angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вольфганг Амадей Моцарт

Концерт для флейты с оркестром и симфония номер 41

41-я симфония — самое сложное произведение Моцарта, а оркестровая партия концерта для флейты показывает все мастерство композитора. Познакомимся с этими работами и подведем итоги урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎼 Концерт для флейты с оркестром не самое популярное произведение у Моцарта. В целом его нефортепианные концерты известны или тем, кто интересуется его творчеством достаточно глубоко, чтобы до них дойти, или тем, кто интересуется произведениями, которые написаны для конкретных инструментов.

🎶 2-ой концерт для флейты с оркестром, наверное, не входит даже в топ-100 самых исполняемых его произведений. Тем не менее, он совершенно замечателен. Обратим внимание на то, насколько искусно, соразмерно нежному звуку флейты выписана оркестровая партия. Ведь флейта — это один из инструментов оркестра, и подразумевается, что он звучит наравне со всеми остальными, но здесь он оркестру противопоставлен. Мастерство создания концертов для инструментов с оркестром заключается и в том числе, чтобы учитывать звуковой баланс.

🌟 Этот концерт исполнит выдающийся флейтист Джеймс Галлоуэй — один из лучших классических флейтистов 20-го и 21-го века. Флейта у него звучит как человеческий голос — столь же выразительно, а звук ее столь же изменчив. Это тонкие изменения, но они есть, именно они и делают эту музыку живой. И это не только благодаря его знаменитой золотой флейте за 20 000 долларов, звук которой, безусловно, лучше, чем у флейт, которые выдают в аренду ученикам в музыкальной школе. Как играет Галлоуэй — это запредельное мастерство со всех возможных сторон.

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для флейты с оркестром.
Видео на Ютубе
Время прослушивания: 22 минуты

Завершим разговор о музыке Моцарта на его 41-ой симфонии, которой дано название «Юпитер». Сам Моцарт ее так не называл, он просто поставил порядковый номер «41», а название дано было антрепренером Иоганном Петером Саломоном и закрепилось в истории.

💫 Юпитер был верховным божеством римлян, богом дневного света, богом неба и отцом всех богов. В названии и заложен смысл, что эта симфония как бы возвышается над всеми — не только симфониями Моцарта, но и симфониями его современников и даже потомков.

🎵 Если сравнивать ее с 40-ой, которая стоит по соседству и была написана примерно в то же время, то мы сразу услышим, что в 40-ой симфонии гораздо более выразительные мелодии, она более увлекательная, более экспрессивная. А «Юпитер» сначала звучит почти как ранние симфонии Моцарта с их изящными, очаровательными, но все же незамысловатыми мелодиями, и только потом мы замечаем цветущую сложность этой музыки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте обсудим 41-ю симфонию более подробно и послушаем ее.

🌀 C точки зрения внутреннего устройства, каждая из четырех частей — это, пожалуй, самое сложное, что было создано Моцартом. Они гораздо сложнее и знаменитого «Реквиема», и любой из его опер, и даже посвященных Гайдну квартетов. Здесь Моцарт прекрасно понимал, что длинные выразительные мелодии противятся созданию из них большой и сложной структуры. Да, они рано или поздно вступят в конфликт, разрешение которого в то время даже для такого смельчака, как Моцарт, было еще недоступно.

✍️ И Моцарт собирает всю эту симфонию из совершенно небольших тем. Если в 40-ой симфонии Моцарта самое известное — это начало, то в симфонии «Юпитер» самое известное — это финал, где звучит удивительный по своей красоте контрапункт. Еще одна интересная вещь — это то, что монументальность впечатления здесь, создается очень небольшими средствами. То есть состав оркестра по размеру далеко не вагнеровский и даже не бетховенский, и, тем не менее, эта симфония производит впечатление совершенно грандиозное.

🎵 Сложность финала для того времени была совершенно необычная. Конечно, Моцарт не первый написал фугу из пяти голосов, бывало и больше — вспомним хотя бы «Музыкальное приношение» Баха. Новшество было в том, что Моцарт затянул всю эту барочную полифонию в симфонию: это была не прелюдия или фуга — это было сделано частью большого масштабного произведения. Конечно, фугато использовались и раньше, но не настолько сложные.

📍 В очень сложных произведениях структура часто начинает давить и производит впечатление совершенно тягостное. Здесь же такого впечатления нет — структура способствует поддержанию неостановимого потока звуков.

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония №41 («Юпитер»).
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 27 минут

Что почитать о Моцарте

📕 Г.В. Чичерин «Моцарт, исследовательский этюд» — многое в книге фактически устарело, но она важна для понимания контекста мышления и разговоров о Моцарте в СССР и написана на весьма достойном уровне.

