angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура мостов

Мост как политический символ

Политические мосты укрепляют дружбу или демонстрируют мощь. Узнаем, какими они бывают и что в них важного с архитектурной точки зрения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1, 2, 3. Мост Невозвращения, Объединенная зона безопасности между Северной и Южной Кореей.
4. План Объединенной зоны безопасности, 1970-е.
5. Пабло Пикассо. Резня в Корее, 1951 — Корейская война длилась с 1950 по 1953 годы и была отмечена военными преступлениями с обеих сторон.
6. Проект южнокорейской художницы Jae-Eun Choi по превращению демилитаризованной зоны (ставшей за эти годы чем-то вроде заповедника, ведь там никому нельзя находиться) в природный парк, в котором мосты тоже играют важную роль.

Давайте разберем политические мосты, которые имеют важное значение для взаимодействия соседних государств. И начнем с трагичного примера моста, который стал символом разъединения — так называемого Моста Невозвращения.

Мост расположен в Объединенной зоне безопасности между Северной и Южной Кореей и пересекает военно-демаркационную линию.

👥 Мост использовали для обмена пленными в конце Корейской войны в 1953 году. Название связано с трагическим выбором военнопленных: они могли либо оставаться в стране своего плена, либо пересечь мост — и тогда им никогда не позволят вернуться. В последний раз пленных через этот мост обменивали в 1968 году.

🚧 Военно-демаркационная линия проходит через середину моста. По обеим сторонам моста расположены КПП. Северокорейские военные неоднократно предпринимали попытки захватить военнослужащих южнокорейского КПП и доставить на территорию Северной Кореи.

⛔️ Северная Корея активно использовала мост до 1976 года. После «инцидента с убийством топором», повлекшего гибель двух офицеров США, зону укрепили. В течение 72 часов северокорейцы построили новый мост (получивший название «72-часовой мост») в северной части Объединенной зоны безопасности, и Мост Невозвращения больше не использовался.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Мост тайско-лаосской дружбы, 1988
2. Первый мост Дружбы между Германией и Францией, 1880 — был разрушен в 1939 году с началом Второй мировой войны.
3. Мост Дружбы между Германией и Францией, 1963
4. Деревянный мост на том же месте, построенный Германией в 1940-1944 годы.
5. Современный мост Дружбы между Германией и Францией, 1993
6. Вывод советских войск из Афганистана, 1989
7. Мост Дружбы между Узбекистаном и Афганистаном, 1982
8. Мост Тем — Демоган, 2002

Давайте посмотрим на мосты дружбы. Так называются мосты, соединяющие два соседних государства. За некоторыми скрываются интересные истории.

🇹🇭🇱🇦 Мосты тайско-лаосской дружбы. Между Таиландом и Лаосом в 1987-1988 годы произошел военный конфликт из-за островов на реке Меконг. После этого начались работы по демаркации границ. Мостов тайско-лаосской дружбы четыре. Первый построен в 1994 и соединяет город Нонгкхай и столицу Лаоса Вьентьян. Второй открыт в 2006 году, третий — в 2011, четвертый — в 2013. Строительство пятого моста планируют завершить к 2023 году.

🇩🇪🇫🇷 Мост Дружбы Германия — Франция. Соединяет через реку Саар немецкий протекторат Саар с Лотарингией во Франции. Эти пограничные земли часто становились причиной конфликтов двух стран. Первый мост дружбы, построенный в 1880 году после Франко-Прусской войны, был разрушен в начале Второй мировой. В 1963 году его построили заново, а в 1993 сделали пешеходным.

🇺🇿🇦🇫 ‌Мост Дружбы Узбекистан — Афганистан. Проложен через реку Амударья, соединяет города Хайратон в Афганистане и Термез в Узбекистане. В 1982 году его построили советские строители, а уже в 1989 году через него завершили вывод советских войск из Афганистана. Тогда же мост переименовали в Хайратон. В 1996 году Узбекистан в одностороннем порядке закрыл мост из-за того, что в Афганистане к власти пришло радикальное движение Талибан. С 2003 года движение снова открыли.

