angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вольфганг Амадей Моцарт

«Большая месса до минор» и «Реквием»

«Реквием» — самое известное произведение композитора, которое так и не было закончено, как и «Большая месса до минор». Познакомимся с этими произведениями и поговорим о смерти композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Приступим к разговору о двух больших духовных произведениях Моцарта — «Большая месса до минор», и конечно же «Реквием». Давайте узнаем, как была написана «Большая месса до минор».

🎵 «Большая месса до минор» была написана в 1783 году, когда Моцарт уже был почти год счастливо женат на Констанции. Написана она была то ли по случаю ее выздоровления, то ли как подарок в честь дня рождения первенца.

📍 Писать мессы по особым случаям или вследствие данным обетам — давняя традиция. В Аргентине есть такие таблички retablos — это небольшие картины, созданные в большинстве случаев непрофессиональными художниками, которые описывают, как в преодолении жизненных трудностей им помогли святые — Иисус или Дева Мария — это своего рода народный комикс. Здесь то же самое, но, конечно, на гораздо более высоком профессиональном уровне.

🎹 «Месса до минор» закончена не была, и начиная с 18 века она была исполнена 1 раз — в Зальцбурге, в соборе Святого Петра, в 1793 году, потом до 1901 года не исполнялась. Это произведение так и осталось незавершенным. Дело в том, что месс существует множество, к этому жанру обращались практически все композиторы как 19-го, так и 20-го века.

🧡 В 20 веке любовь и увлечение духовной музыкой были скорее изыском и признаком индивидуальности. К примеру, Арво Пярт и его тинтиннабули. Пярт пишет совсем духовную музыку, религиозную, а тогда была совершенно другая ситуация. В мессе Моцарта нет Agnus Dei, отсутствует довольно большая часть Credo и Sanctus.

🎶 В 20 веке мессу пытались и дописать в стиле Моцарта, с большим или меньшим приближением к его черновикам. Из исполнений самое интересное было сделано не так давно — это Марк Минковски и оркестр «Музыканты Лувра». Это представитель движения исторически-информированного исполнительства: аутентизм пытается не только воссоздать правильные темпы, правильные тембры путем использования инструментов и строя того времени, но и передать в интерпретации какой-то смысл, который закладывался в это произведение.

❓ Чем интересна эта запись?

🔊 Она несет на себе оттенок совершенно намеренной рутинности, который делает ее очаровательной. Любая месса рано или поздно становится рутиной — даже если это великая музыка, и на двадцатый раз каждый из музыкантов и хористов думает, как бы побыстрее все это закончить и пойти есть бутерброд. Этот намеренный оттенок рутинности, который создается чуть более быстрым темпом — музыканты как бы ускоряют мессу, чтобы поскорее ее закончить — создает совершенно очаровательное и живое впечатление.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Большая месса до минор» (Марк Минковски и оркестр «Музыканты Лувра»).
Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 8 минут (с 2:41:53)

🔉 Есть и другие записи, например, религиозный пафос и пыл Гардинера, который отнесся к этой музыке с религиозным фанатизмом.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Большая месса до минор» (Джон Элиот Гардинер).
Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 52 минуты

Собор Святого Петра, Зальцбург

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Второе большое духовное произведение Моцарта «Реквием» также осталось незавершенным, тем не менее, оно является чуть ли не самым известным. Может быть, более известна только ария «Царица Ночи». Давайте узнаем, как оно создавалось.

✍️ Моцарт работал над ним перед смертью, которая, кончено же, была вызвана не отравлением, а не вполне здоровым образом жизни. Моцарт работал «как проклятый», рано или поздно при таких нагрузках организм дает сбой. Моцарт стал пухнуть, и болезнь пришла в терминальную стадию вскоре после того, как он начал «Реквием».

🎼 Есть большой соблазн трактовать «Реквием» как послание самому себе. Кто-то говорит, что Моцарта отравили, хотя в те времена медицина была такая, что нужно было очень хорошее здоровье, чтобы пережить лечение — чего стоит одна ртуть. Судя по всему, методы венской медицины Моцарта окончательно и добили.

⚡️ Благодаря Пушкину и Римскому-Корсакову росло противопоставление Моцарта и Сальери: «бездарный и завистливый отравил гения». Но это не соответствует действительности — это худший вид популяризации классической музыки. Заинтересовать широкие народные массы историей, какой-то совершенно выдуманной, неправдивой, чтобы они якобы прониклись великой музыкой, которая была создана в таких трагических обстоятельствах — чушь!

♠️ Правда, действительно было одно весьма таинственное обстоятельство — заказчик «Реквиема» неизвестен. Был какой-то таинственный человек, который приходил к Моцарту весь в черном, об этом есть достоверные свидетельства — кто это, так и осталось неясным. Версий множество — узнать это все возможным не представляется. Это породило совсем уж фантастические слухи о том, что Моцарта убили его же братья-масоны, за то, что он раскрыл какие-то секреты в «Волшебной флейте», но это совершенно противоречит нравам того времени.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием».
Аудиоплейлист на Ютубе

Итак, Моцарт умер, «Реквием» не дописан. Что же произошло дальше?

