angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вольфганг Амадей Моцарт

Оперы «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро»

Именно моцартовский «Дон Жуан» сделал из образа главного героя — легенду, а «Свадьбу Фигаро» Сальери считал величайшей оперой Моцарта. Попробуем разобраться, что в них особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Теперь поговорим об опере Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник».

🎭 Опера была написана для Пражского Национального Театра в 1787 году всего за несколько месяцев. Предыдущая опера Моцарта — «Свадьба Фигаро» имела в Праге огромный успех, а успех почти всегда значил хороший заработок. Моцарт всю жизнь был вынужден думать о деньгах, и вместе с либреттистом Лоренцо да Понте, который также писал либретто и к «Свадьбе Фигаро», они принялись за создание этой оперы. Сам персонаж оперы Дон Жуан пленителен, мистичен — в последнем акте он вступает в схватку с мертвецом.

Само создание оперы окружает множество легенд. К примеру, то, что да Понте по поводу образа Дон Жуана консультировался с самим Казановой. Да Понте действительно был с ним знаком, но их общение происходило раньше, в венецианский период жизни да Понте, когда он преподавал в семинарии — это было в 1770-х — к тому моменту около 10 лет назад.

❓ Вы спросите: «А как же сальные шуточки, которые отпускал Моцарт?» А как же мемуары да Понте, где он описывает, как во время создания либретто, когда работа не шла, он развлекался с молодой служанкой?

🤔 Это, во-первых, может быть неправдой. Ну что стоит приврать для красного словца, тем более либреттисту? С другой стороны, это совершенно не прибавляет ничего к пониманию самой оперы, поскольку неизбежно все курьезы и происшествия, тем более амурного свойства, мы всегда рассматриваем с точки зрения нынешней морали. А в 18 веке мораль была одна, в 19 — совершенно другая, да и на протяжении 20 века она не единожды менялась.

❓ Как оперу воспринимают сегодня?

⚡️ Вот уже последние лет 20 набирает силу тенденция восприятия Дона Жуана как абьюзера, насильника и совершенно ужасного человека. Мораль, которую идеология пытается навязать этой опере, гораздо более строгая, чем та, что была в 18 веке. Это не плохо и не хорошо — это совершенно закономерный исторический процесс, когда какое-то старое произведение пересобирается с учетом новых идеологических максим, установок и моды.

💥 Новые постановки — это то, на что люди с большой охотой купят билеты, и естественно, они должны отражать актуальные тренды. К примеру, в эпоху до пандемии на американском континенте самым актуальным трендом было движение #metoo, и персонажа Дон Жуана часто трактуют именно в этом ключе.

📖 Чтобы понять, что конкретно имел в виду Моцарт или да Понте, мы должны достаточно хорошо изучать язык и культуру того времени. Человеческое существо не так сильно изменилось, но надо всегда делать поправку, что, скорее всего, действия, поступки, мотивы персонажей имели несколько другой пусть не смысл, но оттенок.

❓ Что интересного в этой опере?

🎭 Несмотря на то, что ее состав некоторым образом напоминает commedia dell'arte или комедию масок, здесь есть совершенно четко выписанные характеры с присущими им чувствами, аффектами. Это наследие даже не классической драмы, а скорее музыки барокко, и вместе с тем каждый из персонажей удивительно объемен и сложен.

👁 С одной стороны, можно было бы представить эту историю плоской — вот «Дон Жуан, или Наказанный развратник»: Дон Жуан грешил, развратничал, а потом его Бог или провидение наказали. Но здесь все гораздо сложнее. Если внимательно посмотреть на оперу, то Дон Жуан, несмотря на свою находчивость, очаровательность, браваду и чрезвычайно харизматичное поведение, на самом деле находится в глубочайшем кризисе — у него ничего не выходит. Всю жизнь, очевидно, получалось — а сейчас провал за провалом. Он вертится, как уж на раскаленной сковородке, и до поры до времени находит выход из каждой ситуации. Но в конце к нему заявляется Командор, Каменный гость — вестник из мира мертвых, и победить он не в состоянии, самонадеянность и наглость Дон Жуана губят его самого.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

А теперь давайте обсудим структуру оперы.

