяца тому назад. За ней, у окна, столик ; она бросает взгляд ; краснеет ; почему? Уходит.
— А вот и я.
Это Люсьен Шавен ; со своей тростью ; открывает дверь ; мы выходим ; спускаемся по лестнице.

👆Типографика этого текста сильно отличается от русской. Переводчик Даниил Лебедев решил сохранить французские пробелы перед знаками препинания, чтобы визуально перевод напоминал французский текст.

👩‍❤️‍👨 Сюжет романа проще некуда. Молодой человек, страдающий от эротического влечения, надеется, что его возлюбленная разрешит ему остаться у себя на ночь. В последней главе читатель, наконец, узнает, произошло это или нет (пытаемся обойтись без спойлеров). Весь текст — стремительный вихрь мыслей главного героя, в котором переплетаются размышления, внезапные импульсы, визуальные образы, воспоминания.

👎🏻 Современники книгу Дюжардена не оценили, и «Лавры» были преданы забвению более чем на 30 лет.

🙌 В 1903 году роман Дюжардена почти случайно купил в Париже Джеймс Джойс, который был восхищен техникой, в которой он был написан. Некоторые идеи Дюжардена Джойс тут же взял на вооружение. Джойс, кстати, публично признавался в том, что он в долгу перед французским писателем. И после 35-летнего забвения, благодаря словам Джойса, роман Дюжардена был переиздан.

⏳ Встреча двух авторов состоялась примерно в 1923-1924 годы. Дюжарден подарил Джойсу переиздание «Лавров» с подписью: «Джеймсу Джойсу, известному мастеру, но прежде всего тому, кто сказал умершему и погребенному человеку: Вставай». Сохранился и экземпляр «Улисса» с дарственной надписью Дюжардену: «Эдуарду Дюжардену, провозвестнику внутренней речи. Нераскаявшийся вор, Джеймс Джойс».

📇 Роман «Лавры срезаны» издан по-русски в 2017 году, вы можете прочитать его в электронной версии журнала «Иностранная литература».

Портрет Э. Дюжардена работы Ф. Валлотона, 1896

1 — Ван Гог. Звездная ночь, 1889
2 — Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
3 — Василий Кандинский. Гора, 1909
4 — Сальвадор Дали. Лебеди, отраженные в слонах, 1937
5 — Эдвард Мунк. Крик, 1893

Отвлечемся немного от литературы: давайте посмотрим на живопись модернизма, которая формировалась одновременно с литературными открытиями.

Что в ней особенного?

📍исчезновение перспективы,
📍отказ от точного воспроизведения действительности, упрощение (примитивизм, фовизм, кубизм),
📍субъективность (впечатление в импрессионизме и выразительность в экспрессионизме),
📍отказ от фигуративности (абстрактный экспрессионизм).

🎨 Посмотрите на картины и попробуйте найти перечисленные особенности в литературе. Есть что-то общее?

Внутри видео вас ждет:

✅ Комментарий к новелле «Эвелин» из сборника Джеймса Джойса «Дублинцы».

✅ Главные модернистские черты этой новеллы, а именно:

😶 Тема некоммуникабельности, сюжет о «невстрече».

❔ Недоговоренность, отсутствие окончательного объяснения происходящего.

✔️ Несколько возможных причин происходящего с героем.

👀 Субъективность, взгляд на мир глазами героини.

🧎‍♂️ Тема маленького человека в большом враждебном мире.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;