📕 Герман Аберт «Моцарт, жизнь и творчество».

📕 Николаус Арнонкур «Мои современники. Бах, Моцарт, Монтеверди» — очень атмосферная книга, позволяет ощутить дух времени.

📕 Павел Луцкер, Ирина Сусидко «Моцарт и его время» — с точки зрения информации и фактов лучшая книга о Моцарте на русском за последнее время.

💌 Полное собрание писем Моцарта

📺 Передачи и лекции о Моцарте

📽 Лекция о классицизме и Моцарте Ивана Соколова — замечательного лектора, мыслителя, человека со своей философией, не только хорошо знающего музыку, но и чувствующего ее всем сердцем.

📽 «Эффект Моцарта» с Михаилом Казиником — популяризатором, ярким рассказчиком, однако его следует слушать с позиции допущения — в своем взгляде он в высшей степени субъективен.

📽 Лекции Александра Пустовита — физика и музыковеда, очень понятно обьясняющего сложные вещи, не упрощающего и без банальностей: лекция 4, лекция 7.

📽 Наш любимый эксперт Ляля Кандаурова рассказывает про концертную симфонию для скрипки и альта.

📽 Передача Артема Варгафтика «Партитуры не горят» о Моцарте.

🎬 Кино о Моцарте

🎞 «Маленькие трагедии» (1979) — художественный трехсерийный фильм по одноименному поэтико-драматическому циклу А. С. Пушкина.

🎞 «Моцарт» (1982) — мини-сериал Марселя Блюваля из 6 эпизодов.

🎞 «Амадей» (1984) — фильм Милоша Формана

В этом объемном уроке мы изучали Моцарта и успели познакомиться с его произведениями. Давайте вспомним главное и подведем итог второй части урока.

🎻 Мы поговорили о двух фортепианных концертах Моцарта: 20-м и 23-м. Минорные концерты — это редкость и шедевры мирового репертуара, в них есть не только драматизм, но и вполне оперные аллюзии. Мы узнали, что в концертах эпохи классицизма есть традиция сочинять каденции — импровизировать в определенных местах произведения.

🌟 В 23 концерте Моцарт показал мастерское владение искусством обращаться с формой: умение сглаживать противоречия, делать швы между разным музыкальным материалом незаметными, переходить из одной тональности в другую так, чтобы не терялось ощущения цельности.

✝️ Мы послушали органные произведения Моцарта — фа-минорную фантазию и 17-ю церковную сонату в до мажоре. Орган у Моцарта звучит чрезвычайно легко и жизнерадостно.

🎶 Мы поговорили о сонатах Моцарта: 8-й сонате и сонате до минор. В 8-й сонате преобладает явная интонация траурного марша, даже в светлые мажорные моменты в этой сонате присутствует ощущение скорби. В сонате до минор мы отметили необычную строгость, сдержанность в проявлении чувств, которая не была свойственна музыке барокко.

🌀 Мы послушали фантазию до минор, которая удивительна тем, что в ней есть видимость структуры без наличия этой строгой структуры. Контрасты между лирическими и драматическими частями здесь очень сильны и остры, что было несвойственно эпохе.

🎼 Мы обсудили 10-ю, 11-ю и 12-ю сонаты, которые были написаны с 1782 по 1783 год. В них нет ни психологических, ни философских глубин, они совершенно светские.

🔥 Мы обсудили две симфонии Моцарта — 23-ю и самую известную — 40-ю. Соната №23 — это эксперименты Моцарта с формой: скорее всего, у него что-то получилось не так, как он задумал. поэтому симфония больше похожа на увертюру. Симфония №40 чрезвычайно сложна по своему устройству, при этом это не давящая сложность, в ней остается ощущение и цельности, и легкости. Эта симфония в полной мере соответствует теории органического единства.

🎻 Мы поговорили о струнных квартетах Моцарта, которые посвящены Йозефу Гайдну. В них Моцарт показал филигранное владение композиторским мастерством. Самый необычный — 19-й квартет, который Моцарт назвал «Диссонантным». В гармоническом отношении это произведение очень смелое, здесь огромное количество диссонансов без какого-либо разрешения, даже профессионалам не всегда удавалось их исполнить.

🎹 Мы обсудили и послушали концерт для флейты с оркестром и симфонию №41. Во втором концерте для флейты с оркестром очень искусно, соразмерно нежному звуку флейты выписана оркестровая партия. А 41-я симфония — «Юпитер» — самое сложное, что было создано Моцартом. В финале звучит удивительный по своей красоте контрапункт, а новшество было в том, что Моцарт использовал сложные фугато, затянув всю эту барочную полифонию в симфонию.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;