🎵 Моцартовские оперы чрезвычайно удобны, чтобы упражняться на них в режиссуре. Они, как и все классическое искусство, имеют очень ясную структуру, и эта структура позволяет создать ей какую-то визуальную или театральную параллель.

➡️ Как ты не поставь «Дон Жуана» Моцарта — все равно это будет великая опера. Можно делать акценты на разные грани смысла:

➖ Можно показать Дон Жуана злодеем.
➖ Можно показать Дон Жуана импотентом (а такие трактовки тоже были).
➖ Можно показать Дон Жуана несчастным и запутавшимся человеком, и это будет довольно близко к тексту (это следует из сюжета).
➖ Можно сделать из прибытия Каменного гостя метафору того, что Каменный гость — это на самом деле вытесняемое чувство вины, и Дон Жуан не отправляется в мир мертвых, а, допустим, сходит с ума или становится жертвой розыгрыша.
➖ Можно проявить сострадание к Дон Жуану, объявляя каждую из женщин злодейкой.

👥 И это мы говорим только о Дон Жуане, а в опере есть и другие персонажи, более характерные. К примеру, Мазетто совершенно одномерен, Церлина — похитрее, Донна Анна — по большому счету тоже не так подробна, как Дон Жуан, хотя ее страдание придает ей глубину. Это очень достоевская мысль, но именно так это работает.

Певец Джованни Марио в образе Дон Жуана

👁 Современный взгляд на режиссуру можно увидеть в картинке, которая называется «Бинго для среднестатистической постановки „Дон Жуана“». На этом примере очень хорошо можно будет понять ту идеологию, которой вдохновлены многие постановщики.
Сыграем в популярную игру? Что сошлось у вас? 😉

❔ Чем нас так очаровывает эта опера?

🖤 Дело не только в харизме Дон Жуана и грамотно построенной интриге. Хотя если судить по гамбургскому счету, то несмотря на замечательную структуру (а искусством ее выстраивать Моцарт владел как никто) действительно выдающимися музыкально можно назвать большую часть первого акта и финал третьего.

🎵 Второй акт этим моментам уступает. Однако музыка не может состоять из одного совершенства — обязательно надо как-то ее разряжать. И проходные моменты или даже произведения в музыке Моцарта некоторым образом предохраняют от того, чтобы у нас постоянно возникал синдром Стендаля. Это объяснение апостериори, которое в общем имеет мало общего непосредственно с музыкой и обстоятельствами, в которых она была сочинена. Но почему нет? Это примиряющая с жизнью трактовка.

🎶 Исчерпывающе ответить на вопрос, чем нас привлекает опера и образ главного героя, нельзя. Но можно выдвинуть версию: несмотря на то, что здесь достаточно сильно виден канон комедии дель арте, и устроена опера довольно понятно, в ней все же есть некоторое очарование незавершенности, какое-то постоянное внутреннее движение.

🎹 Напряжение сжимается, разряжается — наступает кульминация, разрядка в финале — и эта сложная алхимия чувств, которыми персонажи реагируют на события, очень напоминает жизнь. Когда мы сами что-то переживаем, как мы ведем себя в различных обстоятельствах. Ведь нельзя сказать, что чувства, которые мы испытываем, имеют какую-то постоянную форму, или качество завершенности, или что мы испытываем их в чистом виде. Все это чрезвычайно сложно, многомерно, многоаспектно, и слепок этой сложности находится в этой великой музыке.

«Дон Жуан» в постановке театра «Ла Скала».
Видеопример на Ютубе — 1 акт
Время просмотра: 1 час 40 минут
Видеопример на Ютубе — 2 акт
Время просмотра: 1 час 34 минуты

Курт Молль. Ария Зарастро.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Завершим разговор об опере «Дон Жуан, или Наказанный развратник» размышлением: как образ стал легендой в культуре.

