Архитектура мостов
Города, которые невозможно представить без мостов
Мосты во многом определяют облик городов, зависящих от воды. Узнаем, как мосты изменили Париж, Гамбург, Нью-Йорк и Петербург.
1. Новый мост, Париж, 1607
1. Проект «Нового моста», утвержденный королем Генрихом III в 1578 году. На картине видны триумфальные арки, на дальних планах — классические средневековые мосты с домами. Мост был завершен в 1607 году с более скромными украшениями.
2. «Обернутый Новый мост», 1985 — арт-проект художников Христо и Жанна-Клод. Художники обернули мост и 44 фонаря тканью цвета песчаника. В таком виде мост простоял две недели и привлек три миллиона посетителей. В 1995 году супруги повторили проект с Рейхстагом.
3. Мост искусств, фото 1857 года
3. Мост искусств на картине Камиля Писсаро «Сена и Лувр, Париж» (1903)
4. Мост искусств после реконструкции 1979 года
5. Замки, оставленные влюбленными на Мосте искусств
6. Мост Александра III, 1900
7. Пешеходный мост Симоны де Бовуар, 2006
1. Мост Дебийи, 1900 — один из первых пешеходных, то есть созданных специально для прогулок и развлечений. Построили ко Всемирной выставке 1900 года. Наряду с Эйфелевой башней свидетельствует об инженерных достижениях своей эпохи.
2. Малый мост, 1853 — является старейшим в Париже: первый мост в этом месте поставили еще до того, как римляне завоевали Галлию. В первый раз мост разрушили в 52 году до н.э., когда римские войска подошли к Лютеции (так называлось древнее поселение на месте Парижа). С тех пор мост разрушали и перестраивали больше десяти раз.
3, 4. Верхний и Нижний мосты. Самые длинные мосты Франции (270 и 313 метров соответственно), являются частью бульвара Периферик — кольцевой дороги вокруг Парижа. Это кольцо — неформальная граница «старого» города, его начали строить в 1958 году и завершили в 1973, при Жорже Помпиду.
5. Карта мостов Парижа
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Все европейские города стоят на реках, которые были транспортными артериями и обеспечивали защиту, а еще требовали строительства мостов. Давайте рассмотрим самые знакомые мосты, которые создают образ городов Европы — и начнем с Парижа.
📃 В 1991 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесли всю набережную от Эйфелевой башни до конца острова Сен-Луи, и удивительные мосты сыграли в этом признании большую роль.
Вот только несколько из них 👇
🆕 Новый мост. По иронии «Новым» называется самый старый из сохранившихся парижских мостов. Это один из первых примеров архитектуры Возрождения в Париже. Как и большинство мостов того времени, он состоит из множества коротких арочных мостов по римскому образцу. Первый каменный мост, не застроенный лавками, зато с проезжей частью и тротуарами, защищавшими пешеходов от грязи и лошадей. Торговцы были недовольны, а вот карманники напротив: мост стал любимым местом для прогулок, здесь собиралось много богатых горожан.
🎨 Мост искусств. Называется так, потому что соединяет Академии языка, наук и искусств (во время Французской революции их объединили под названием Институт Франции) и Площадь Лувра. Был первым металлическим мостом в Париже, пока в 1979 году не разрушился от столкновения с баржей. Новая реконструкция отличается от первоначального вида. С конца 20 века влюбленные начали закреплять на мосту навесные замки, а ключ выкидывать в Сену. Традиция оказалась такой популярной, что в 2015 году властям пришлось демонтировать несколько десятков тысяч замков, чтобы мост не обрушился.
👑 Мост Александра III. Мост в стиле бозар назван именем русского императора и построен к Всемирной выставке 1900 года. Является частью целого комплекса «выставочных» зданий. Противовесы, фиксирующие мост, богато декорированы: Фамы (богини молвы) Наук, Искусств, Коммерции и Промышленности, скульптуры Современной Франции и Франции Карла Великого, Франции Возрождения и Франции Людовика XIV, нимфы Сены и Невы.
