angle-down facebook instagram vkontakte warning

Амедео Модильяни и Хаим Сутин

Портреты Сутина и смерть

Слава пришла к Сутину благодаря его портретам. Посмотрим, что в них было необычного, узнаем, какая работа сделала его популярным, и обсудим, как оборвалась жизнь художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Хаим Сутин

1. Бедная девочка, 1937
2. Портрет молодой девушки, 1937
3. Школьный мальчик в синем, 1937
4. Сидящий ребенок в синем, 1937
5. Ребенок с игрушкой, 1919
6. Ребенок в красном, 1943
7. Девочка с утками, 1936
8. Бабушка и ребенок, 1943
9. Маленькая девочка с куклой, 1919

Хаим Сутин

1. Старая актриса, 1922
2. Старая женщина, 1924
3. Старик, 1921
4. Старая женщина с собакой, 1919
5. Опустошение, 1922
6. Большая шляпа, 1924

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Хаим Сутин

1. Молящийся человек, 1921
2. Молящийся человек, 1921
3. Портрет вдовы, 1919
4. Безумная женщина, 1919
5. Безумная, 1919
6. Невеста, 1924

🤯 Портреты Сутина так же экспрессивны, выразительны, кричаще пронзительны, как его натюрморты и пейзажи. Героями портретов почти всегда становились необычные люди. Это не заказные классические портреты или воспевающие женскую красоту работы, это портреты людей в их крайних состояниях.

▪️ Сутин абсолютно сознательно деформировал лица и фигуры: «Деформация — это жизнь. Искусство Рафаэля, Тициана, конечно же, совершенно, но до смерти нудно».

👦 Сутин часто изображал детей и подростков. Они символизируют начало жизни. Он писал их как хрупких существ, беззащитных перед лицом жестокого мира. В этих детях чувствуется внутренняя боль и пронзительное переживание. Он искажает их лица, и дети становится похожи на куклы, но не в умилительном понимании этого слова, а в жутком, как кукла-герой фильма ужасов.

👴🏻 Он часто изображал и другую крайность — стариков. Их жизнь прошла и оставила суровый отпечаток на телах и лицах. Именно это и изображает Сутин. Фигуры на картинах деформированы, а старухи в платьях будто ощущают себя молодыми, пытаясь принять выгодную позу.

😵‍💫 Еще одна серия работ — изображение человека в измененном состоянии: молящиеся люди, формы тела которых вытянуты и удлинены, безумные женщины с распахнутыми глазами, невеста и вдова — переходные состояния жизни женщины.

🔀 Если сравнить портреты Сутина и Модильяни, и те, и те будут экспрессивными, но Модильяни искал скульптурное начало модели и возвышал ее над обыденностью, выводил за рамки повседневности. А Сутин передавал состояние будто на грани безумия — своего или своих героев.

🔨 Также у Сутина есть серия портретов с профессиями. Это чаще всего профессии низших слоев, дети, отданные в подмастерья, чтобы освоить профессию с ранних лет. Мальчики-кондитеры и мясники, девочки-служанки.

1. Винсент Ван Гог. Автопортрет, 1889
2. Эрнст Людвиг Кирхнер. Девушка с японским зонтиком, 1909
3. Эмиль Нольде. Беседа, 1910

Хаим Сутин

1. Маленький кондитер, 1919
2. Кондитер с красным платком, 1923
3. Мальчик-слуга у Максима, 1925
4. Горничная, 1930
5. Мальчик-мясник, 1920

Славу Сутину принесла работа «Маленький кондитер». Узнаем, благодаря чему это произошло, и изменилась ли жизнь художника.

🧐 В 1922 году в Париж приехал знаменитый американский коллекционер Альберт Барнс, который хотел приобрести несколько экземпляров современного французского искусства для своей коллекции. Он увидел эту работу Сутина и немедленно ее купил. Барнс попросил показать ему другие работы художника и приобрел еще 50 картин.

🤍 Барнса в первую очередь очаровал колорит картины — излюбленные художником красные оттенки и смешение оттенков белого цвета. В работе огромное количество бликов, нюансов и деталей белого цвета. Именно умение обращаться с белым и привлекло коллекционера.

