Модернизм в литературе
Джойс, Пруст, Кафка — главные зарубежные модернисты
В чем специфика потока сознания у Джойса и Пруста, почему романы-притчи Кафки такие мрачные. В этой части проанализируем самые яркие модернистские тексты.
Поговорим о главной фигуре французского модернизма — Марселе Прусте, и его главном романе «В поисках утраченного времени».
📕 Можно ли называть это произведение романом — большой вопрос, ведь оно состоит из 7 томов и 7 разных романов 👇
1️⃣ «По направлению к Свану»
2️⃣ «Под сенью девушек в цвету»
3️⃣ «У Германтов»
4️⃣ «Содом и Гоморра»
5️⃣ «Пленница»
6️⃣ «Беглянка / Исчезнувшая Альбертина»
7️⃣ «Обретенное время»
📌 Исследования романа показывают, что деление на тома было вынужденным. Свое произведение Пруст рассматривал как единое целое, а разделение появилось по просьбе издателей.
🔎 На первый взгляд роман кажется автобиографичным, даже самого героя зовут Марсель. Но автор не уставал подчеркивать, что это художественное произведение, а все описанное — такая же выдумка, как прихотливые фантазии Кафки.
🖋 Весь роман написан как поток сознания. Мы видим огромные предложения, которые растягиваются на страницу, а иногда и на полторы. Почему?
🔖 В романе большое количество оговорок, уточнений, придаточных — всего того, что в русском переводе станет причастными и деепричастными оборотами и тоже придаточными предложениями.
🔑 Роман полон свободных ассоциаций, которые становятся гораздо важнее логики. Но, в отличие от других авторов — Джойса, Фолкнера, — Пруст не делает рваные обрывки фраз. Он максимально подробно и очень тонко описывает все переходы мыслей — отсюда и длинные предложения.
Откроем одну из страниц «Под сенью девушек в цвету»:
💬 «Лучшее, что хранится в тайниках нашей памяти, — вне нас; оно — в порыве ветра с дождем, в нежилом запахе комнаты или в запахе первой вспышки огня в очаге, — всюду, где мы вновь обнаруживаем ту частицу нас самих, которой наше сознание не пользовалось и оттого пренебрегало, остаток прошлого, самый лучший, тот, что обладает способностью, когда мы уже как будто бы выплакались, все-таки довести нас до слез».
🕐 Читать Пруста — наслаждаться медленным течением времени. Например, описание обеда может продолжаться и 100, и 150 страниц. Одна из характерных особенностей романа — растянутость времени. Само понятие «обретенное время» становится главным героем произведения.
♠️ Еще одна модернистcкая черта — роман абсолютно субъективен. Все, что описывает Пруст — это воспоминания героя о его жизни, которые могут нахлынуть в связи с очень субъективными ассоциациями. Герой постоянно что-то припоминает, и эти припоминания прихотливо выстроены на 7 томов. С 1910 года до конца жизни Пруст продолжал писать и вносить правки в роман.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Параллельно с Прустом пишет свой magnum opus Джеймс Джойс, о котором мы сейчас и поговорим.
📒 Джойс вошел в историю несколькими произведениями. Мы уже читали новеллу из цикла «Дублинцы» ( 1904—1914), также она написал роман «Портрет художника в юности» (1907—1914), роман «Поминки по Финнегану» (1922—1939), и конечно, роман «Улисс» (1914—1921).
📇«Дублинцы» — это истории о чем-то обыденном, однако, там происходят, как называл их сам Джойс, эпифании, то есть прозрения, импульсы, вдохновенные моменты. Вспомним «Эвелин» — там концовка буквально описывает паническую атаку героини.
✂️ Новеллы из этого цикла очень пунктирные, в них всегда есть явная недоговоренность, читателю нужно прочувствовать то, что как будто не досказано.
📌 В этих новеллах мир субъективен и показан с разных точек зрения; нам дано целое множество взглядов на одни и те же события.
🖋 С 1914 по 1921 Джойс пишет свой самый знаменитый роман «Улисс». Он повествует об одном дне дублинского обывателя еврейского происхождения Леопольда Блума (в настоящее время эта дата, 16 июня 1904 года, поклонниками романа отмечается как «день Блума»). Этот день Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала.
📝 Роман состоит из 18 эпизодов, в каждом Джойс отрабатывает определенный стиль, выжимает из него все — и отбрасыает. Здесь есть и пьеса, и женский монолог, и катехизис.
➡️ Последний эпизод — это огромный 60-страничный поток сознания жены героя. Джойс взял и разрушил всю пунктуацию и типографику. Как мы помним, он перенял этот прием у Дюжардена, а затем его будут повторять и другие авторы.
