angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура мостов

Эволюция мостов: от Древнего Рима до современного Китая

Прообразы мостов появились в Древнем Риме, но с тех пор сильно изменились в техническом и в эстетическом плане. Узнаем, как менялся образ моста в истории.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Карта дорог Римской империи

2. Пон-дю-Гар через реку Гардон, Франция, 1 век н.э. — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук, его высота — 47 м, длина — 275 м.

3. Понте-Веккьо, Флоренция, Италия, 1345. Когда-то там находились лавки мясников, а теперь — ювелирные и сувенирные магазины.

4. Кремербрюке, Эрфурт, Германия, 1325

5. Замок Шенонсо, Франция, 15 век

6. Мост Сикста, Рим, Италия, 1473—1479

7. На картине Яна Ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» (1435), по-видимому, показан городской пейзаж Отёна. На мосту виден крест — на них действительно часто ставили часовни, чтобы горожане могли помолиться. Также мост проходит через крепостную башню.

8. Мост Риальто, Венеция, Италия, 1588—1591

9. Ричмондский мост, Лондон, Великобритания, 1777

Давайте посмотрим, как менялся образ мостов от эпохи к эпохе в предыдущие века.

🏛 Римские мосты и акведуки. Первыми знаменитыми строителями мостов стали римляне. Эти памятники античной цивилизации встречаются по всей Европе, от крохотных мостов через ручейки до гигантских акведуков. Они были в той или иной степени прообразами, в том числе технологическими, для всех европейских мостов.

🏰 Средневековые мосты. Большинство европейских городов построено у рек, которые были главными транспортными артериями. Но в тесных городах, окруженных защитными стенами, не хватало пространства, поэтому мосты превращали в улицы, застраивали с обеих сторон. Немногие сохранившиеся с тех времен мосты такого типа считаются важными памятниками.

🗝 Мосты эпохи Возрождения. Здесь очевидно влияние римского мостостроения, как в технологии (во всю используются арки), так и в идее моста, свободного от зданий. В свойственной всему Возрождению (и далее — барокко) манере они уже мыслились как часть городской общественной жизни. А для Венеции, например, где главная улица и площадь города — это канал, они имели особенное значение.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Коулбрукдэйл ночью, Ф. Я. Лютербург Младший, 1801 год. В Коулбрукдейле основатель династии металлургов Абрахам Дарби впервые использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи — результат получился более качественным, чем при использовании древесного угля.

2. Чугунный мост через Северн, Великобритания, 1781

3. Акведук Лонгдон-он-Терн, арх. Томас Телфорд, Великобритания, 1796

4. Мост Холт Флит через Северн, арх. Томас Телфорд, Великобритания, 1828

5. Висячий мост через Менай, арх. Томас Телфорд, Великобритания, 1819

6. Томас Телфорд (1757—1834)

Давайте обсудим эволюцию мостов, которые за две сотни лет стали такими, какими мы привыкли их видеть. И начнем с 18 века.

Что же тогда происходило 👇

🏭 Промышленная революция. На рубеже 18-19 веков в Европе экономика совершила переход от аграрной к индустриальной. Появляются паровые двигатели, металлургические предприятия, которые позволяют создавать более качественное литье. Начинают создавать мосты, полностью сделанные из металла. И в первую очередь, они появляются рядом с предприятиями — для доставки материалов и вывоза продукции.

🏗 Пионером стал Чугунный мост через Северн. Детали для него специально отливали неподалеку в доменных печах Джона Уилкинсона, одного из крупнейших британских промышленников. Мост через Северн стал образцом для еще нескольких похожих сооружений в Англии конца 18 века.

💧 Еще один пример — Акведук Лонгдон-он-Терн. Интересное сочетание античной функции (доставка воды) и современных материалов. Его создатель — шотландский инженер-строитель и архитектор Томас Телфорд. Он известен в первую очередь своими проектами мостов, дорог, каналов и акведуков.

1. Гюстав Эйфель (1832—1923)

2. Понти-ди-Дона-Мария-Пиа, арх. Гюстав Эйфель, Португалия, 1877

3. Виадук Гараби, арх. Гюстав Эйфель, Франция, 1880—1884

4—7. Страницы рекламного проспекта Iron Bridge Company с примерами типовых чугунных, стальных и комбинированных мостов.

8. Сесил Родс (1853—1902) — деятель британского империализма, «архитектор апартеида». В его честь были названы государства Северная Родезия и Южная Родезия (сейчас Замбия и Зимбабве).

9. Мост водопада Виктория, граница Замбии и Зимбабве, 1904—1905

10. Харбор-Бридж, Сидней, Австралия, 1932 — местные жители называют этот мост «вешалкой» за внешнее сходство.

Теперь поговорим о середине 19 века и Гюставе Эйфеле. Все знают, что он построил башню в Париже, названную его именем. Но также французский инженер создавал мосты, используя новаторские металлоконструкции. Позже его находки брали на вооружение другие инженеры-строители.

Давайте посмотрим некоторые примеры работ Эйфеля 👇

▪️ Понти-ди-Дона-Мария-Пиа. Железнодорожный мост через Дору в Португалии. Проект Эйфеля победил в конкурсе на строительство благодаря тому, что был самым дешевым из предложенных. С помощью особого сочетания металлоконструкций инженеру удалось построить мост в один пролет длиной 160 метров, поставив мировой рекорд по длине пролета.