🚶♀️ Пешеходный мост Симоны де Бовуар. Центральная часть моста сделана компанией Эйфеля (которая все еще существует) в Эльзасе, ее доставили по воде через Северное море и Ла-Манш. Интересная инженерная часть — две дуги действуют в противоположных направлениях: выгнутая верхняя арка распирает боковые опоры, которые натягивают полотно нижней вогнутой части. Разные уровни открывают разные виды, а движение линий вверх-вниз создает дополнительную динамику — особенно в сторону огромной библиотеки Доменика Перро.
Нью-Йорк
1. Хайбридж, 1848
2. Бруклинский мост, 1883
3. Вильямсбургский мост, 1903
4. Мост Куинсборо, 1909
5. Манхэттенский мост, 1909
6. Строительство Манхэттенского моста
7. Мост Джорджа Вашингтона, 1931
8. Мост Веррацано-Нарроус, 1964
9. Бродвейский мост, 1962
10. Мост Третьей авеню, 1898
Теперь перенесемся в Нью-Йорк. Этот мегаполис находится на нескольких островах, самый крупный из которых — знаменитый Манхэттен. Конечно, здесь тоже нельзя было обойтись без мостов.
Отметим несколько из них 👇
🔨 Первые мосты. Старейшим мостом в Нью-Йорке был Кингсбридж («Королевский мост»), построенный в 1693 году — сейчас моста нет, но его именем назван район в Бронксе. Самый старый из сохранившихся — Хайбридж. В 1848 году его построили как часть акведука для доставки воды в город. В 1920-е мост хотели снести, но его отстояли как памятник. Тогда же центральную часть заменили более высоким металлическим пролетом. В 1970-е Хайбридж закрыли из-за хулиганов, которые швыряли с него разные предметы в проплывающие корабли. Спустя полвека в 2009 году мост снова был открыт.
🗽 Мосты Манхэттена. Манхэттен — самый большой и известный остров Нью-Йорка. К нему через пролив Ист-Ривер ведут четыре знаменитых моста — с севера на юг: Куинсборо, Вильямсбургский, Манхэттенский и Бруклинский. Старейший — Бруклинский, который на момент завершения строительства был к тому же самым большим висячим мостом в мире и первым мостом со стальными тросами в конструкции. Манхэттенский и Вильямсбургский мосты — единственные в городе автомобильные мосты с железнодорожным движением, по ним идут четыре и три линии нью-йоркского метро соответственно. Мост Куинсборо, ведущий к Лонг-Айленду, хотели построить еще в 1867 году, но компания обанкротилась, и его смогли открыть только в 1909, одним из последних.
🚘 Мост Джорджа Вашингтона. Один из самых загруженных трафиком в мире, соединяет через Гудзон север Манхэттена и Форт Ли в штате Нью-Джерси. У него обнаженная стальная конструкция — довольно смелая на момент строительства в конце 1920-х. Изначально предполагалось облицевать подвесные башни моста бетоном и гранитом, но из-за Великой депрессии замысел не удался. На примере моста Вашингтона видно устройство всех мостов того времени, обычно скрытое от глаз. Постепенно люди привыкли, а Ле Корбюзье даже хвалил мост за современность.
🏙 Мост Веррацано-Нарроус. Соединяет Бруклин и Статен-Айленд. Пожалуй, самый красивый с инженерной точки зрения. Он «двухэтажный», на каждом из «этажей» — по шесть полос для движения автотранспорта.
🛳 Необычные мосты. Нью-Йорк — портовый город, поэтому вокруг постоянно ходят суда. Чтобы они не цепляли мосты, разработали особые конструкции: мосты-лифты вроде Бродвейского моста и поворачивающийся мост Третьей Авеню.
Гамбург
1. Мост Zollenbrücke, 1633
2. Мост Ellerntorsbrücke, 1668
3. Мост Feenteichbrücke, 1884
4. Мост Ломбард, 1651
5. Мост Кеннеди, 1953
6. Мост Krugkoppelbrücke, 1891
7. Baakenhafen Bridge, 2013
Поговорим о Гамбурге — городе, известном как Северная Венеция. Он стоит на трех реках — Эльбе, Альстерн и Билле, и среди всех европейских городов в нем больше всего мостов: в 2004 году их насчитывалось 2496 штук.
