angle-down facebook instagram vkontakte warning

Московские промышленники конца 19 века

Социальные отношения и политические предпочтения

Экономическая мощь буржуазии и значимая социальная роль не соответствовала ее мизерному политическому влиянию. Давайте обсудим социальную иерархию московских купцов и их политические взгляды.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Николай Могилевский
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

⬆️ Социальная иерархия московских купцов строилась по-своему, не на деньгах или формальных признаках. На верхушке всегда был промышленник-фабрикант, то есть тот, кто сам что-то производил. На втором месте шел торговец, а наименее уважаемыми считались рантье — ростовщики, которые ничего не производили и не продавали ничего материального.

🤝 В московских фирмах ценилась патриархальность социальных отношений — то есть желание хозяев фабрик решать все вопросы с рабочими без привлечения государства. Те компании, где часто сменялись рабочие, не пользовались уважением.

👍 Такая система отношений значительно снижала вероятности беспорядков. У многих купцов сотрудники служили годами, а увольнения были очень редкими и только за серьезные проступки. На таких фабриках хозяин знал всех старых рабочих по имени-отчеству, здоровался, поздравлял с праздниками.

Московское купечество при всей своей экономической мощи почти не имело серьезного политического влияния. Давайте посмотрим, каких взглядов придерживались промышленники.

👴🏻 Политические взгляды московского купечества были разномастными. Найденов и старшие поколения других династий не претендовали на участие в политической жизни страны, предпочитая заниматься только своим делом.

👨🏼 А многие представители молодых поколений были недовольны местом своего сословия. К ним относился Павел Павлович Рябушинский, Вишняков и другие члены купеческих династий. Они считали, что 20 век должен стать веком буржуазии и стремились участвовать в политической жизни.

Появляются партии с участием промышленников. В годы первой революции возникает Прогрессивная партия во главе с Павлом Рябушинским. Их программа составлялась кадетской партией. А главной партией русской буржуазии была партия Союза 17 октября, основанная другим московским промышленником Александром Ивановичем Гучковым. Обе партии в итоге слились в одну.

✏️ При этом Рябушинский выступал в оппозиции правительству, требовал соблюдать царский Манифест 17 октября. Они со сторонниками также основали известную газету «Утро России», редакция которой располагалась на Страстном бульваре. Но партия имела только локальное влияние.

💔 Еще один фабрикант Александр Коновалов даже вел последнее в истории страны заседание Временного правительства в ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Тогда он был министром торговли и промышленности. Таким образом, можно сказать, что историю досоветской России закрывали именно промышленники.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Павел Рябушинский
2. Александр Гучков
3. Члены Союза 17 октября
4. Здание редакции газеты «Утро России»
5. Александр Коновалов

О феномене финансового процветания русского старообрядчества

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;