Амедео Модильяни и Хаим Сутин
Амедео Модильяни: юность и начало его творческого пути
Модильяни смог впитать все самое лучшее, что было доступно европейскому художнику в то время. Обсудим биографию художника и посмотрим, как начинался его творческий путь.
1. Амедео Модильяни. Автопортрет, 1919
2. Амедео Модильяни. Автопортрет в виде Пьеро, 1915
3–5. Фото художника
6. Фото Модильяни (слева) с Пабло Пикассо (в центре) и Андре Сальмоном
Амедео Модильяни, ранние работы
1. Тосканская дорога, 1899
2. Портрет брата художника Микели, 1899
3. Бородатый мужчина, 1905
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👦 Амедео Модильяни родился в 1884 году в обеспеченной еврейской семье в Италии неподалеку от Тосканы. Но отец Модильяни разорился перед появлением сына на свет, и как раз в момент родов в дом пришла полиция, чтобы конфисковывать имущество. По закону кровать роженицы забирать было нельзя, поэтому все самое ценное в доме свалили на кровать рожающей матери Модильяни.
👩👦 После разорения финансовым благополучием семьи занимается мать — отец не смог оправиться от краха. Она организовала в доме частную школу и успешно ей управляла, успевая принимать активное участие в воспитании сына.
💊 В детстве Модильяни много болел. Именно тогда у него начал развиваться туберкулез, который впоследствии значительно сократит его жизнь. Есть история о том, что во время болезни тифом в детстве Модильяни в бреду постоянно говорил об искусстве и художниках. Родители очень боялись потерять сына, и потому приняли судьбоносное решение — если сын выживет, они позволят ему стать художником.
🧳 Модильяни путешествовал по Италии, занимаясь искусством, и впитывал все лучшее, что было в классическом итальянском наследии. Бывал в Неаполе, Риме, на Капри, во Флоренции, где начал практиковаться в том числе в мастерстве скульптуры. В Венеции он впервые столкнулся с современным искусством на Венецианском биеннале 1905 года и остался под огромным впечатлением.
Центром современной художественной жизни тогда был Париж, поэтому Модильяни решил перебраться туда. Посмотрим, как складывалась его жизнь в Париже.
Он с детства знал французский, поэтому ему легко удалось интегрироваться в парижскую среду. Деньги на переезд он получил от матери, но они быстро закончились.
🤝 Так Модильяни оказался на Монмартре — центре притяжения людей искусства. Там он познакомился с теми мастерами, которых потом назовут Парижской школой — художники, поэты, скульпторы. Среди них были Пабло Пикассо, Хаим Сутин, Диего Ривера, Макс Жакоб, Морис Утрилло и другие.
🕺 Там Модильяни продолжил свое художественное образование и погрузился в богемную жизнь. Он поступил в академию Коларосси — частную художественную школу-студию, а свободное от занятий время проводил в среде парижской богемы, что не способствовало поддержанию слабого здоровья Модильяни.
🤩 Модильяни называли последним представителем настоящей богемы. Он был интеллигентным, элегантным, очень обаятельным, харизматичным, легко сходился с людьми. Его все знали, женщины постоянно в него влюблялись, Модильяни всегда был окружен толпой. Он был очень добросердечным, щедрым, всегда помогал друзьям, умел веселиться.
▪️ Даже в условиях крайней нужды, когда у него был всего один комплект одежды, он всегда поддерживал его в чистоте, стирал каждую ночь рубашку, чтобы утром быть свежим.
Особое влияние на Модильяни в те годы оказывал румынский скульптор Константин Бранкузи, который в то время тоже оказывается в Париже. Посмотрим на эксперименты Модильяни с камнем.
🗿 Под влиянием Бранкузи Модильяни решает заняться скульптурой — снимает для этого новую просторную студию и с 1909 по 1914 год занимается преимущественно скульптурой.
👺 Здесь его вдохновляли примитивные цивилизации, как и всех художников того времени. Африканские маски, из которых Пикассо позже создаст кубизм, египетские статуи, индийская пластика.
😔 До нас дошло не много скульптурных работ Модильяни — 23 каменных головы и два изображения кариатиды. Но сохранилось много набросков и эскизов скульптур на бумаге. Оставшихся работ так мало, потому что в какой-то момент Модильяни решил избавиться от того, что он создал, из-за насмешек публики.
▪️ Есть легенда, что Модильяни выкинул свои непонятые скульптурные работы в Парижский канал. Поэтому в 1984 году, в год столетия с рождения Модильяни, прошли даже поиски скульптур в канале, но ничего не нашли.
🕯 Семь из своих скульптур Модильяни выставлял на Салоне в 1912 году. Он придумал особую систему экспонирования — «головы» были выставлены в едином затемненном пространстве, а под каждой из скульптур стояли свечи. Трепещущее пламя создавало мистическую атмосферу древнего храма и акцентировало фактуру камня.
