angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вольфганг Амадей Моцарт

Биография композитора и опера «Волшебная флейта»

Произведения Моцарта — шедевры мировой классики, а его жизнь и смерть стали темой для слухов и спекуляций. Познакомимся с биографией композитора и его последней оперой.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте 11 лет

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте узнаем биографию композитора.

👤 Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт, придворный скрипач и композитор в княжеской капелле, был женат на Анне Марии, в браке с которой из семерых детей выжили только двое: Вольфганг Амадей и его сестра Мария Анна. Моцарт был крещен в Зальцбургском соборе Святого Руперта под именем Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart.

🎼 Благодаря урокам отца уже с трех лет Моцарт садился за инструмент и мог подолгу подбирать созвучия, а в четыре начал разучивать на клавесине небольшие пьесы и менуэты. В пять лет Моцарт сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал за ним на бумаге.

📖 Моцарт никогда не ходил в школу — отец дал своим детям прекрасное домашнее образование и был для них лучшим преподавателем и воспитателем.

🌎 Уже с шести лет Моцарт начал свои музыкальные странствия по Европе, длившиеся почти десять лет, которые помогли ему заслужить репутацию исполнителя-виртуоза и гениального композитора.

👑 Император Франц I во время аудиенции Моцартов в Шенбрунне, желая воочию убедиться в таланте ребенка, просил его демонстрировать при игре всяческие исполнительские трюки: от игры одним пальцем до игры на покрытой тканью клавиатуре. Вольфганг без труда справлялся с подобными испытаниями, кроме того, вместе с сестрой он играл в четыре руки самые разные пьесы. Вскоре вся венская аристократия только и говорила о маленьком виртуозе.

🔕 Моцарт разорвал отношения с архиепископом и со скандалом был уволен со службы придворного органиста, где он состоял в течение нескольких лет. Причиной инцидента стал скверный и невыносимый характер архиепископа, у которого композитор состоял в немилости.

⚫️ Моцарт умер в страшных муках, от лихорадки 5 декабря 1791 года, в возрасте 35 лет. Место погребения доподлинно неизвестно.

1. «Рождение Моцарта», Хондкарян Сурен Суренович, 2006

1. «Последние часы жизни Моцарта», Генри Нельсон О'Нил, 1860

Теперь обсудим и послушаем оперу Моцарта «Волшебная флейта».

🎵 Опера «Волшебная флейта» была написана и поставлена в 1791 году. Это последняя опера Моцарта — вскоре после премьеры он умер. Смерть его обросла многочисленными тайнами и подробностями, которые часто додумывались и были глубоко вторичными по отношению к оставшимся фактам.

👤 Образ Моцарта и его кончины романтизирован. Например, в музыкальных школах часто рассказывают про оперу «Волшебная флейта» в мрачном ключе: Моцарт был тяжело болен, не мог присутствовать на премьере и буквально по часам следил за тем, что должно было происходить на сцене.

Это не так: во-первых, Моцарт тогда был не так уж болен, он присутствовал на премьере «Волшебной флейты». А во-вторых, даже имея в руках партитуру, достаточно трудно предсказать точное врем исполнения оперы, тем более на премьере — кто-то может затянуть, кто-то, наоборот, ускорить. Совершенно невозможно посчитать время аплодисментов, так что это красивая легенда, которая к реальности не имеет никакого отношения.

💊 То же касается отравления Моцарта, которое якобы имело место. Была распространена легенда, что Моцарт будто бы открыл в своей опере какие-то великие масонские тайны, которые не должны были знать непосвященные профаны, и за это был отравлен мышьяком.

Это тоже легенда: во-первых, Моцарт никаких тайн не открыл, он отобразил философию. Сказать, что Моцарт в «Волшебной флейте» открыл тайны венского масонства — все равно что сказать, что Александр Сергеевич Пушкин своим стихотворением «Пророк» тоже нарушил тайну. Нет, в своей опере Моцарт отобразил масонскую философию, которая полна символизма.

Страница из партитуры «Волшебной флейты»

🎵 Премьера оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года в пригородном театре Freihaus-Theater auf der Wieden. Моцарт дирижировал оркестром, сам Эмануэль Шиканедер играл Папагено, а роль Царицы ночи пела невестка Моцарта Джозефа Хофер.

✍️ Как видно из писем Моцарта, ему было очень приятно добиться такого успеха. Его восхищение отражено в его последних трех письмах, написанных жене: «Но что мне всегда доставляет наибольшее удовольствие, так это безмолвное одобрение! Вы видите, как эта опера становится все более и более уважаемой». Он ходил слушать свою оперу почти каждый вечер, взяв с собой друзей и родственников.

