angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вольфганг Амадей Моцарт

Оперы «Идоменей, царь критский» и «Так поступают все женщины»

«Идоменей» — первая серьезная опера, а «Так поступают все женщины» — недооцененная работа со сложнейшими ансамблями. Узнаем, как создавались произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим об опере Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», узнаем ее историю создания и сюжет.

🎵 «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» — итальянская комическая опера в двух действиях, написанная Моцартом в 1789–1790 годах. Премьера оперы состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре в Вене.

📝 Либретто к опере написал Лоренцо да Понте, который также создал текст к двум предыдущим произведениям знаменитой трилогии: «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

🖋 История гласит, что в основу сюжета оперы легло событие, произошедшее незадолго до того в придворной среде императора Иосифа II. В действительности же пьеса под названием «Так поступают все, или Школа влюбленных» попала в руки Моцарта, по-видимому, только после того, как от нее отказался Антонио Сальери, уже успевший написать на слова Да Понте пять опер.

❤️ Название пришло из «Свадьбы Фигаро». Когда Граф обнаруживает в комнате спрятанного Керубино, Дон Базилио в терцете с Сюзанной и Графом выводит умозаключение: "Così fan tutte le belle" («Так поступают все красавицы»).

👥 Сюжет разворачивается вокруг двух молодых неаполитанских офицеров Гульельмо и Феррандо, а также их возлюбленных: сестер Фьордилиджи и Дорабеллы, которых юноши решают проверить на верность с помощью старого Дона Альфонсо — циника и провокатора, а также служанки-искусительницы Деспины.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте узнаем, как устроена опера Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»

🎵 Увертюра к опере достаточно небольшая, она скорее похожа на интродукцию к драматическому спектаклю, потому что там цитируется только одна тема, которая дальше будет в опере — остальная музыка с ней не связана.

📝 Опера не пользовалась большой популярностью ни сразу после создания, ни в течение всего времени до 70-х годов 20 века. Несмотря на множественные переделки сюжета — к ней пытались переписывать либретто, ее пытались сокращать, перекраивать — отношение было однородно негативное. Все признавали, что моцартовская музыка хороша, но либретто казалось то слишком наивным и примитивным, то слишком фривольным. В 19 веке подобная фривольность не приветствовалась, и, как вы помните из недели Верди, даже назвать оперу «La traviata» — «падшая» и сделать главной героиней куртизанку было достаточно решительным шагом.

❓ Что в этой опере особенно интересно?

🎶 С чисто музыкальной точки зрения наибольший интерес представляют ансамбли, которые Моцарт всегда писал хорошо, но здесь достиг просто невероятных вершин и сложности. А вторая вещь, за которой интересно следить, это женские партии. Мужские партии здесь тоже музыкальные, но они ни в какое сравнение не идут с тем богатством оттенков и интонаций, которые заложены в образах Дорабеллы и Фьордилиджи.

✍️ Про эту музыку писали: «Да, сюжет глуп, но в музыке все правда» — и действительно, к середине первого действия перестаешь обращать внимание на абсурдность, нестыковки, алогичность, глуповатую наивность, и наслаждаешься прекрасной музыкой.

Теперь давайте обсудим, как эту оперу ставили режиссеры.

🎭 Внимание режиссеров опера привлекла тем, что в ней очень много степеней свободы, много способов показать и изобразить перемену положений, в которых оказываются герои. Чем наивнее и проще сюжет, тем легче найти в нем или сконструировать какие-то психологические глубины. Есть шуточный пример интерпретации сказки «Колобок» как истории взросления — очень экзистенциальной по духу.

➡️ А в «Cosi fan tutte» принято искать разные психологические глубины, и здесь уже играет каждый элемент:

➖ и векторы любви,
➖ и эти противоречивые связи, которые создают множество переодеваний,
➖ и наивность сюжета,
➖ и конечно, правдивость чувств.

👥 К тому же моцартовский гений вместе с гением да Понте, которого почему-то не оценили современники, создает такую конструкцию, которую можно поворачивать как душе угодно. В ней меньше контрастов, чем в любой другой моцартовской опере. Она очень ровная и начинается примерно так же, как и заканчивается. Если «Дон Жуан» — это условно путешествие по холмистой местности, то «Cosi fan tutte» — это такое поле с приятными декорациями вокруг.

Вольфганг Амадей Моцарт. Увертюра из оперы «Cosi fan tutte».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Вольфганг Амадей Моцарт. Терцет из оперы «Cosi fan tutte».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Теперь поговорим об опере Моцарта «Идоменей, царь критский» и узнаем, как она создавалась.

👑 «Идоменей, царь критский» — это ранняя опера Моцарта, она была начата в 1780 году и закончена в 1781. Тогда Моцарту было 23 года, он был уже широко известен по всей Европе — вундеркинд сразу снискал славу и начал сочинять чрезвычайно рано. Хотя первые его произведения интересны скорее тем, что их написал ребенок, а не сами по себе. Но к 23 годам Моцарт уже — состоявшийся и очень мастеровитый композитор.