В те годы скульптурой увлекался не только Модильяни. Но другие художники воплощали скульптурность в своих художественных работах, а Модильяни один из немногих попробовал себя в роли скульптора и оставил это занятие только из-за непринятия такого творчества его друзьями и слабого здоровья — работа с камнем плохо отражалась на его слабых легких.
🔜 Именно скульптурный опыт стал краеугольным камнем собственного стиля Модильяни. Его живописные работы скульптурны, это больше взгляд скульптора, чем художника. Оттуда же пришли и удлиненные пропорции. Это отразилось и на технике работы с глазами в портретах — художник часто оставлял глазницы пустыми, как в скульптуре, или закрашивал единым тоном.
Константин Бранкузи
1. Фото мастера в парижской мастерской
2. Поцелуй, 1912
3. Спящая муза, 1913
4. Муза, 1912
5–7. Африканская скульптура
Амедео Модильяни, 1911–1912
Кариатиды Модильяни:
1–2. В камне, 1911–1912
3. Кариатида. Обнаженная фигура на фоне сада, 1913
4. Кариатида (Обнаженная со скрещенными руками), 1912
5. Кариатида, 1911
6. Кариатида, 1913
7. Кариатида в розовом, 1913
8. Кариатида, 1914
Интерес к скульптуре у других художников того времени:
1. Пабло Пикассо. Дриада (Обнаженная в лесу), 1908
2. Пабло Пикассо. Бюст женщины, 1907
3. Анри Матисс. Сидящая женщина, 1908
4. Анри Матисс. Обнаженная женщина, 1908
5. Поль Гоген. Идол, 1898
6. Поль Гоген. Великий Будда, 1899
1–3. Анна Ахматова на рисунках Модильяни, 1911
4. Скульптурная голова, в которой возможно угадываются черты Анны Ахматовой
1. Портрет Беатрис Хастингс в клетчатом платье, 1916
2. Портрет Беатрис Хастингс в шляпке, 1914
3. Портрет Беатрис Хастингс, 1915
4. Мадам Помпадур. Портрет Беатрис Хастингс, 1915
5. Портрет Беатрис Хастингс в шляпе, 1916
6. Портрет Беатрис Хастингс, сидящей на стуле, 1915
7. Портрет Беатрис Хастингс, 1915
Для полной картины предлагаем почитать эссе Анны Ахматовой, посвященное Модильяни, и ее стихотворение, написанное в период этого увлечения.
Мне с тобою пьяным весело —
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги жёлтые на вязах.
Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?
Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.
1911
Париж
Амедео Модильяни:
1. Обнаженная, 1908
2. Портрет Мод Абрантес, 1908
3. Сидящая обнаженная, 1909
Эдвард Мунк:
1. Половая зрелость, 1894
2. Мадонна, 1902
3. Портрет Дагни Юль-Пшибышевской, 1893
Амедео Модильяни:
1. Портрет еврейской девушки в черной шляпе, 1908
2. Нищенка, 1909
3. Портрет Педро, печатника, 1909
4. Виолончелист. Этюд, 1909
Пабло Пикассо:
1. Портрет Хайме Сабартеса (Кружка пива), 1901
2. Женщина в синем, 1902
3. Голова арлекина, 1905
4. Обнаженная на красном фоне, 1906
5. Испанка с острова Майорка, 1905
6. Портрет Гертруды Стайн, 1906
Амедео Модильяни:
1. Женщина в синей шляпе, 1907
2. Обнаженная в шляпе, 1908
Анри де Тулуз-Лотрек:
1. Марсель Ланде в варьете «Шильперик», 1893
2. Пассажир в салоне 54, 1896
Модильяни не сразу нашел свой стиль. Он следил за творчеством знакомых, чутко впитывал все веяния и новые направления, которых было немало в Париже того времени. Посмотрим, кто влиял на творчество Модильяни.
💥 В Париже тогда одновременно существовало множество стилей и течений: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, фовизм, экспрессионизм, зарождающийся кубизм.
🔀 Модильяни постепенно пробует разные стили. В ранних работах заметно влияние разных художников, легкое заимствование. В них можно найти черты фовизма Матисса, экзотики Гогена, колористику Сезанна.
▪️ Общие отголоски можно увидеть в работах Модильяни и Эдварда Мунка. Модильяни тоже пробовал заострять формы тела, писать роковых чувственных женщин и хрупких девочек-подростков.
▪️ Что-то Модильяни взял от своего друга Пикассо, его голубого и розового периодов.
▪️ Заметно и влияние Анри де Тулуз-Лотрека, который был своеобразным реформатором в мире французской жизни, впервые обратив внимание на ее оборотные нелестные стороны.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день