Вольфганг Амадей Моцарт
Концерты для фортепиано и произведения для органа
Минорные концерты Моцарта ценятся в мире классической музыки из-за их редкости, а 23-й концерт в ля мажоре отражает всю музыку эпохи классицизма. Разберем их особенности.
Теперь поговорим о двух фортепианных концертах Моцарта: 20-м, написанном в ре миноре, и 23-м — написанном в ля мажоре.
🎹 20-й концерт для фортепиано с оркестром был написан Моцартом в 1785 году в тональности ре минор. Несмотря на то, что в операх Моцарта минорные тональности встречаются часто (хотя нельзя же сказать что опера написана в какой-то тональности — она слишком объемна), концертов и сонат в миноре у него написано крайне мало. Поэтому те минорные концерты — это настоящие жемчужины мирового репертуара. Мы уже говорили о том, что среди мажорных вещей есть довольно проходные, но если мы встречаем у Моцарта минор, то это, скорее всего, просто шедевр. И даже, если это и обобщение, то оно точно относится к концерту №20.
🎼 Ре минор — это тональность, которую Моцарт выбирал для наиболее драматичных моментов в операх. Вспомним, что в ре миноре написана ария Царицы ночи («Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» — «В груди моей пылает жажда мести»), а также увертюра к опере «Дон Жуан» и самая драматичная сцена этой оперы — сцена явления Командора на ужин.
🎶 Здесь тоже не только драматизм, но и вполне оперные аллюзии. Обратите внимание на мелодию, которой начинается фортепианная партия. Она очень напоминает итальянскую оперную арию — где певец является героем. Работая над концертом, Моцарт понимал, что сам будет играть его премьеру — обычное дело для того времени, и он, вполне вероятно, воображал себя героем оперы.
Давайте послушаем 20-й концерт для фортепиано с оркестром и обсудим, что мы слышим в этой музыке.
🤜🤛 Здесь, кроме явно считываемой эмоции, всю первую часть концерта происходит некая борьба. Если бы мы были советскими музыковедами, мы бы сказали, что это революционный пафос борьбы против закостенелых нравов аристократии и буржуазии (хотя это более уместно в «Свадьбе Фигаро»). Но вопрос интерпретации инструментальной музыки, музыки сюжетной почти всегда остается в какой-то степени открытым. Нельзя точно сказать, о чем это, даже если мы говорим о Берлиозе, который писал литературные программы к своим симфониям, или о Скрябине.
📌 Мы все равно сталкиваемся с тем, что программа — это то, что хотел сказать автор, а произведение — это в итоге то, что он сказал. И не всегда это совпадает.
1️⃣ То, что говорится о сюжете в первой части, — это скорее вектор, который можно интерпретировать совершенно по-разному. Первая часть — очень выразительна, вторая — традиционно медленна, она в параллельном ре минору фа мажоре и си-бемоль мажоре.
❓ Чем интересна вторая часть концерта?
2️⃣ Вторая часть — это пятичастное рондо, и настроение у нее совершенно сказочное. Если в первой части мы слышали борьбу героя с силами рока, то вторая часть — это путешествие, почти полет, фантазия.
3️⃣ Третья часть — традиционно быстрая. Если пытаться подобрать какой-то сюжет, то это будет похоже на игру. В первой части все серьезно и драматично, во второй части все легко, а если это все совместить, то получится игра, где переплетаются серьезность и шутка.
📍 Здесь надо сказать, что концерты романтической эпохи все играют более-мнеее одинаково. А в концертах эпохи классицизма есть традиция сочинять каденции. Она была и раньше — это определенное место, где пианист мог дать себе волю и показать не только технику но и вкус (так же, как в арии есть место, где певец может показать свое мастерство). И сейчас немногие осмеливаются импровизировать каденции. И у этого концерта в третьей части есть такая каденция, у которой существует множество вариантов.
🔊 Давайте послушаем этот концерт в исполнении Фридриха Гульды, на этой записи он играет каденцию Гумеля и Бетховена.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт №20 в исполнении Фридриха Гульды (1986).
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 34 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяА теперь послушаем и обсудим концерт Моцарта №23.
🎵 23-й концерт в ля мажоре был написан в 1786 году во время работы над «Свадьбой Фигаро». Естественно, Работа над «Свадьбой Фигаро» тогда занимала большую часть времени Моцарта, а концерт он писал в свободное от работы время. В нем естественно есть следы оперности: перемена действий и мотивов и тональностей. Музыка очень сильно напоминает оперную драматургию.