Разберем противоречия, которые появляются в этой опере при более подробном рассмотрении, и узнаем, как она устроена.

📜 В тексте пьесы времен классицизма есть только то, что там есть — он как бы двухмерен. Все стройно, все на поверхности. С другой стороны, есть символизм в музыке: к примеру, знаменитые три аккорда, которыми начинается опера, возникают в жреческих и инициатических моментах.

🎼 С третьей стороны, опера действительно настолько хорошо и сложно устроена, что искушение изобрести трактовку чрезвычайно велико. Можно пойти таким путем: разделить всех персонажей на условно-добрых и условно-злых, и тогда они все сложатся в пары: Зарастро и Царица ночи, Тамино и Папагено, Памина и Папагена — они образуют противоположности. Но одновременно с этим добрый персонаж является дочерью Царицы ночи, и совершенно непонятно, куда деть служительниц Царицы ночи — эти три дамы появляются в самом начале и напоминают о норнах из скандинавской мифологии.

📌 Норны — в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.

👩‍🦳 Эти три дамы в опере не добрые и не злые, они просто выполняют свою функцию. Они как бы проводники воли Царицы ночи, а норны плели нити судьбы. Подробно почитать сюжет оперы можно здесь.

🔢 С другой стороны, если посмотреть на само число — три, то его отражение есть и в музыке, и в сюжете. А масоны уделяли большое внимание числам: три аккорда, три храма, три посланницы, три мальчика-гения, три испытания. Это можно связать и с зороастризмом, очень уважаемом масонами (тем более, что в опере есть герой Зороастро), и с христианскими триадами, и с пифогорейцами. Главное, знать, что все здесь не просто так!

❓ Как устроена опера?

🎶 Вся опера выстроена так, что каждое событие в момент, когда оно происходит, для персонажа имеет один смысл, но на самом деле он совершенно другой. Все идет к добру, все кончается хорошо — такая архитектура устройства и движения человека в его собственной жизни, наличие в ней смысла, который нельзя увидеть из точки, где человек находится, появилась давно. Этот взгляд сейчас принято ассоциировать с нью-эйдж эзотерикой и прочей инстаграм-философией, но на самом деле эта идея древняя и глубокая, куда древнее, чем масонство.

🎵 Но опера в те времена — не место для глубокой философии. Она может быть пространством мифа, но философию в современном смысле там не стоит искать (хотя это и делают многие режиссеры). А мы насладимся изяществом устройства оперы и гениальностью музыки.

Эдда Мозер. Ария Царицы Ночи.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/Sc6tfwZMZbgBmQ
Время прослушивания: 3 минуты

Курт Молль. Ария Зарастро.
Видео-пример: https://yadi.sk/d/FWICno49UNDD1w
Время прослушивания: 3 минуты

Среди современных трактовок сюжета оперы есть та, которая кажется наиболее близкой к реальности и не грешит никаким додумыванием. Конечно, мы не знаем, что конкретно Моцарт имел в виду, нам приходится довольствоваться тем, что подходит под категорию "highly likely”.

👤 Есть и те трактовки, которые переносят действие оперы во внутренний мир человека: персонажей назначают быть эго, суперэго, чувственной частью, и тем, что психика вытесняет (допустим, страхи). Есть и другие, преимущественно, советского времени, где, конечно, в сюжете находят политическую борьбу.

👇 Но, скорее всего, сам Моцарт имел в вижу вот, что.

💃🏻 Человек, входя в масонство, проходит ритуал посвящения и движется вверх по ступеням. Он не просто поднимается, карьерно растет в какой-то структуре, а всегда совершенствуется духовно, с ним происходит эволюция. Скорее всего, эта опера — именно про такую эволюцию.

🧶 Тамино приходится пройти испытания, эти испытания ему совершенно сознательно устраивают, но дух у них совершенно не мрачный, не трагический. Это конец 18 века — романтизма еще нет, все очень красочно, это феерия. С другой стороны, видно прежняя установка на то, каким должно быть искусство — чему-то учить, нести в себе мораль. Даже опера «Дон Жуан» в оригинале называлась «Don Giovanni ossia Il dissoluto punito» — «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Здесь в «Волшебной флейте» есть своего рода поучение, благой пример того, как это вообще может быть.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Волшебная флейта».
Видео-пример: https://disk.yandex.ru/i/XeMXbCNc9GucLg
Время прослушивания: 2 часа 40 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;