🇦🇫🇹🇯 Мост Тем — Демоган. Этот висячий мост — первый через афгано-таджикскую границу. Построен в 2002 году. Вокруг него тоже возникали сложности из-за конфликтов с афганскими боевиками.

1—4. Виадук Мийо, Франция, 2004
5, 6. Строительство моста
7. Сравнение высоты самой высокой опоры моста и Эйфелевой башни
8. Четыре трассы Перпиньян — Париж, виадук Мийо отмечен красной точкой.
9. Виадук Мийо на купюре 500 евро

Теперь посмотрим на Виадук Мийо на юге Франции, ставший символом Евросоюза.

Почему он имеет такое значение 👇

🚛 Последнее звено трассы А75. Эта трасса из Парижа до Перпиньяна обеспечивает транзит с севера Европы во Францию и от Испании к западному побережью Средиземного моря. Вся дорога бесплатная для автомобилей, кроме виадука Мийо.

📏 Рекордсмен по высоте. Дорожное полотно в самой высокой точке находится на высоте 270 м над землей. Опоры самые высокие в мире — 245 и 221 метр. Вместе с пилоном высота одной из опор составляет 343 метра.

👁 Очень красивый. Проект разработали французский инженер Мишель Вирложо и архитектор Норман Фостер. Мост удивительно вписывается в местный ландшафт и выглядит очень живописно.

🇪🇺 Стал важным символом Евросоюза. Хотя мост не объединяет государства, но воспринимается не только как французский, а как общеевропейский проект. В 2002 году Европейский инвестиционный банк выдал ссуду в 50 млн евро на завершение строительства — европейская валюта тогда только появилась, и инвестиция в важный для всей Европы проект получила дополнительный символический смысл.

1. Берингов пролив, фото со спутника
2. Возможное расположение тоннеля под Беринговым проливом
3. Возможный маршрут железной дороги на Сахалин.
4. Русский мост, Владивосток, 2012
5. Строительство Русского моста
6. Русский мост на купюре 2000 рублей

Давайте рассмотрим российские проекты, связанные с освоением Дальнего Востока. Два из них пока остаются на уровне идей, но зато третий стал новым дальневосточным символом.

Познакомимся с ними поближе 👇

▫️Тоннель через Берингов пролив. Впервые о железнодорожном тоннеле длиной 86 км, который бы связал Аляску и Чукотку (а шире — Северную Америку и Евразию), заговорили еще в конце 19 века. Были готовые проекты американской стороны, но Российская империя не приняла ни один из них. В 1960-е годы рассматривалось строительство энергетического тоннеля, но стороны снова не договорились. В постсоветское время тема периодически возникает на разных уровнях, теперь в прямом пути в Америку заинтересован и Китай, однако конкретное решение так и не принято.

▫️Сахалинский мост. Еще в 1950-е начались работы по строительству тоннеля с острова на материк. После смерти Сталина работы свернули. Проект моста начали обсуждать с 1999 года. В 2010-е идею реанимировали, строительство моста включили в инвестиционную программу развития РЖД на 2020-2022 годы, стоимость оценили в 433 млрд рублей. Параллельно ведутся переговоры с Японией о строительстве перехода через пролив Лаперуза до острова Хоккайдо, которое позволили бы продлить Транссиб до японского города Вакканай.

▫️Русский мост. Самый длинный в мире вантовый мост — 3,1 км с основным пролетом 1104 метра. Его открытие приурочили к саммиту АТЭС, который прошел в 2012 году во Владивостоке. Мост ведет на остров Русский, где находятся Дальневосточный федеральный университет, Приморский океанариум, строится музейно-театральный комплекс. Мост изображен на 2000-рублевой купюре.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;