angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модернизм в литературе

Какие течения есть внутри модернизма

Внутри литературы модернизма есть много направлений. В этой части урока узнаем о них больше и познакомимся с исследователями модернизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Начнем с короткого разговора о Вирджинии Вулф. Важность ее творчества в том, что оно полно психологических процессов.

👁 Передать реальность для Вирджинии Вулф — это передать мир чувств, заставить читателя проникнуться настроениями героя, заставить его увидеть игру света, ощутить дуновение ветра, услышать звуки. При всем внимании к чувствам, Вулф убеждена в непознаваемости внутреннего мира человека: он остается для нее иррациональным.

📙 Хотя ее имя в истории литературы стоит рядом с именем Джойса, она — полная ему противоположность. Питер Гэй тонко подметил своей книге «Модернизм. Соблазн ереси: от Бодлера до Беккета»:

🗣 «Он горяч — она холодна; он многословен — она лаконична; его мир широк, густонаселен и безбрежен, ее — крайне сконцентрирован… Если первый поражает цель беспорядочными пулеметными очередями, то вторая делает это одним выстрелом снайперской винтовки».

➡️ Важнейшие романы ВирджинииВулф:

«Миссис Деллоуэй» (1925),
«На маяк» (1927),
«Орландо» (1928).

Давайте разберемся в основных чертах ее творчества.

🕶 Вулф пристально наблюдает за частной жизнью, чувствами, эмоциями, комплексами, рефлексией героев.

💔 Во всех героях, во всех семьях, во всех отношениях в романах Вулф скрывается какая-то червоточина. Человека терзают противоречия и воспоминания из прошлого. Чувства чаще всего нестабильны, а люди некоммуникабельны.

🌱 Поток сознания в ее романах выглядит хрупким, более традиционным и относительно простым по форме: он лишен и обстоятельности Пруста, и зубодробительной языковой сложности Джойса. В отличие от своего кумира Пруста, она старается быть краткой и немногословной.

🤓 Она очень внимательна к языку, который у нее то ломаный, то изысканный, то полный неологизмов, из-за которых ее весьма непросто переводить (получаются слова вроде «легкопружинистый»).

А вот что Вирджиния Вулф говорила о литературе👇

✒️ Она считала, что писатель имеет возможность быть ближе к реальности, чем остальные люди. Его задача заключается в том, чтобы открывать ее, суммировать и доносить до нас. Чтение книг она сравнивает с операцией, очищающей наши чувства. После нее начинаешь видеть все более отчетливо: как будто мир освободился от скрывавшей его пелены и обрел жизнь.

🗝 Вулф призывала отказаться от традиционных форм построения романа: сюжета, интриги, создания комических и трагических ситуаций, и обратиться к форме психологического романа. Именно психологизм, по мнению писательницы, становится главной чертой современной литературы, а изучение психологии составляет основную задачу писателей 20 века.

Вирджиния Вулф (1882 — 1941)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

От авторов перейдем к исследователям модернизма.
Важный документ эпохи, который позволяет понять модернизм, — книга испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925).

🎯 Ортега-и-Гассет пристально вглядывается в современное искусство и литературу и предпринимает попытку исследования феномена нового искусства. Он условно разделил искусство на старое старое и новое, провозгласив, что работают они по-разному.

🗣 «Произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей».

1️⃣ Старое (реалистическое и сатирическое) было напрямую связано с окружающей действительностью. Его трудно отделить от реальности, оно создает «иллюзию жизненности». Это, как считает Ортега, искусство «для большинства».

➡️ Чтобы наслаждаться такими произведениями искусства, «вовсе не обязательно быть чувствительным к неочевидному и прозрачному миру, что подразумевает художественная восприимчивость». Поскольку в старом искусстве искусство и жизнь нераздельны, «большинство» не может отдаться чистому созерцанию предмета искусства. Любой объект, не соотносящийся с жизнью, читатель не одобряет.

2️⃣ Новое искусство более субъективно. Ортега говорит, что оно «идеалистичное», «условное», «чисто художественное». Поскольку это искусство менее понятно, это искусство «для меньшинства».

➡️ Не настроив свою оптику особым образом, трудно понять новое искусство. Это напоминает созерцание сада через окно. Можно созерцать сад, не обращая внимание на призму (так действует старое искусство), а можно обратить внимание на окно, понять неполноту восприятия сада, почувствовать окно как отдельный объект познания.

⛔️ Сейчас некоторые размышления Ортеги (например, о большинстве и меньшинстве) опровергнуты самой читательской практикой: Кафка, Булгаков, Хемингуэй, Гарсиа Маркес и многие другие авторы вошли в число самых читаемых. Так же как Пикассо, Шагал, Матисс, Магритт, Дали вошли в число самых любимых публикой художников.

⏰ Однако его проницательные замечания о природе нового искусства и новой литературы по-прежнему могут объяснить очень многое как в модернизме, так и в более современном искусстве. Ортега смог зафиксировать глобальный слом в самих принципах восприятия искусства.

