angle-down facebook instagram vkontakte warning

Амедео Модильяни и Хаим Сутин

Натюрморты и пейзажи Сутина

Сутин писал только в трех жанрах — натюрморты, пейзажи и портреты. Давайте поговорим о двух из них — посмотрим, какие натюрморты и пейзажи писал художник в зрелые годы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Хаим Сутин. Цикл «Красные гладиолусы», 1919

🌹 В 1919 году он создает серию цветочных натюрмортов, на которых изображены красные гладиолусы в разном виде. Так он нащупывает дальнейшию линию развития своих натюрмортов. Цветочный натюрморт ассоциируется с чем-то мягким, нежным, пасторальным. Но работы Сутина не такие.

🗡 Это абсолютно экспрессивные натюрморты. Искусствоведы сравнивают их с полем битвы. Сутин выбирает красный цвет, который станет его любимым, и гладиолус, который восходит к латинскому слову gladius — меч. Мазки разных оттенков красного плотные, густые. Современники сравнивали эти цветы с когтями, которые грубо раздирают воздух.

🔴 Сутин переносит красный цвет и его энергию и в остальные свои натюрморты. Он продолжает писать продукты — разные сорта рыбы и других животных: птиц, зайцев, туши коров и быков.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Хаим Сутин

1. Натюрморт с курицей, 1918
2. Курица, висящая на кирпичной стене, 1924
3. Курица, 1925
4. Курица на синем фоне, 1925
5. Мертвые птицы, 1925
6. Цесарка, 1927
7. Фазан, 1923
8. Курица и помидоры, 1924

Хаим Сутин

1. Мертвый заяц, 1923
2. Освежеваный кролик, 1921
3. Заяц с вилками, 1924
4. Натюрморт со скатом, 1924
5. Натюрморт с рыбой и кувшином, 1923
6. Натюрморт с хлебом и рыбой, 1922
7. Цветы и рыба, 1919
8. Большая рыба, 1933

Хаим Сутин, 1920–1925

«Мясные» натюрморты — первая ассоциация с творчеством Сутина, хоть это и не его новшество: мясные туши и убитых птиц писал еще главный кумир Сутина — Рембрандт. Давайте посмотрим, что особенного этих работах.

👀 Натюрморты Сутина парадоксальны. «Натюрморт» — это и так «мертвая природа» (nature morte), но натюрморты Сутина не просто мертвы, они убиты. При взгляде на них можно испытать экзистенциальный ужас. Но Сутин пытается найти в этом ужасе какие-то признаки красоты — в этом и есть парадокс.

🤔 Сутин сравнивал их с самой скандальной работе Курбе «Происхождение мира», на которой крупным планом изображены женские половые органы. С одной стороны, работа кажется грубой и пошлой, а с другой, действительно показывает, как появился мир людей — из половых органов женщины. «Курбе хотел передать Париж, рисуя женские тело, а я хочу показать Париж в бычьей туше».

📖 Также можно найти связь работ Сутина с поэтическим творчеством, которое волновало тогда умы французов. В 1860-е в Париже появляется поэзия отверженных и новые поэты, главой которых стал Шарль Бодлер. Они посвящали свои стихи «недостойным поэзии» явлениям. В сборнике Бодлера «Цветы зла» много странных тем о животных, птицах, унижениях.

▪️ Одно из самых ярких и странных стихотворений в сборнике называется «Падаль», где поэт описывает прогулку с любимой женщиной, во время которой они находят тлеющее тело мертвой лошади. И Бодлер очень подробно описывает состояние тела, будто даже в нем видит своеобразную красоту. Так же пристально вглядывается в свои туши Сутин.

🎨 Сутин использует в такой отталкивающей теме все богатство разнообразие палитры. Его колорит завораживает. Часто пишут, что его туши подобны шкатулке с драгоценностями, сияющий камнями-самоцветами — рубиновый, сапфировый, желтоватые, зеленоватые цвета.

📍 Идея писать туши могла быть связана с Ульем — он находился недалеко от парижских скотобоен, и, забравшись на крышу Улья, можно было увидеть неприятные сцены убийства животных. Сутин писал все с натуры — он покупал туши, размещал в мастерской.

▪️ С этим связан один забавный инцидент, который описал Марк Шагал, живший этажом ниже. Как-то ночью он проснулся из-за того, что с потолка на него капала кровь. Он испугался за Сутина, поднялся к нему и увидел, что Сутин был настолько поглощен написанием картины, что даже не обратил внимания на заливающую пол кровь.

Гюстав Курбе. Происхождение мира, 1866

Рембрандт

1. Туша быка, 1655
2. Туша быка, 1643
3. Автопортрет с мёртвой выпью, 1639
4. Натюрморт с двумя мертвыми павлинами, 1639

Петр Кончаловский

1. Туша теленка, 1946
2. Мясо, 1936
3. Мясо и птица, 1936

Хаим Сутин, пейзажи 20-х

1. Дорога в гору, 1922
2. Пейзаж, 1923
3. Монастырь капуцинов в Сере, 1920
4. Зеленые деревья, 1924
5. Дома, 1921
6. Пейзаж в Кань, 1923
7. Падающее дерево, 1924

Хаим Сутин, пейзажи 30-х

1. Аллея деревьев в Шартре, 1935
2. Дом в Уаземе, 1934
3. Дом недалеко от Шартре, 1934
4. Большие тополя в Сиври, 1939
5. Дом в деревне, 1934

Пейзажи Сутина можно разделить на работы 20-х и 30-х годов, которые несколько отличаются друг от друга. Давайте посмотрим на них поближе.

🧭 Пейзаж активно входит в круг интересов Сутина с 1918 года. В это время он уезжает на юг Франции и там начинает уделять больше внимания окружающим ландшафтам. Места произвели на него яркое впечатление.

🌪 Юг Франции — умиротворенное место, но у Сутина свое восприятие. В его пейзажах словно будто бушует неистовая стихия: все будто ломается, изломан сам горизонт, деревья деформируются, дома клонятся друг к другу.

🤔 С другой стороны, пейзажи — самый радостный жанр в контексте всего творчества Сутина. Натюрморты и портреты — болезненно-кричащие, а в пейзажах хоть и изображен разгул стихии, но без жуткого отчаяния и надрыва.

💆‍♂️ В 30-е годы пейзажи становятся спокойнее. Появляются ночные пейзажи, высокие деревья будто сплетаются кронами, в них появляется некое спокойствие, хотя иногда и тревожно-мистическое.

🌳 Деревья играют важнейшую роль в пейзажах Сутина. Часто пишут, что когда Сутину предлагали организовать переезд в США в 1940-м из-за немецкой оккупации Парижа и еврейского происхождения художника, он отказался из-за того, что, по его мнению, деревья там были недостаточно красивые, чтобы их рисовать.

1. Хаим Сутин. Женщина в красном, 1937 (Герда Грот)
2. Макс Эрнст и Мари-Берт Оранш, 1930 год
3. Мари-Берт Оранш

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;