angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модернизм в литературе

Что такое модернизм

Модернизм пришел на смену реализму и дал писателям ощущение свободы. В этой части урока поговорим о том, в чем значение модернизма и как узнать модернистский текст.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Разговор о модернизме начнем с небольшого задания.
Прочитайте рассказ Джеймса Джойса «Эвелин» из его знаменитого сборника «Дублинцы» (1914). Чтение должно занять около 10 минут.

В следующей части мы сделаем разбор этого задания.

Попробуем дать определение модернизму в литературе и описать его значение.

✍️ Модернизм — это Франц Кафка и Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф и Марсель Пруст, Михаил Булгаков и Даниил Хармс. Это «Вишневый сад» Чехова и «Лолита» Набокова.

📆 Модернизм приходит на смену реализму. В эпоху реализма все объяснялось социальными вопросами: «Это не я такой, это жизнь такая». Это жизнь заставляет героев принимать сложные решения, порой даже идти на преступление. Неслучайно у Достоевского так подробно описывается город в «Преступлении и наказании». Все, что случилось после разрушения веры в то, что социальные условия полностью определяют жизнь героев, можно называть модернизмом.

🔎 На модернизм повлияли философские течения, научные открытия и открытие психоанализа в 1890-е годы. Благодаря им в литературе становится все меньше запретных тем и ограничений. Модернизм дал писателям ощущение свободы, отсюда его усложненность и бесконечность поиска: ограничений нет, можно все.

⚖️ Чтобы прочувствовать разницу между старой и новой литературой, сравним их.

➡️ Реализм: для писателя важно типическое в героях: каждый герой — продукт времени и среды (Базаров, Раскольников, Болконский, Левин). Задача писателя состояла в том, чтобы увязать типическое с индивидуальным.

Модернизм — эпоха нового отношения к человеку. В литературе категория характера разрушается. Может ли человек описать себя или свой характер несколькими эпитетами, как раньше? Нет. В модернизме персонаж — это всегда либо больше, чем характер, либо меньше, чем характер. Либо это поток и вселенная, либо это гротескные угловатые фигуры, то есть упрощение относительно реалистического характера.

➡️ Реализм: литература пытается отразить объективную реальную жизнь. Это невозможно — и подтверждение этому то, что миры писателей-реалистов непохожи друг на друга. Толстой — это Толстой, Тургенев — это Тургенев.

Модернизм: произведение не пытается отобразить реальную жизнь; она всегда богаче любого «объективного» отражения. Отсюда создается впечатление, что человек в модернистской литературе неоднозначен; он как поток или как река. Человек — это вселенная, он сложен, на него невозможно навесить какие-то эпитеты.

🖋 В модернизме нет единой основы. Весь мир зыбучий. Подобное встречалось в литературе барокко, где все колеблется, нет жесткой платформы, на которой выстраивается литературное «здание». Отсюда создается ощущение неустойчивости, противоречивости, хаотичности.

❓ По каким еще чертам можно узнать модернистский текст?

👉 Мифологемы и архетипы. То есть мифологические образы из античной культуры, христианской культуры. Например, Джойс в «Улиссе» опирается на миф об Одиссее. Мифов в литературе модернизма очень много. Так реализуется потребность что-то забрать из предшествующей культуры и вписывать это в новую конструкцию.

📝 Внимание к аллюзиям и намекам. Манера делать культурные отсылки, то есть включать в свое произведение намеки на другие произведения, тем самым развивая интертекстуальность — черта модернизма. Набоков, Бродский, Элиот постоянно связывают тексты между собой. Такое чувство, что каждый текст — это надстройка над уже существующими в культуре вещами.

⚡️ Почему литературу модернизма важно читать и понимать? Модернизм открыл много нового: он расширил рамки привычного литературного повествования, герои стали мыслить не только в настоящем времени и начали выходить за пределы хронотопа. Появились техники внутреннего монолога и потока сознания, а многие темы, которые раньше были в литературе под запретом, вышли на поверхность. Обо всех открытиях модернистов мы будем подробнее говорить в этой теме.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим, каким был мир, в котором сформировался модернизм 👇

🌍 Кризис веры в научное познание и закат Европы. Постепенно европейской культуре открывается Восток, восточная мудрость, снова популярны становятся разные мистические практики, оккультизм, в Европе появились теософия и другие эзотерические культы. Интеллектуалы интересуются восточной философией, медитативными практиками Индии, Китая, Японии. Восток устроен совсем по-другому, восточный мир кажется мудрее европейского. Постепенно формируется представление о закате Европы.

🔎 На модернизм повлияли философские течения (интуитивизум Анри Бергсона, иррационализм Фридриха Ницше), научные открытия и открытие психоанализа в 1890-е годы.

Стремительные изменения в искусстве, музыке и науке. Все меняется параллельно. Например, в конце 19 века перспектива в живописи оказалась не так важна: появились импрессионисты и сломали ее. В музыке это нашло выражение в отходе от классической тональности. Наука стала не только служить улучшению жизни человека, но и антигуманным вещам — это выяснится в Первую мировую войну, когда впервые будет использовано газовое оружие.

🔥 Мир становится все более и более враждебным. Процесс развития промышленности не останавливался; чем более развитой она становится, тем больше возникает ощущение незначительности существования человека в мире, его малая роль. Он становится песчинкой — и это отражается в искусстве ощущением потерянности героев, их одиночества.

➡️ Главные имена раннего модернизма (19 век и рубеж веков)

Шарль Бодлер
Поль Верлен
Артюр Рембо
Стефан Малларме
Оскар Уайльд
Август Стриндберг
Эдуар Дюжарден
Кнут Гамсун
Джозеф Конрад
Антон Чехов
Габриеле д’Аннунцио

➡️ Главные имена классического модернизма (первые десятилетия 20 века)

Джеймс Джойс
Вирджиния Вулф
Томас Стернз Элиот
Дэвид Гилберт Лоуренс
Эзра Паунд
Гертруда Стайн
Уильям Фолкнер
Эрнест Хемингуэй
Франц Кафка
Робер Музиль
Густав Майринк
Марсель Пруст
Андре Жид
Франц Ведекинд
Георг Тракль
Леонид Андреев
Райнер Мария Рильке
Луиджи Пиранделло
Ален Роб-Грийе
Жорж Перек
Фернандо Пессоа
Федерико Гарсиа Лорка
Томас Манн
Герман Гессе
Федор Сологуб
Анна Ахматова
Марина Цветаева
Борис Пастернак
Владимир Маяковский
Осип Мандельштам
Андрей Белый
Александр Блок

➡️ Главные имена позднего модернизма

Хуан Рульфо
Габриель Гарсиа Маркес
Мигель Ахель Астуриас
Луи Арагон
Сэмюэль Беккет
Эжен Ионеско
Владимир Набоков
Гайто Газданов
Исаак Бабель
Андрей Платонов
Юрий Олеша
Иосиф Бродский

📘 В этот список (очень неполный) мы включили несколько имен, которые традиционно относятся к другим течениям: символизму, экспрессионизму, абсурдизму, магическому реализму и прочим. Дело в том, что границы между этими направлениями весьма условные, а кроме того, все они в той или иной степени рассматриваются как разные варианты модернизма.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;