❓ Чем интересен концерт №23?
🌀 Искусство обращаться с формой (в опере формы нет, она есть в концерте) состоит в том, чтобы уметь сглаживать противоречия, делать швы между разным музыкальным материалом незаметными, переходить из одной тональности в другую так, чтобы не терялось ощущения цельности. Или наоборот: если нужно дать что-то контрастное, делать контраст не слишком резким и не слишком незначительным. Именно этим и интересен этот концерт. С одной стороны, он слишком сложно устроен, с другой — если не пытаться его обозреть во всей его целостности и сложности, то сами моменты переходов сделаны настолько ровно, что сначала концерт кажется ровным как пологая долина.
➡️ Если задаться целью найти стереотипную музыку эпохи классицизма, то первая и третья части этого концерта подойдут идеально, потому что у них архетипическое звучание. А средняя часть — содержит в себе мелодии удивительной красоты и, по большому счету, весь концерт стоит слушать ради ее одной, чтобы услышать как этот брильянт играет в оправе двух быстрых частей.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт №23 в исполнении Владимира Горовица (1987).
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24 минуты
👉 Как мы обсудили, вторая часть концерта сильно выделяется на фоне двух остальных. Попробуйте подобрать к ней картину, о чем это для вас?
Теперь поговорим об органных произведениях Моцарта.
👤 Моцарт был не только превосходным пианистом, но и хорошим органистом. Он вообще владел множеством инструментов, что не было редкостью для музыканта и композитора того времени, но Моцарту, конечно, все давалось с необычайной легкостью.
❔ Моцарт с органом не ассоциируется. С органом ассоциируется в первую очередь Бах, а для тех, кто любит старую музыку, Иоганн Пахельбель (1653–1706) или Дитрих Букстехуде (1637–1707). После смерти Баха орган будто бы пропадает, на первый план выходит симфоническая музыка, опера или фортепианная музыка. Появляется вновь орган вместе с Сезаром Франком (1822–1890) или Луи Вьерном (1870–1937). Однако для органа Моцарт написал довольно много прекрасной музыки.
🙇 В массовом сознании сложился образ Моцарта как человека чрезвычайно нервного, подвижного, очень яркого и легкого. Эти качества не очень ассоциируются с органом, который представляется инструментом тяжеловесным и величественным.
🎵 Два произведения, с которых мы начнем, станут для нас окном в исполнительское искусство 18 века. Дело в том, что Моцарт написал два произведения для механического органа — оба написаны в фа миноре и в исполнении механического органа звучали в несколько урезанной версии.
➡️ Механический орган имел меньше труб, чем любой современный Моцарту церковный орган, и был чрезвычайно ограничен по диапазону. В итоге произведение на нем звучало одним образом, а на нормальном полноценном органе совершенно другим.
🎶 Звучание фа-минорной фантазии восстановили энтузиасты, и мы можем услышать с той или иной долей приближения, как играли эту вещь в 18 веке.
Но перед этим мы послушаем адажио и аллегро, потом два современных исполнения фа-минорной фантазии, а затем восстановленную версию.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Адажио и аллегро фа минор для органа.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12 минут
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия фа минор в исполнении Пьера Кошеро на большом органе Нотр-Дам де Пари (современное исполнение).
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия фа минор (современное исполнение).
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Фа-минорная фантазия на механическом органе с двумя рядами труб (восстановленная версия).
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут
Давайте послушаем 17-ю церковную сонату Моцарта в до мажоре.
🎹 Это произведение для органа и небольшого струнного ансамбля Моцарт создал, когда служил в Зальцбурге у архиепископа. Церковная соната — sonata da chiesa — была популярна в эпоху барокко, но с середины 18 века о ней подзабыли. Моцарт обратился к этому жанру и придал ему совершенно светское игривое звучание.
⛪️ Эти сонаты исполнялись по церковным праздникам, а церковь в те времена уже была местом социализации. Люди общались, радовались, слушали наставления, слушали прекрасную музыку и так серьезно к вопросу веры не относились. Поэтому эта развлекательная легкомысленная музыка Моцарта была как нельзя кстати.
🎶 Орган, имеющий огромный потенциал выразительности и богатства звучания — самый акустически мощный из всех механических инструментов. У Моцарта он звучит чрезвычайно легко и жизнерадостно.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Церковная соната.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день