👉 Почитать его труд «Дегуманизация искусства» можно здесь. Но будьте готовы к таким терминам как «супрареализм» и «инфрарелизм», а также повороту рассуждений на 180 градусов 😉

Хосе Ортега-и-Гассет (1883 — 1955)

Внутри литературы модернизма существует много направлений. Все они в той или иной степени считаются модернистскими. Расскажем про основные признаки, перечислим предшественников, представителей и крупные тексты 👇

Абсурдизм. Нарушение логики, игра с языком, разрушение привычного облика явлений.

➡️ Предшественники:

Льюис Кэрролл, Эдвард Лир, Альфред Жарри, Франц Кафка.

Представители:

Эжен Ионеско. «Лысая певица», «Носорог».

Сэмюэль Беккет. «В ожидании Годо».

Витольд Гомбрович. «Ивонна, принцесса Бургундская».

В России в этому направлению относятся Даниил Хармс и ранний Николай Заболоцкий — они входили в абсурдистскую группу ОБЭРИу.

Во Франции сформировалась отдельная школа театра абсурда.

🔱 Акмеизм. Течение в русской поэзии, его черты — материальность, предметность образов, точность слова, конкретность.

Представители:

Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, ранний Николай Тихонов.

🧩 Дадаизм. Писатели последовательно разрушают каноны эстетики, создают иррациональные произведения, проявляют цинизм, разочарованность и бессистемность.

Представители:

Тристан Тцара, Хуго Баль, Поль Элюар.

🎨 Имажизм в английской и американской поэзии. Основные черты: эмоциональ­ная сдер­жан­ность лирики, пред­мет­ная кон­крет­ность об­раза, ла­ко­низм в со­че­та­нии с подтек­стом, ис­поль­зо­ва­ние древ­них и эк­зо­тических по­этических форм.

Представители:

Эзра Паунд, Томас Эрнест Хьюм, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон.

🎶 Имажинизм в русской поэзии. Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора и метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Представители:

Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Николай Клюев, Рюрик Ивнев.

⚡️Магический реализм. Совмещение реальности с магией и снами, которые вводятся в реальность на правах естественной ее составляющей. Важнейшим регионом развития магического реализма считается Латинская Америка.

➡️ Предшественники:

Николай Гоголь, Вашингтон Ирвинг, Михаил Коцюбинский.

Представители:

Мигель Анхель Астуриас. «Маисовые люди».

Хуан Рульфо. «Педро Парамо».

Алехо Карпентьер. «Царство земное».

Габриель Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

Чингиз Айтматов. «Белый пароход».

Салман Рушди. «Дети полуночи».

Милорад Павич. «Хазарский словарь».

Горан Петрович. «Атлас, составленный небом».

📘 Новый роман. Группа французских романистов, которые (вслед за Прустом, Джойсом и Вулф) продолжали радикальное обновление жанра романа, а вместе с ним и других жанров, в плане формы и содержания.

Представители:

Жорж Перек,Ален Роб-Грийе, Натали Саррот, Мишель Бютор, Маргерит Дюрас.

🌀 Символизм. Это создание образов-символов, туманных, не имеющих четкой расшифровки. Связь символизма с модернизмом — спорная, хотя бы потому что символизм возник еще в середине 19 века (в «Цветах зла» Шарля Бодлера). Несомненно, что многие символистские произведения — одновременно модернистские.

✅ Представители

Артюр Рембо. «Пьяный корабль».

Стефан Малларме. «Бросок костей никогда не исключает случайность»

Райнер Мария Рильке. «Записки Мальты Лауридса Бригге»

Федор Сологуб. «Мелкий бес».

Александр Блок. «Двенадцать».

Андрей Белый. «Петербург».

Соцреализм. Это течение, объявленное в 1934 году в Советском Союзе единственно возможным, странно видеть в этом списке. Однако явная придуманность, сконструированность мира соцреалистических произведения давно уже позволяет историкам литературы рассматривать это направление как модернистское.

Представители:

Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина».

Федор Гладков. «Цемент».

Константин Федин. «Города и годы».

Николай Островский. «Как закалялась сталь».

Юрий Олеша. «Альдебаран», «Строгий юноша».

Александр Фадеев. «Молодая гвардия».

К соцреализму относят и некоторых западных писателей — друзей Советского Союза: Луи Арагона («Коммунисты»), Анри Барбюса («Огонь»).

🤹‍♂️ Сюрреализм. Совмещение сна и реальности, фрейдизм и внимание к подсознательному, иррациональность.

Представители:

Гийом Аполлинер («Груди Терезия»), Поль Элюар, Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали («Сокрытие лица»).

🚀 Футуризм. Течение в итальянской и русской поэзии. Отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм, урбанизм. В итальянском футуризме очень важна тема поклонения техническому прогрессу.

Представители:

Филиппо Томмазо Маринетти, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский.

🔥 Экспрессионизм. Искусство как яркое, красочное выражение мыслей и эмоций.

➡️ Предшественники:

Георг Бюхнер («Войцек»), Артюр Рембо.

Представители:

Георг Тракль, Георг Гейм, Франк Ведекинд (пьесы о Лулу), Леонид Андреев («Красный смех»), Исаак Бабель («Конармия»).

Задание

Возвращаемся к текстам. Давайте почитаем и обсудим один из русских модернистских рассказов — «Вишневую косточку» Юрия Олеши.

Время чтения 〰️ 8 минут.

Что вам понравилось, а что — нет?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;