👏 Это стало серьезным событием на парижском рынке искусства того времени. Если американец скупал работы Сутина в таких масштабах, то на художника точно стоило обратить внимание. После этого Сутин из бедного безвестного художника стал востребованным и преуспевающим.

🤷‍♂️ Сутин никогда не достигнет настоящего богатства, потому что был совсем не приспособленным к жизни, не умел копить, экономить и рационально расходовать заработанные деньги. Его кидало в крайности - от откровенного транжирства до полного безразличия к собственному комфорту. Но на тот момент это событие позволило ему хотя бы твердо стать на ноги.

Обстоятельства смерти Сутина тоже были не совсем обычными. Давайте поговорим об этом подробнее.

😔 Сутин умер в августе 1943 года от язвы желудка. Последние годы художник провел в деревенской местности, подальше от оккупированного Парижа. Но очередное обострение язвы требовало хирургического вмешательства.

👨‍⚕️ Друзья пытались найти хирурга, который мог бы взяться за операцию, но это было непросто из-за запрета оперировать евреев. В итоге врача нашли, но он находился в Париже.

⚰️ Сутина доставили в Париж с большим трудом. Он был уже в очень плохом состоянии, ему требовались постоянные уколы обезболивающего, а пробраться в город было очень сложно. Поэтому Сутина решили тайно провезти в город на катафалке.

💔 Но было уже поздно. Состояние язвы уже перешло в неоперабельное, и в итоге художник скончался от перитонита. Там же в Париже его похоронили по фальшивым документам на кладбище Монпарнаса. На похоронах присутствовали всего нескольких человек. Считается, что среди них был и Пикассо.

🔝 Работы Сутина не такие дорогие, как у Модильяни, но постоянно растут в цене. Одну из вариаций «Маленького кондитера» в 2013 году продали за 18 миллионов долларов, и это была рекордная стоимость работ художника.

👉 Дальше поговорим о последователях Сутина, а потом подведем итоги и вспомним главное.

Экспрессионизм Хаима Сутина и его последователи в мировом искусстве

Фрэнсис Бэкон

1. Живопись 1946, 1964
2. После второй версии картины 1946, 1971
3. Фигура с мясом, 1954
4. Автопортрет, 1973

5. Виллем де Кунинг. Женщина III, 1953
6. Виллем де Кунинг. Женщина как пейзаж, 1955

7. Джексон Поллок. Птица, 1941
8. Джексон Поллок. Чашка чая, 1946

9. Марк Ротко. Автопортрет, 1936
10. Марк Ротко. Без названия, 1944-45

Мы подготовили несколько дополнительных источников для тех, кто хочет узнать больше о легендах Парижской школы.

📰 Жанна Модильяни. Амедео Модильяни в воспоминаниях дочери и современников
Большая статья, написанная дочерью художника Жанной Модильяни, одним из крупнейших исследователей его творчества. Есть в общем доступе.

📰 Наталья Апчинская. Хаим Сутин. Боль и красота мира
Статья в журнале «Третьяковская галерея» о творчестве художника. Есть в общем доступе.

📰 Художники парижской школы
Статья на Арзамасе. Есть о общем доступе.

📕 Михаил Герман. Парижская школа
Книга о самых светлых и самых трагических страницах истории Парижской школы. Отдельные главы посвящены творчеству Модильяни, Пикассо, Бранкузи, Шагала.

🎞 «Модильяни». Майкл Дэвис (2004)
Фильм про атмосферу Парижа и общий контекст жизни Модильяни. Художественный конкурс, в котором Модильяни так отчаянно хочет взять верх над Пикассо, — сюжетный ход, призванный создать максимальное напряжение в кадре.

⚡️ Видеолекция лектора Level One Олега Грознова о жизни Модильяни в рамках лектория «Путеводитель по искусству».

🎞 Документальный фильм о творчестве Модильяни

🎞 «Хаим Сутин. Жажда цвета» (2014) — документальный фильм о жизни и творчестве Хаима Сутина.