📯 В аристократическом 18 веке практически все композиторы несли где-то службу — работали органистами в церквях, капельмейстерами при дворах и редко когда были свободны в своих действиях. И вот Моцарт оказывается в Зальцбурге и становится придворным органистом архиепископа. Должность эта, кстати, весьма хорошо оплачивалась, так что слухи о крайней бедности Моцарта преувеличены в сторону большей драматизации — ведь жалко человека, если он и гений, и не понят, да еще к тому же бедный. Но Моцарт не находился даже на пороге бедности — конечно, не был он и богат, но зарабатывал неплохо для человека его занятий и происхождения.

📜 Моцарту приходит заказ на оперу из Мюнхена. Архиепископ его отпускает на это большое дело, вероятно, сдавшись под абсолютно непробиваемым очарованием Моцарта. И — композитор начинает работу над оперой.

Давайте узнаем, как Моцарт работал над оперой «Идоменей, царь критский».

🎵 Естественно, Моцарт делал как и практически все композиторы того времени — писал арии специально под певцов, которые должны были бы исполнять премьеру, как им было удобно. Это сейчас вокальная школа и сама манера оперного пения пришли в относительное единообразие — у нас есть достаточно жесткая и подробная классификация.

Например 👇

➖ вердиевский баритон с определенными свойствами и характеристиками, которые мы можем от него ожидать,
➖ вагнеровское сопрано,
➖ россиниевски-доницеттиевский тенор — и мы уже примерно представляем, что это за голос, так же, как мы ожидаем от тенора, что у него есть обязательно верхнее до.

🎶 Во времена Моцарта таких требований не предъявлялось, певцы и певицы были свободнее в проявлении своих индивидуальностей. Конечно, голоса разделялись на сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас, но все-таки учитывалась специфика каждого конкретного голоса.

🕰 Это происходило еще долго — можно вспомнить оперу Россини «Кир в Вавилоне», где есть ария, написанная для сопрано. Сопрано там поет только одну ноту — си в разных вариациях, а оркестр как бы является основным действующим лицом. Дело в том, что это сопрано совершенно непонятно, как попало в оперу — у певицы в голосе хорошо и звучно звучала только одна эта нота, а все вокруг было неудобоваримо. Интересно было бы послушать, но, увы, тогда не существовало звукозаписи. И Россини, большой шутник, написал для певицы эту арию, и после первого представления она сказала, что никогда не имела столь бурного успеха.

👤 Моцарт тоже создавал арии под исполнителей. Исполнители были не самые лучшие, например, престарелый тенор. Не особенно толковый кастрат, которому была поручена партия «Идамант, его сын», практически не знал нотной грамоты — такое тоже бывало. И тем не менее, Моцарту удалось написать замечательную, крайне выразительную музыку и продемонстрировать феноменальное ансамблевое мышление.

Наибольшее изумление своим совершенством вызывают ансамбли Моцарта. Хотя, кончено, сейчас мы знаем моцартовские арии — из «Волшебной флейты», из «Дон Жуана», из «Cosi fan tutte». Как и в «Cosi fan tutte» (поздняя опера), здесь, в «Идоменей, царь критский», несмотря на то, что это ранняя опера, ансамбли так же восхитительны.

📢 Успеха опера не имела, вероятно потому, что певцы с ней не очень хорошо справились. Но при жизни Моцарта после премьеры она не ставилась ни разу, хотя он и пытался пробить ее постановку. До начала 20 века она ставилась всего несколько раз.

Джоаккино Россини. «Кир в Вавилоне».
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

📜 Сюжет оперы можно почитать здесь.

Что же интересного в опере «Идоменей, царь критский» нашли в 20 веке?

🎻 В 20 веке с этой оперой произошло примерно как у Лермонтова — настало то время, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». С одной стороны, у оперных режиссеров появилось желание искать двойные и тройные смыслы, надстраивать конструкции из них, идти в психоанализ. Эта история, основанная на мифе, пусть и значительно переработанном Моцартом, вызывает у режиссеров простор для интерпретаций. С другой стороны, она привлекает внимание к барочной музыке и движению исторически информированного исполнительства.

🎻 Старинные инструменты, попытка восстановить звучание, каким оно было в 18 веке, и в то же время интерес к искусству кастратов (сейчас их репертуар исполняют контратенора — мужчины, имеющие развитый и звучный фальцет) говорит о том, что эта опера несет больше всего следов музыки предшествующего времени. Конечно, даже гению необходимо на что-то опираться — Моцарт стремился привести ее действие в единство, поэтому здесь многое говорит о связи с прошлой традицией. Сейчас арию Идаманта исполняют или контратенор, или меццо-сопрано. Этот гендерный аспект сложных отношений героев оперы часто не остается без внимания — он не всегда выходит на передний план, но присутствует.

🎼 И где-то с середины 2000-х опера ставится все чаще и чаще. Это замечательно: мы можем оценить ее прекрасную музыку и полюбоваться тем мастерством, с каким всего лишь двадцатитрехлетний Моцарт писал свои произведения.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Идоменей, царь критский».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 37 минут

Анна Нетребко. Ария Электры.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

Эдит Матис. Ария Илии.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

Лучано Паваротти. Ария Идоменея.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;