Амедео Модильяни и Хаим Сутин
Натюрморты и пейзажи Сутина
Сутин писал только в трех жанрах — натюрморты, пейзажи и портреты. Давайте поговорим о двух из них — посмотрим, какие натюрморты и пейзажи писал художник в зрелые годы.
Хаим Сутин. Цикл «Красные гладиолусы», 1919
🌹 В 1919 году он создает серию цветочных натюрмортов, на которых изображены красные гладиолусы в разном виде. Так он нащупывает дальнейшию линию развития своих натюрмортов. Цветочный натюрморт ассоциируется с чем-то мягким, нежным, пасторальным. Но работы Сутина не такие.
🗡 Это абсолютно экспрессивные натюрморты. Искусствоведы сравнивают их с полем битвы. Сутин выбирает красный цвет, который станет его любимым, и гладиолус, который восходит к латинскому слову gladius — меч. Мазки разных оттенков красного плотные, густые. Современники сравнивали эти цветы с когтями, которые грубо раздирают воздух.
🔴 Сутин переносит красный цвет и его энергию и в остальные свои натюрморты. Он продолжает писать продукты — разные сорта рыбы и других животных: птиц, зайцев, туши коров и быков.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяХаим Сутин
1. Натюрморт с курицей, 1918
2. Курица, висящая на кирпичной стене, 1924
3. Курица, 1925
4. Курица на синем фоне, 1925
5. Мертвые птицы, 1925
6. Цесарка, 1927
7. Фазан, 1923
8. Курица и помидоры, 1924
Хаим Сутин
1. Мертвый заяц, 1923
2. Освежеваный кролик, 1921
3. Заяц с вилками, 1924
4. Натюрморт со скатом, 1924
5. Натюрморт с рыбой и кувшином, 1923
6. Натюрморт с хлебом и рыбой, 1922
7. Цветы и рыба, 1919
8. Большая рыба, 1933
Хаим Сутин, 1920–1925
«Мясные» натюрморты — первая ассоциация с творчеством Сутина, хоть это и не его новшество: мясные туши и убитых птиц писал еще главный кумир Сутина — Рембрандт. Давайте посмотрим, что особенного этих работах.
👀 Натюрморты Сутина парадоксальны. «Натюрморт» — это и так «мертвая природа» (nature morte), но натюрморты Сутина не просто мертвы, они убиты. При взгляде на них можно испытать экзистенциальный ужас. Но Сутин пытается найти в этом ужасе какие-то признаки красоты — в этом и есть парадокс.
🤔 Сутин сравнивал их с самой скандальной работе Курбе «Происхождение мира», на которой крупным планом изображены женские половые органы. С одной стороны, работа кажется грубой и пошлой, а с другой, действительно показывает, как появился мир людей — из половых органов женщины. «Курбе хотел передать Париж, рисуя женские тело, а я хочу показать Париж в бычьей туше».
📖 Также можно найти связь работ Сутина с поэтическим творчеством, которое волновало тогда умы французов. В 1860-е в Париже появляется поэзия отверженных и новые поэты, главой которых стал Шарль Бодлер. Они посвящали свои стихи «недостойным поэзии» явлениям. В сборнике Бодлера «Цветы зла» много странных тем о животных, птицах, унижениях.
▪️ Одно из самых ярких и странных стихотворений в сборнике называется «Падаль», где поэт описывает прогулку с любимой женщиной, во время которой они находят тлеющее тело мертвой лошади. И Бодлер очень подробно описывает состояние тела, будто даже в нем видит своеобразную красоту. Так же пристально вглядывается в свои туши Сутин.
🎨 Сутин использует в такой отталкивающей теме все богатство разнообразие палитры. Его колорит завораживает. Часто пишут, что его туши подобны шкатулке с драгоценностями, сияющий камнями-самоцветами — рубиновый, сапфировый, желтоватые, зеленоватые цвета.
📍 Идея писать туши могла быть связана с Ульем — он находился недалеко от парижских скотобоен, и, забравшись на крышу Улья, можно было увидеть неприятные сцены убийства животных. Сутин писал все с натуры — он покупал туши, размещал в мастерской.
▪️ С этим связан один забавный инцидент, который описал Марк Шагал, живший этажом ниже. Как-то ночью он проснулся из-за того, что с потолка на него капала кровь. Он испугался за Сутина, поднялся к нему и увидел, что Сутин был настолько поглощен написанием картины, что даже не обратил внимания на заливающую пол кровь.
Рембрандт
1. Туша быка, 1655
2. Туша быка, 1643
3. Автопортрет с мёртвой выпью, 1639
4. Натюрморт с двумя мертвыми павлинами, 1639
Петр Кончаловский
1. Туша теленка, 1946
2. Мясо, 1936
3. Мясо и птица, 1936
Хаим Сутин, пейзажи 20-х
1. Дорога в гору, 1922
2. Пейзаж, 1923
3. Монастырь капуцинов в Сере, 1920
4. Зеленые деревья, 1924
5. Дома, 1921
6. Пейзаж в Кань, 1923
7. Падающее дерево, 1924
Хаим Сутин, пейзажи 30-х
1. Аллея деревьев в Шартре, 1935
2. Дом в Уаземе, 1934
3. Дом недалеко от Шартре, 1934
4. Большие тополя в Сиври, 1939
5. Дом в деревне, 1934
Пейзажи Сутина можно разделить на работы 20-х и 30-х годов, которые несколько отличаются друг от друга. Давайте посмотрим на них поближе.
🧭 Пейзаж активно входит в круг интересов Сутина с 1918 года. В это время он уезжает на юг Франции и там начинает уделять больше внимания окружающим ландшафтам. Места произвели на него яркое впечатление.
🌪 Юг Франции — умиротворенное место, но у Сутина свое восприятие. В его пейзажах словно будто бушует неистовая стихия: все будто ломается, изломан сам горизонт, деревья деформируются, дома клонятся друг к другу.
🤔 С другой стороны, пейзажи — самый радостный жанр в контексте всего творчества Сутина. Натюрморты и портреты — болезненно-кричащие, а в пейзажах хоть и изображен разгул стихии, но без жуткого отчаяния и надрыва.
💆♂️ В 30-е годы пейзажи становятся спокойнее. Появляются ночные пейзажи, высокие деревья будто сплетаются кронами, в них появляется некое спокойствие, хотя иногда и тревожно-мистическое.
🌳 Деревья играют важнейшую роль в пейзажах Сутина. Часто пишут, что когда Сутину предлагали организовать переезд в США в 1940-м из-за немецкой оккупации Парижа и еврейского происхождения художника, он отказался из-за того, что, по его мнению, деревья там были недостаточно красивые, чтобы их рисовать.
1. Хаим Сутин. Женщина в красном, 1937 (Герда Грот)
2. Макс Эрнст и Мари-Берт Оранш, 1930 год
3. Мари-Берт Оранш
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день