❤️ Именно глубина и неоднозначность моцартовского персонажа развили образ Дон Жуана и вообще героя-любовника, и именно из оперы он проник в культуру как паттерн или стереотип. Легенда о нем достаточно старая. Прототипом легендарного Дон Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, кастильского короля Педро I (1350–1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока убийство Хуаном дона Гонсало де Ульоа, командором ордена Калатравы, не положило конец терпению.

👤 До Моцарта и да Понте этот персонаж был достаточно «ходульным». Моцарт придал ему глубину, и следы этой глубины и кризисности можно наблюдать и в нашем времени. Например, на Нетфликсе есть сериал «Люцифер», где Люцифер — это Дон Жуан. И если в опере Моцарта Дон Жуана утаскивают в ад, где ему самое место, о чем он не знает и чего боится, то в сериале Люцифер как раз прибыл из ада, и бояться ему там нечего. Тем не менее, он тоже влюбляется, и в связи с этим переживает огромный внутренний кризис, который продолжается уже пять сезонов.

❤️ Мы поговорили об опере Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Несомненно, этот герой не оставил равнодушным никого. Множество интерпретаций, эпох, характеров, социальных и культурных перемен прошли сквозь этого персонажа за два столетия. «Дон Жуан», как настоящая суперзвезда, трогает умы и чувства людей, завлекая за собой, призывает погрузиться в свою историю.

💬 Используя свое воображение, подумайте, что для вас значит сам Дон Жуан, о своем отношении к нему и, самое главное: каким вы его себе представляете? С каким человеком встретились вы во время прослушивания произведения? Как вы к нему относитесь? Кто он для вас?

👉 Представьте своего Дон Жуана: это может быть известная личность, актер абсолютно любой эпохи, безымянный персонаж с картины, мимолетная иллюстрация или даже ваш собственный рисунок. Проявите фантазию и найдите свой идеальный образ!

Теперь обсудим оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которая была написана в 1786 году и впервые поставлена в мае того же года в венском «Бургтеатре». Либретто Лоренцо да Понте создано по одноименной пьесе Пьера-Огюстена Карона де Бомарше.

🎵 При жизни автора опера на родине успеха не имела — ее убрали из репертуара театра после девяти показов. Несколько лет спустя ее вернул на сцену Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» величайшей оперой Моцарта.

📝 На русский язык либретто оперы впервые перевел для пения Петр Ильич Чайковский. Сама же опера была написана по пьесе французского драматурга де Бомарше для исполнения на итальянском языке.

⚡️ Оригинальная пьеса имела остро-политическую направленность. Сильные политические монологи Фигаро, в которых он обличал унаследованное благородство аристократии, были полностью удалены, а взамен появился номер, которого не было у де Бомарше — сердитая ария против неверных жен.

🏰 Действие разворачивается в испанском замке графа Альмавивы. По сюжету главное событие оперы — предстоящая женитьба главных героев, Фигаро и Сюзанны. Оба служат в замке графу и графине. По древнему феодальному обычаю господин имел право «первой брачной ночи», но это правило граф сам же и отменяет после своего бракосочетания, а дальше начинается настоящая комедия.

Отказ графа от своих законных прав был своего рода революцией. Это можно сравнить с отменой крепостного права в России или отменяли рабства в Америке. Из-за этого долгое время пьеса Бомарше была запрещена к постановке на парижской сцене.

⚡️ Основная социальная революционность оперы заключалась в том, что аристократия ставилась в чрезвычайно глупое положение, и на ее фоне простолюдины выглядели гораздо более умными и находчивыми. Франц Иосиф разрешил эту постановку после длительных согласований и редактуры текста.

🇦🇹 Надо знать Вену, которая и сейчас является городом непростым. Тот же Берлин куда проще и демократичней. А Вена — это цитадель традиций и вкуса, поэтому опера там не особо была к месту, но зато имела огромный успех в Праге. Именно так появился «Дон Жуан» — благодаря пражскому успеху «Свадьбы Фигаро».

