angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Вольфганг Амадей Моцарт

Оперы «Идоменей, царь критский» и «Так поступают все женщины»

«Идоменей» — первая серьезная опера, а «Так поступают все женщины» — недооцененная работа со сложнейшими ансамблями. Узнаем, как создавались произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим об опере Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», узнаем ее историю создания и сюжет.

🎵 «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» — итальянская комическая опера в двух действиях, написанная Моцартом в 1789–1790 годах. Премьера оперы состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре в Вене.

📝 Либретто к опере написал Лоренцо да Понте, который также создал текст к двум предыдущим произведениям знаменитой трилогии: «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

🖋 История гласит, что в основу сюжета оперы легло событие, произошедшее незадолго до того в придворной среде императора Иосифа II. В действительности же пьеса под названием «Так поступают все, или Школа влюбленных» попала в руки Моцарта, по-видимому, только после того, как от нее отказался Антонио Сальери, уже успевший написать на слова Да Понте пять опер.

❤️ Название пришло из «Свадьбы Фигаро». Когда Граф обнаруживает в комнате спрятанного Керубино, Дон Базилио в терцете с Сюзанной и Графом выводит умозаключение: "Così fan tutte le belle" («Так поступают все красавицы»).

👥 Сюжет разворачивается вокруг двух молодых неаполитанских офицеров Гульельмо и Феррандо, а также их возлюбленных: сестер Фьордилиджи и Дорабеллы, которых юноши решают проверить на верность с помощью старого Дона Альфонсо — циника и провокатора, а также служанки-искусительницы Деспины.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте узнаем, как устроена опера Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»

🎵 Увертюра к опере достаточно небольшая, она скорее похожа на интродукцию к драматическому спектаклю, потому что там цитируется только одна тема, которая дальше будет в опере — остальная музыка с ней не связана.

📝 Опера не пользовалась большой популярностью ни сразу после создания, ни в течение всего времени до 70-х годов 20 века. Несмотря на множественные переделки сюжета — к ней пытались переписывать либретто, ее пытались сокращать, перекраивать — отношение было однородно негативное. Все признавали, что моцартовская музыка хороша, но либретто казалось то слишком наивным и примитивным, то слишком фривольным. В 19 веке подобная фривольность не приветствовалась, и, как вы помните из недели Верди, даже назвать оперу «La traviata» — «падшая» и сделать главной героиней куртизанку было достаточно решительным шагом.

❓ Что в этой опере особенно интересно?

🎶 С чисто музыкальной точки зрения наибольший интерес представляют ансамбли, которые Моцарт всегда писал хорошо, но здесь достиг просто невероятных вершин и сложности. А вторая вещь, за которой интересно следить, это женские партии. Мужские партии здесь тоже музыкальные, но они ни в какое сравнение не идут с тем богатством оттенков и интонаций, которые заложены в образах Дорабеллы и Фьордилиджи.

✍️ Про эту музыку писали: «Да, сюжет глуп, но в музыке все правда» — и действительно, к середине первого действия перестаешь обращать внимание на абсурдность, нестыковки, алогичность, глуповатую наивность, и наслаждаешься прекрасной музыкой.

Теперь давайте обсудим, как эту оперу ставили режиссеры.

🎭 Внимание режиссеров опера привлекла тем, что в ней очень много степеней свободы, много способов показать и изобразить перемену положений, в которых оказываются герои. Чем наивнее и проще сюжет, тем легче найти в нем или сконструировать какие-то психологические глубины. Есть шуточный пример интерпретации сказки «Колобок» как истории взросления — очень экзистенциальной по духу.

➡️ А в «Cosi fan tutte» принято искать разные психологические глубины, и здесь уже играет каждый элемент:

➖ и векторы любви,
➖ и эти противоречивые связи, которые создают множество переодеваний,
➖ и наивность сюжета,
➖ и конечно, правдивость чувств.

👥 К тому же моцартовский гений вместе с гением да Понте, которого почему-то не оценили современники, создает такую конструкцию, которую можно поворачивать как душе угодно. В ней меньше контрастов, чем в любой другой моцартовской опере. Она очень ровная и начинается примерно так же, как и заканчивается. Если «Дон Жуан» — это условно путешествие по холмистой местности, то «Cosi fan tutte» — это такое поле с приятными декорациями вокруг.

Вольфганг Амадей Моцарт. Увертюра из оперы «Cosi fan tutte».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Вольфганг Амадей Моцарт. Терцет из оперы «Cosi fan tutte».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Теперь поговорим об опере Моцарта «Идоменей, царь критский» и узнаем, как она создавалась.

👑 «Идоменей, царь критский» — это ранняя опера Моцарта, она была начата в 1780 году и закончена в 1781. Тогда Моцарту было 23 года, он был уже широко известен по всей Европе — вундеркинд сразу снискал славу и начал сочинять чрезвычайно рано. Хотя первые его произведения интересны скорее тем, что их написал ребенок, а не сами по себе. Но к 23 годам Моцарт уже — состоявшийся и очень мастеровитый композитор.