Поговорим о самых интересных примерах 👇
🧱 Самые старые мосты. Платный мост (Zollenbrücke) построен в 1633 году. Название получил от таможни, которая располагалась неподалеку. Перила и фонари добавили уже в 19 веке. Мост Ellerntorsbrücke построен в 1668 году на месте более старой плотины с каменными водоводами, которые были разрушены наводнением в 1570 году.
🦁 Мост Feenteichbrücke. Раньше здесь был простой деревянный мост, в 1884 году построили кирпичный с каменными фигурами львов, гранитным парапетом и гербом Гамбурга.
💍 Мосты Ломбард и Кеннеди. Первый назвали из-за ломбарда, открытого рядом в 1651 году. До 1865 года мост был деревянным. В 1953 году рядом с мостом Ломбард построили еще один мост, чтобы разгрузить поток транспорта. В 1963 году его назвали в честь убитого американского президента.
🌳 Мост Krugkoppelbrücke. Первый деревянный мост здесь построили в 1891 году — один из последних деревянных в Гамбурге. В современном виде мост открыли в 1928 году. Парапеты облицованы терракотовым декором с виноградными лозами и мифическими существами.
🏗 Baakenhafen Bridge. Мост длиной 165 м построили для сообщения с Хафен-Сити — новым районом Гамбурга на месте старой портовой зоны. Центральная из трех частей моста поднимается, чтобы пропускать суда.
Санкт-Петербург — еще один город, который невозможно представить без мостов.
👑 Дворцовый мост. Из-за близости к Дворцовой площади и Зимнему он известен больше прочих, а вот судьба у него была весьма трудной. Первый дворцовый мост был наплавной, деревянный, с перилами, масляными фонарями, с широкой проезжей частью, а с 1911 года — с трамвайными путями и тротуарами. В 1901 году был объявлен конкурс на создание нового проекта, но проект удалось отобрать только со второго раза. Работы не начались из-за русско-японской войны и революции 1905 года. В 1908 году начали работать над новым проектом, при этом комиссия была согласна только с инженерной частью, но не архитектурной. Спустя 8 лет по нему открыли движение, хотя архитектурного оформления еще не было. Окончательно мост был доделан уже только в 30-х годах.
👋 Троицкий мост — третий по счету постоянный, решили строить в 1891 году. В международном конкурсе победил проект Эйфеля, но выбрали более экономичный (хоть и поданный вне конкурса) проект французской фирмы «Батиньоль». В работе участвовали многие петербургские инженеры и архитекторы, петербургская Академия художеств. На церемонии закладки присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор (Николай II присутствовал при закладке моста Александра III в Париже).
💢 В месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки в одной точке сходятся три моста: Мало-Конюшенный мост, Театральный и мост-дамба между двумя реками. Все три моста возникали в разное время, но в 1832 году были перестроены по единому проекту, с одинаковыми торшерами и чугунными ограждениями.
🔗 Одни из самых красивых мостов — цепные, в которых полотно подвешено на цепях к опорам. В городе остались только три таких моста, причем, только в Почтамтском цепи все еще имеют конструктивный, а не декоративный смысл. Зато у Банковского цепи держат львы с золотыми крыльями работы скульптора Павла Соколова. Мост выходит к главному фасаду Ассигнационного банка, о котором мы уже говорили, за что и получил свое имя.
💋 Поцелуев мост. Воспетый Утесовым («все мосты разводятся, а Поцелуев — нет») мост получил свое имя от купца Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки. Но легенды говорят, что здесь прощались или тайно встречались влюбленные, моряки прощались с подругами, арестанты с родственниками, ну и так далее.
🛠 Большой Обуховский мост. Один из новых и самых современных мостов Питера, как и Дворцовый, получился таким, каким получился из-за политических сложностей. Но если в первом случае никак не могли утвердить проект, а потом закончить его, то здесь очень торопились: надо было успеть к 300-летию города. Из-за этого решили строить фактически два четырехполосных моста рядом, а не один восьмиполосный, собирать ванты для моста на месте, а не привозить готовые (тогда можно было одновременно и строить, и проектировать). К юбилею не поспели, сдали в 2004 году, но мост получился красивый.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день