⭐️ Эта опера до сих пор частый гость на сценах театров, и режиссеры выдумывают все новые и новые постановки. Какие-то более удачные, какие-то менее удачные, но, тем не менее, она вызывает интерес.

«Свадьба Фигаро» — первое сотрудничество Моцарта и Лоренцо да Понте, и сплав их двух талантов — драматургического таланта да Понте и театрального таланта Моцарта. Что же в ней необычного?

1️⃣ Во-первых — эта опера итальянская, на итальянском языке, но в ней идет отказ от традиционной итальянской увертюры: быстро — медленно — быстро — старинная форма в том числе для инструментального концерта. Но здесь Моцарт оставил только быстрые динамичные части — они не останавливаются, как и действие оперы.

2️⃣ Во-вторых, если сравнивать ее с другими операми того времени, то необходимо признать, что некая слитность действий, единство номеров, их очень логичное и последовательное развитие — действительно выделяются на фоне всего остального. Здесь далеко до сквозного развития Вагнера, но не зря Ницше писал, что Вагнер, как и Моцарт, — это величайший миниатюрист. Действительно, в опере по-большому счету нет понятия формы. Оно к ней применяется не в том смысле, в котором применяется к симфонии.

🎶 Опера воздействует фрагментами — но искусство создать, подобрать и связать вместе эти фрагменты дается непросто даже самым талантливым композиторам. Тем не менее, Моцарт им овладел. Здесь все подчинено логике развития: все барочные реминисценции вырезаны начисто, и нет арий, написанных для того, чтобы певец или певица смогли показать владение высокой нотой, здесь нет проходных речитативов.

🟡 В музыке достаточно много того, что можно назвать музыкальным заполнением, но это не плохо. Музыка не может состоять из одних ярких тем и впечатляющих фрагментов, иначе она вынуждена будет быть короткой — от нее просто устанут. Заполнение совершенно необходимо — это клей, которым связывают вместе музыкальные фрагменты.

👥 По самому подходу к выписыванию персонажей, наделению их характеристиками, качествами, отражением этих качеств в музыке это одна из первых опер вполне современного типа. Потому что все, что создавалось раньше, это еще не вполне отошедший от барокко театр.

🎹 Музыка «Свадьбы Фигаро» в плане возможностей для интерпретации вполне современна. Как ее ни поверни — она хороша. Есть более старые произведения, которые довольно часто исполняются, но не ложатся на современный лад. Например, опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней»: лучшее, что с ней можно сделать — это поставить ее в традициях шекспировского театра. Практически никакая современная постановка не подойдет этой музыке. И несмотря на совершенство, с которым Джесси Норман исполнила арию «When I Am Laid In Earth», это был клип. Визуальный ряд там подобран с большим вкусом, но это производит впечатление несколько вычурной театральности, отвлекающей от переживания чувств и смысла. А если взглянуть на клип с великой меццо-сопрано Джанет Бейкер, который поставлен с учетом традиций шекспировского театра, то там появляется правильный тип чувственности. Со старой музыкой, как и с любой старой вещью, нужно обращаться осторожно.

➡️ Этими качествами отчасти можно объяснить то, что опера в Вене была дана всего девять раз. Это был достаточно новый язык, слишком сложный, слишком богатый, слишком непривычный. Он не был какой-то особенно вычурный, просто довольно сильно отличался. Моцарта принято сравнивать с Пушкиным: с музыкальной точки зрения его подход отличался от принятого тогда так же, как язык Пушкина — от языка Гавриила Романовича Державина.

📖 Ознакомиться с либретто на русском языке можно здесь.

Джесси Норман. «When I Am Laid In Earth».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Джанет Бейкер. «When I Am Laid In Earth».
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

👂 Давайте послушаем и сравним арию «Se vuol ballare, signor Contino» из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в исполнении двух певцов из постановок разных времен.

Лука Пизарони. «Se vuol ballare, signor Contino» (2004).
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Эцио Пинца. «Se vuol ballare, signor Contino» (1944).
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

👉 Чем, на ваш взгляд, они отличаются?

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;