▪️ Виадук Гараби. Построен через несколько лет после Понти-ди-Дона-Мария-Пиа. Длина пролета уже 180 метров.

Промышленное производство мостов из типовых элементов открывало инженерам новые возможности не только в Европе, но и на других континентах 👇

▪️ Мост водопада Виктория. Однопролетный стальной мост с пролетом длиной 156,5 метров соединяет Замбию и Зимбабве через реку Замбези. Проект инициировал Сесил Родс, южноафриканский политик и предприниматель, который хотел соединить смежные колонии Британской империи.

▪️ Харбор-Бридж. Самый большой мост Сиднея и один из самых больших арочных мостов в мире. Арочный пролет — 503 метра. Чтобы построить этот мост, пришлось снести около 500 домов.

1. Мост Салгинатобель, арх. Роберт Майяр, Швейцария, 1929—1930
2. Выставка Роберта Майяра в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), 1947
3. Роберт Майяр (1872—1940)
4. Саннибергский мост, арх. Кристиан Менн, Швейцария, 1998
5. Кристиан Менн на фоне Саннибергского моста
6. Эглизаусский железнодорожный мост, Швейцария, 1897
7. Виадук Ландвассер, Швейцария, 1902
8. Гантерский мост, Швейцария, 1980

Швейцария — важная точка на карте в истории мостов. Швейцарская инженерная школа создала яркие образцы, наглядно демонстрирующие эволюцию мостостроительства.

Почему так получилось 👇

🏔 Швейцария — туристическая страна. Ее потрясающие виды привлекают людей со всего мира, а горам нужно много мостов. Инженерные сооружения не должны портить швейцарские пейзажи, поэтому при выборе конструкции мостов местные власти особое внимание уделяют эстетике. Это развязывает руки инженерам, которые могут предложить что-то более интересное. Тем более что швейцарцы известны своими успехами в инженерии и точных науках.

Один из самых красивых швейцарских мостов — мост Салгинатобель. Этот арочный железобетонный мост через альпийскую долину построен архитектором Робертом Майяром. В 1991 году объявлен Международным памятником истории гражданского строительств — первым среди бетонных мостов.

👤 Кристиан Менн — еще один пример инженера, заинтересованного в эстетике. Работал в Швейцарии сначала по найму, потом основал свою инженерную компанию. С 1971 года преподавал в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (ETH Zurich). В 1979 году был научным руководителем диссертации молодого Сантьяго Калатравы (о том, чему тот в итоге научился, мы поговорим в субботу). А у ETH Zurich сейчас одна из лучших в мире архитектурных и инженерных школ.

〰️ Саннибергский мост стал настоящим шедевром Менна. В нем сочетаются техническая сложность, новаторский подход и эстетика, вписывающая его в ландшафт. Менн показал, что бетонный мост можно сделать частью горного серпантина. Неудивительно, что эту конструкцию часто называют в числе любимых инженеры-строители по всему миру.

1. Даньян-Куньшаньский виадук между Шанхаем и Нанкином, 2011
2. Мост Дугэ над рекой Бэйпаньцзян, 2016
3. Мост Чаотяньмэнь над Янцзы, 2009
4. Мост Сихоумэнь на архипелаге Чжоушань, 2007
5. Мост Акаси-Кайкё, Япония, 1998
6. Мост Сутун над Янцзы, 2008
7. Русский мост, Владивосток, Россия, 2012
8. Стеклянный мост Чжанцзяцзе, 2016
9. Стеклянные тропы горы Тяньмэнь, 2016

Китай — это большая страна со стремительно растущей экономикой, ей нужны рекорды в разных сферах. Когда упоминаешь китайские мосты, часто приходится использовать слово «самый»: самый длинный, самый высокий.

Давайте присмотримся к китайским рекордам 👇

🥇 Самый длинный мост — Даньян-Куньшаньский виадук. Длина 164,8 км, построен как часть Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги. Стоимость проекта по разным оценкам от $8,5 до более $10 млрд.

🥇 Самый высоко расположенный — Мост Дугэ. Дорожное полотно моста находится на высоте 564 м над рекой. Предыдущий рекорд тоже принадлежал китайскому мосту через Сыдухе (максимальная высота над землей 496 м).

🥇 Самый длинный арочный мост — Чаотяньмэнь над Янцзы. Общая длина моста с подъездными эстакадами — 1,7 км, основного моста — 932 м, главного пролета — 552 м.

🥈 Второй в мире висячий мост по длине центральной секции — мост Сихоумэнь. Расположен на архипелаге Чжоушань. Длина соединений моста — 5,3 км, длина основного моста — 2,6 км, длина основного отсека 1650 м. Сейчас по последнему параметру его обгоняет только Акаси-Кайкё в Японии (1991 м).

🥈 Второй по длине в мире вантовый мост — Сутун над Янцзы. Длина 8206 м, наибольший полет — 1088 м. На первом месте по длине наибольшего пролета — Русский мост во Владивостоке (1104 м).

⁉️ Самые странные мосты — прозрачные. Это китайская мода последних лет: по всей стране построено больше сорока мостов с прозрачным полотном. Среди наиболее известных — пешеходный стеклянный мост Чжанцзяцзе (самый длинный и высокий среди стеклянных мостов) и стеклянные тропы горы Тяньмэнь в Китае.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;