Прочтем самое начало этого эпизода:
💬 Да потому что такого с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан воображал будто с ней дело в шляпе а она нам и не подумала отказать ни гроша все на одни молебны за свою душеньку скряга какой свет не видал жалась себе на денатурат потратить четыре пенса все уши мне прожужжала о своих болячках да еще эта вечная болтовня о политике и землетрясениях и конце света нет уж дайте сначала нам чуть-чуть поразвлечься упаси господи если б все женщины были вроде нее сражалась против декольте и купальников которых кстати никто ее не просил носить уверена у ней вся набожность оттого что ни один мужчина на нее второй раз не взглянет надеюсь я на нее никогда не буду похожа <...>
💎 Джойс проводит множество мифических аналогий: персонажи уподобляются древнегреческим героям. По аналогии с поэмой Гомера «Одиссея» в произведение есть соответствующие ей персонажи: Стивен Дедал — сюжетная линия Телемаха, Леопольд Блум — Одиссей (латинская форма этого имени Улисс послужила названием романа), Молли Блум — Пенелопа.
⏳ После «Улисса» Джойс создает «Поминки по Финнегану» — роман, написанный на смеси многих языков и региональных диалектов (исследователи говорят, что Джойс использует там около 70 языков).
🔫 Перевести это невозможно. Понять — тем более, поэтому этот роман не для чтения, а исключительно для изучения. Одним из известных исследователей этого произведения был Умберто Эко, но даже самые отъявленные любители Джойса говорят, что там он перегибает палку.
📌 Набоков объявил «Улисс» одной из главных книг XX века, «Поминки по Финнегану» — главной неудачей Джойса. А Вирджиния Вулф о главном романе Джойса сказала так: «Улисс» представляется мне сознательной, рассчитанной непристойностью отчаявшегося человека, который убежден, что если ему не хватает воздуха, надо разбить все окна. Временами, когда окно разбито, он великолепен. Но сколько энергии потрачено впустую!»
На замечания о сложности романа «Улисс» Джойс часто отвечал: «Вам трудно читать, а мне трудно было это писать». У писателя были серьезные проблемы со зрением, по этой причине он носил повязку.
Если вы готовы отправиться в путешествие по роману, то советуем прихватить путеводитель. Это подробное руководство по тому, как читать роман от образовательного журнала Newtonew.
Время чтения 〰️ 8 минут.
Обложки романа «Улисс»
Комментарий к новелле Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей»
Последний модернист, о котором мы говорим в этой части урока — Франц Кафка, автор мрачных романов-притч.
⬛️ В немецко- и англоязычных словарях сегодня можно встретить понятие «кафкианский»; это прилагательное описывает «репрессивные или кошмарные качества», то есть является синонимом слов «мрачный», «угнетающий». Реже встречается термин «кафкеск» (сочетание слов «Кафка» и «гротеск») — оно довольно точно отражает причудливость миров Кафки.
🔸 Кафка принадлежал к пражской школе немецко-австрийского модернизма, куда входили также Макс Брод, Густав Майринк, Лео Перуц — Прага в том время становится пристанищем мрачной еврейско-немецкой литературы.
🤨 Он был крайне сомневающимся художником. При жизни Кафка успел издать три сборника небольших новелл и три отдельные большие новеллы: «Превращение», «Приговор» и «В исправительной колонии». Ни один из романов он не издал.
🏗 Произведения Кафки — это конструкции, без эмоций и красок. Образы и действия героев — это всего лишь конструкции бытия, без каких-либо метафор. Писатель избегает любой эмоциональной окраски.
➡️ Главный прием Кафки — допущение; когда читателя сразу помещают в ситуацию фантасмагории, без всякой завязки, без экспозиции. Посмотрите на первую фразу из романа «Превращение»:
🦗 Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.
➡️ Можем ли мы допустить, что человек, лежа у себя дома в постели, превращается в насекомое? Если да, то текст Кафки для нас открыт.
🏰 Для сравнения посмотрим на сюжет романа «Замок»: можем ли мы допустить, что человек будет бесконечно проходить через круги канцелярии, чтобы попасть в Замок? Если да, то вся реальность сразу становится для нас причудливо «кафкианской».
⛓ «В исправительной колонии» — новелла, где Кафка нафантазировал жуткую систему пыток, предвосхитив особенности некоторых тоталитарных режимов. Некий Путешественник прибывает в исправительную колонию на отдаленном острове. Ему предлагают присутствовать на казни провинившегося солдата, которая заключалась в том, чтобы поместить осужденного в «особого рода аппарат» для казней. Читателя сразу помещают в ситуацию, где изначально все мрачно, гротескно, изощренно.
📜 Наследием Кафки мы обязаны его душеприказчику и другу Максу Броду. В своем завещании Кафка поручил сжечь всего его произведения без исключения, а то, что издано, никогда не переиздавать.
📩 Макс Брод пошел против воли усопшего, повлияв на судьбу модернизма. Ведь именно Кафка оказал большое влияние на Набокова, Габриэля Гарсиа Маркеса, Томаса Манна, Фридриха Дюрренматта, Элиаса Канетти, Жана-Поля Сартра, Альбера Камю, Эжена Ионеско, Сэмюэля Беккета, Хорхе Луиса Борхеса, Владимира Сорокина и других.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день