📯 В аристократическом 18 веке практически все композиторы несли где-то службу — работали органистами в церквях, капельмейстерами при дворах и редко когда были свободны в своих действиях. И вот Моцарт оказывается в Зальцбурге и становится придворным органистом архиепископа. Должность эта, кстати, весьма хорошо оплачивалась, так что слухи о крайней бедности Моцарта преувеличены в сторону большей драматизации — ведь жалко человека, если он и гений, и не понят, да еще к тому же бедный. Но Моцарт не находился даже на пороге бедности — конечно, не был он и богат, но зарабатывал неплохо для человека его занятий и происхождения.

📜 Моцарту приходит заказ на оперу из Мюнхена. Архиепископ его отпускает на это большое дело, вероятно, сдавшись под абсолютно непробиваемым очарованием Моцарта. И — композитор начинает работу над оперой.

Давайте узнаем, как Моцарт работал над оперой «Идоменей, царь критский».

🎵 Естественно, Моцарт делал как и практически все композиторы того времени — писал арии специально под певцов, которые должны были бы исполнять премьеру, как им было удобно. Это сейчас вокальная школа и сама манера оперного пения пришли в относительное единообразие — у нас есть достаточно жесткая и подробная классификация.

Например 👇

➖ вердиевский баритон с определенными свойствами и характеристиками, которые мы можем от него ожидать,
➖ вагнеровское сопрано,
➖ россиниевски-доницеттиевский тенор — и мы уже примерно представляем, что это за голос, так же, как мы ожидаем от тенора, что у него есть обязательно верхнее до.

🎶 Во времена Моцарта таких требований не предъявлялось, певцы и певицы были свободнее в проявлении своих индивидуальностей. Конечно, голоса разделялись на сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас, но все-таки учитывалась специфика каждого конкретного голоса.

🕰 Это происходило еще долго — можно вспомнить оперу Россини «Кир в Вавилоне», где есть ария, написанная для сопрано. Сопрано там поет только одну ноту — си в разных вариациях, а оркестр как бы является основным действующим лицом. Дело в том, что это сопрано совершенно непонятно, как попало в оперу — у певицы в голосе хорошо и звучно звучала только одна эта нота, а все вокруг было неудобоваримо. Интересно было бы послушать, но, увы, тогда не существовало звукозаписи. И Россини, большой шутник, написал для певицы эту арию, и после первого представления она сказала, что никогда не имела столь бурного успеха.

👤 Моцарт тоже создавал арии под исполнителей. Исполнители были не самые лучшие, например, престарелый тенор. Не особенно толковый кастрат, которому была поручена партия «Идамант, его сын», практически не знал нотной грамоты — такое тоже бывало. И тем не менее, Моцарту удалось написать замечательную, крайне выразительную музыку и продемонстрировать феноменальное ансамблевое мышление.

Наибольшее изумление своим совершенством вызывают ансамбли Моцарта. Хотя, кончено, сейчас мы знаем моцартовские арии — из «Волшебной флейты», из «Дон Жуана», из «Cosi fan tutte». Как и в «Cosi fan tutte» (поздняя опера), здесь, в «Идоменей, царь критский», несмотря на то, что это ранняя опера, ансамбли так же восхитительны.

📢 Успеха опера не имела, вероятно потому, что певцы с ней не очень хорошо справились. Но при жизни Моцарта после премьеры она не ставилась ни разу, хотя он и пытался пробить ее постановку. До начала 20 века она ставилась всего несколько раз.

Джоаккино Россини. «Кир в Вавилоне».
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

📜 Сюжет оперы можно почитать здесь.

Что же интересного в опере «Идоменей, царь критский» нашли в 20 веке?

🎻 В 20 веке с этой оперой произошло примерно как у Лермонтова — настало то время, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». С одной стороны, у оперных режиссеров появилось желание искать двойные и тройные смыслы, надстраивать конструкции из них, идти в психоанализ. Эта история, основанная на мифе, пусть и значительно переработанном Моцартом, вызывает у режиссеров простор для интерпретаций. С другой стороны, она привлекает внимание к барочной музыке и движению исторически информированного исполнительства.

🎻 Старинные инструменты, попытка восстановить звучание, каким оно было в 18 веке, и в то же время интерес к искусству кастратов (сейчас их репертуар исполняют контратенора — мужчины, имеющие развитый и звучный фальцет) говорит о том, что эта опера несет больше всего следов музыки предшествующего времени. Конечно, даже гению необходимо на что-то опираться — Моцарт стремился привести ее действие в единство, поэтому здесь многое говорит о связи с прошлой традицией. Сейчас арию Идаманта исполняют или контратенор, или меццо-сопрано. Этот гендерный аспект сложных отношений героев оперы часто не остается без внимания — он не всегда выходит на передний план, но присутствует.

🎼 И где-то с середины 2000-х опера ставится все чаще и чаще. Это замечательно: мы можем оценить ее прекрасную музыку и полюбоваться тем мастерством, с каким всего лишь двадцатитрехлетний Моцарт писал свои произведения.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Идоменей, царь критский».
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 37 минут

Анна Нетребко. Ария Электры.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

Эдит Матис. Ария Илии.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

Лучано Паваротти. Ария Идоменея.
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;