angle-down facebook instagram vkontakte warning

Амедео Модильяни и Хаим Сутин

Портреты и работы Модильяни в жанре ню

По портретам Модильяни видно, как начинает оформляться его стиль, а особой жемчужиной его наследия считаются работы в жанре ню. Посмотрим на портреты друзей и знакомых Модильяни из парижской богемы и обсудим, что особенного в его обнаженной натуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Хаим Сутин
2–4. Амедео Модильяни. Хаим Сутин, 1915–1917

5. Пабло Пикассо
6, 7. Амедео Модильяни. Пабло Пикассо, 1915

8. Диего Ривера
9, 10. Амедео Модильяни. Диего Ривера, 1914

1. Хуан Грис
2. Амедео Модильяни. Хуан Грис, 1915

3. Поль Гийом
4, 5. Амедео Модильяни. Поль Гийом, 1915–1916

6. Макс Жакоб
7, 8. Амедео Модильяни. Макс Жакоб, 1916

9. Леон Инденбаум
10. Амедео Модильяни. Леон Инденбаум, 1916

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Жан Кокто
2. Амедео Модильяни. Жан Кокто, 1917

3. Жак Липшиц
4. Амедео Модильяни. Жак и Берта Липшиц, 1916

✔️ Почти во всех портретах кисти Модильяни есть общие черты, из которых складывается уникальный стиль художника. Он деформирует внешность своих героев, будто пропуская их природные черты через призму своего художественного восприятия — сдвигает глаза, изображает их более близко посаженными, чем в реальности, выделяет носы, вытягивает овал лица и часто удлиняет шею. При этом все портреты все равно имеют сходство с реальными моделями.

🌪 Модильяни писал портреты очень быстро. Например, портрет скульптора-кубиста Жака Липшица и его жены Модильяни написал за один сеанс позирования и один день работы.

▪️ Липшиц дружил с Модильяни и заказал портрет, чтобы помочь ему заработать денег, так как в то время скульптор, как и многие друзья Модильяни, уже стал успешным. Липшиц думал, что портрет будет писаться за несколько сеансов позирования с почасовой оплатой, но Модильяни сказал, что берет 10 франков за весь сеанс и обошелся одним визитом.

👥 Модильяни часто создавал сразу два-три портрета для одного заказчика. При этом работы отличались друг от друга. Могла разниться и колористика, и позы, и даже эмоциональные оттенки. Возможно, так Модильяни искал идеальную формулу каждого человека, чтобы раскрыть не только его внешность, но и передать глубинное впечатление.

🤔 Из всех течений Модильяни можно отчасти отнести к экспрессионизму. В портретах Модильяни в первую очередь выражает свои собственные ощущения и восприятие модели. Он смело «перекраивает» внешность друзей по собственным лекалам, выделяя и утрируя те черты, которые симпатичны его строгому взгляду скульптора и художника.

Амедео Модильяни

1. Сидящая обнаженная, 1916
2. Стоящая обнаженная (Эльвира), 1918
3. Обнаженная с коралловым ожерельем, 1917
4. Лежащая обнаженная, опирающаяся головой на правую руку, 1919
5. Обнаженная, сидящая на диване, 1917
6. Лежащая обнаженная с голубой подушкой, 1917
7. Лежащая обнажённая (на левом боку), 1917
8. Сидящая обнаженная, 1917
9. Девушка в сорочке, 1919

Одна из жемчужин творческого наследия Модильяни — коллекция обнаженной натуры 1916–1917 годов — около 30 полотен, написанных по заказу Леопольда Зборовского — мецената, который поддерживал художника на протяжении почти всей жизни. Давайте поговорим о них подробней.

🔞 Работы создавались во фривольной атмосфере — известно, что у Модильяни было очень много женщин, а все его натурщицы были любовницами. Возможно, именно это и сделало картины такими эротичными. Цвета буквально передают ощущение теплой, мягкой женской кожи.

Но в образах есть и загадка. С одной стороны, модели предельно открыты и обнажены, изображены в откровенно эротичных позах. Но в то же время есть некая дистанция между зрителем и женщинами на картинах. Художник достигает этого во многом благодаря изображению глаз — они часто закрыты, не прорисованы или закрашены сплошным цветом. Из-за этого кажется, что перед нами не конкретная женщина, до которой можно дотронуться, а женщина вообще — некая богиня, олицетворение изначальной женственности и эротичности.

🎨 Работы разные по колориту. Есть обнаженные, которые решены в более теплой цветовой гамме, есть более холодные варианты, где много голубого — в этих работах не так ярко чувствуется огонь страсти, женщины более отстраненные.

😬 С работами ню Модильяни связан очередной скандал. Именно эти работы он решил показать на единственной прижизненной персональной выставке в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль. Это была инициатива Зборовского, который хотел показать широкой публике творчество отпекаемого им художника.

🤬 Но выставку закрыли буквально через несколько часов. Галерея находилась напротив полицейского участка, и жандармы возмутились такому безобразию и не поддались на уговоры. Когда им пытались объяснить, что в классическом искусстве много обнаженной натуры, они ответили, что у Модильяни совсем другие обнаженные — у них на теле даже видны волосы.

🔝 Самая известная из этих работ — «Лежащая обнаженная». Она считается одной из самых дорогих картин, которые выставлялись на открытые торги. В 2015 году ее купили за 170 миллионов долларов.

Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная, 1917 (продана за 170 миллионов долларов в 2015 году)

Амедео Модильяни

1–3. Портреты доктора Поля Александра, 1909–1913
4–7. Портреты Леопольда Зборовского, 1916–1919
8–10. Портреты Анны (Ханки) Зборовской, 1917–1919

Амедео Модильяни

1. Алмайза. Портрет алжирской женщины, 1916
2. Девушка в светлой блузе, 1917
3. Портрет девушки, 1918
4. Женщина в черном платье, 1918
5. Красное ожерелье. Портрет мадам Вердо, 1918
6. Портрет женщины с кулоном, 1918
7. Портрет женщины, 1918
8. Женщина с веером. Портрет Лунии Чеховской, 1919
9. Певица в кафе, 1917

Амедео Модильяни

1. Портрет голубоглазого мальчика в матроске, 1916
2. Портрет сидящего мальчика в матроске, 1917
3. Сидящий мальчик в кепке, 1918
4. Мальчик в шортах, 1918
5. Две девочки, 1918
6. Девочка в голубом платье, 1918
7. Девочка с косичками в красном свитере, 1918

👩 Самые узнаваемые работы Модильяни — его женские портреты. В каждом из них сочетается индивидуальность модели и характерные черты техники Модильяни. В женских образах Модильяни умеет, с одной стороны, сохранить «нерв современности», а с другой — он словно бы выводит каждую из своих героинь за рамки обыденности, превращая их в древних богинь, архаических идолов, символы вечной женственности.

👶 Модильяни писал и детские портреты. Там его художественный метод выглядит особенно выразительно — у него дети изображены как «маленькие взрослые», хрупкие, беспомощные перед лицом этого мира. Они выглядят пронзительно и по-взрослому осознанно, на лицах уже проступают черты взросления.

▪️ Это особенно примечательно на фоне того, что с начала 19 века, с эпохи романтизма, происходит переосмысление детского портрета. Художники наконец начинают ценить детскую непосредственность, нежность, мягкость и запечатлевают в своих работах именно мгновения быстро пролетающего детства. Однако Модильяни в этом отношении выступает как продолжатель более древней традиции, продолжая писать детей как «маленьких взрослых», что снова станет актуальным в искусстве 20 века.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;