Весь урок мы говорили о легендах Монпарнаса и одних из самых известных мастеров Парижской школы — Амедео Модильяни и Хаиме Сутине. Пора вспомнить главное и подвести итоги.

👦 Амедео Модильяни родился в 1884 году в еврейской семье в Италии неподалеку от Тосканы. В детстве он много болел и всю жизнь будет мучиться от туберкулеза. Повзрослев, Модильяни путешествовал по Италии, занимаясь искусством, и впитывал все лучшее, что было в классическом итальянском наследии.

🤝 В погоне за современным искусством Модильяни оказался в Париже на Монмартре, где познакомился с теми мастерами, которых потом назовут Парижской школой — Пикассо, Хаим Сутин, Диего Ривера, Макс Жакоб, Морис Утрилло и другие. Модильяни продолжил свое художественное образование и полностью погрузился в богемную жизнь.

🔀 Модильяни постепенно пробовал разные стили. В ранних работах заметно влияние разных художников: Матисса, Гогена, Сезанна, Мунка, Пикассо, Анри де Тулуз-Лотрека. Особое влияние на Модильяни в те годы оказывал румынский скульптор Константин Бранкузи.

🗿 Модильяни тоже занимался скульптурой. Его вдохновляли примитивные цивилизации, как и всех художников того времени: африканские маски, египетские статуи, индийская пластика. До нас дошло всего 23 каменных головы и два изображения кариатиды.

✔️ Почти во всех портретах кисти Модильяни есть общие черты, из которых складывается уникальный стиль художника. Он деформирует внешность своих героев: сдвигает глаза, изображает их более близко посаженными, чем в реальности, выделяет носы, вытягивает овал лица и часто удлиняет шею. При этом все портреты все равно имеют сходство с реальными моделями.

🤭 Одна из жемчужин творческого наследия Модильяни — коллекция обнаженной натуры 1916–1917 годов — около 30 полотен, написанных по заказу мецената Леопольда Зборовского.

👦 Модильяни писал и детские портреты. Там его художественный метод выглядит особенно выразительно — дети изображены как «маленькие взрослые», хрупкие, беспомощные перед лицом этого мира. Они выглядят пронзительно и по-взрослому осознанно, на лицах уже проступают черты взросления.

💔 Последние годы жизни Модильяни начиная с 1917-го и его смерть неразрывно связаны с именем Жанны Эбютерн, его натурщицы, а потом и матери его ребенка. Модильяни умер в январе 1920 года от обострения туберкулеза, а следом из окна выбросилась и Жанна.

👶 Хаим Сутин родился в 1893 году в белорусской деревне в семье бедного портного-еврея. У него было тяжелое бедное детство, но в 1911 году он попал в Париж, как и мечтал. Там он учился, рисовал и пытался хоть как-то заработать денег.

🏛 Своей главной школой Сутин всю жизнь будет считать парижские музеи. Сутин особенно выделял Рембрандта, которого считал главной величиной в мировом искусстве, Курбе и Сезанна.

3️⃣ Сутин всю жизнь работал только в трех жанрах: портреты, натюрморты и пейзажи. Его натюрморты очень экспрессивны, он часто использовал красный цвет и писал много «мясных» натюрмортов с тушами животных. А в пейзажах будто бушует стихия — изломанные линии горизонта, деформированные дома и деревья, которые играют важную роль в его работах.

👏 Слава пришла к Сутину благодаря его портретам. Они экспрессивны, выразительны и кричаще пронзительны. Героями почти всегда становились необычные люди: это деформированные изображения людей в их крайних состояниях или переходных состояниях — детей, невест, стариков, молящихся или безумных людей.

▪️ Известность пришла к нему после того, как американский коллекционер увидел работу «Маленький кондитер» и после этого купил 50 работ Сутина.

💔 Сутин умер в августе 1943 года от язвы желудка. Из-за еврейского происхождения и оккупации Парижа его похоронили по фальшивым документам на кладбище Монпарнаса в присутствии всего нескольких человек.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;