🎼 Сначала жена Моцарта Констанция просит дописать произведение композитора Йозефа Эйблера, который был тогда хорошо известен в Вене. Он берется и практически тут же отказывается, так как понимает, что эта работа ему не по силам. И тогда Констанция обращается к ученику Моцарта — Францу Ксаверу Зюсмайеру, который не просто учился у Моцарта (и одновременно, кстати, у Сальери), но и жил в их доме около года. Он помогал Моцарту и переписывал ноты для «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты» и вообще хорошо понимал стиль Моцарта и даже обсуждал с ним «Реквием».

Конечно, в более позднее время это породило споры: кто написал «Реквием»? Зюсмайер прожил недолго и умер в самом самом начале 19 века, чуть больше чем через 10 лет после смерти Моцарта. И все же большую часть произведения Моцарт сочинил сам, а Зюсмайер дополнил.

🎵 Причины посмертной славы тоже достаточно случайны. В случае с Моцартом они абсолютно точно связаны с качеством музыки, в отличие, например, от Баха, который был сразу забыт, а произведения после смерти не игрались. Моцарта продолжали играть, он сразу вошел в репертуар театров. Моцартовские сонаты играли Бетховен, Шопен, Брамс, Рахманинов, Стравинский. Их до сих пор играет каждый современный музыкант. Даже современный композитор Борис Филановский на одной из лекций про звук в «Александринке» играл 8-ую сонату Моцарта — Моцарт в каком-то смысле стал одной из фигур, которая сформировала канон.

Невозможно определить, кто написал музыку «Реквиема»: что в ней написал Моцарт, что — Зюсмайер, потому что это все потерялось в поле времен. Осталось не так много черновиков, но в 20 веке была попытка очистить реквием от зюсмайеровщины, предпринятая Ричардом Мондером, и это действительно весьма и весьма интересная версия. Давайте узнаем, что необычного в самом «Реквиеме»?

1️⃣ Во-первых, в нем совершенно напрочь отсутствуют виртуозные моменты, виртуозные части. С музыкальной точки зрения это не такое сложное произведение. Допустим, «Реквием» Верди надо петь как оперу Верди, в той же эстетике. «Мессу до минор» Моцарта надо петь как арии из его опер, потому что действительно они очень похожи по стилю. А «Реквием» Моцарта, пожалуй, надо исполнять так, как исполнялись мессы в прежние времена, как, например, «Страсти по Матфею» Баха.

2️⃣ Во-вторых, «Реквием» Моцарта очень эмоциональный, там нет такого эффекта бесконечного дления состояния, который можно найти в барокко. Это присущая музыке конца 18 века выразительность. Это произведение в высшей степени необычное, можно даже сказать, что это «полу-Моцарт, полу-нет».

🕰 Премьера уже написанного «Реквиема» состоялась в 1793 году. Это произведение Моцарта не только не забыли, но такое впечатление, что с течением времени о нем помнили все больше и больше. Где его только не было: и в театре, и в кино, и исполнение на сцене. Теодор Курентзис в прошлом году в Санкт-Петербурге решил сказать свое новое слово в трактовке «Реквиема» Моцарта, исполнив перед ним пару греческих гимнов своим хором «musicAeterna», но это уже довольно спорный постмодернистский взгляд на Моцарта. Мы послушаем две версии: зюсмайеровскую и ту, которую пытались приблизить к оригиналу.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием» (версия Зюсмайера).
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 47 минут

Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием» (версия Мондера).
Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

👉 Какая из двух трактовок вам кажется более близкой по духу к самому Моцарту?

Давайте подведем промежуточные итоги нашего объемного урока.

👤 Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. В пять лет Моцарт уже сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал за ним на бумаге. Благодаря постоянным путешествиям по Европе с музыкальными выступлениями, Моцарт быстро заработал репутацию исполнителя-виртуоза и гениального композитора.

🎵 Мы обсудили оперу Моцарта «Волшебная флейта», которая была написана и поставлена в 1791 году. Опера выстроена так, что каждое событие в момент, когда оно происходит, для персонажа имеет один смысл, но на самом деле он совершенно другой. Все идет к добру, все кончается хорошо.

❤️ Мы поговорили об опере Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник», написанной для Пражского Национального Театра в 1787 году. В этой опере можно делать акценты на разные грани смысла (можно показать Дон Жуана злодеем, а можно — несчастным и запутавшимся человеком. В опере есть некоторое очарование незавершенности, какое-то постоянное внутреннее движение, здесь сложная алхимия чувств, которыми персонажи реагируют на события, все это очень напоминает жизнь, когда мы сами что-то переживаем и по-разному ведем себя в различных обстоятельствах.

👰 Мы обсудили оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», написанную в 1786 году и впервые поставленную в мае того же года в венском «Бургтеатре». Либретто Лоренцо да Понте создано по одноименной пьесе Бомарше. В «Свадьбе Фигаро» необычно то, что эта опера итальянская, но в ней идет отказ от традиционной итальянской увертюры: здесь Моцарт оставил только быстрые динамичные части — они не останавливаются, как и действие оперы. Также здесь есть некая слитность действий, единство номеров, их очень логичное и последовательное развитие. Моцарт показал в ней свое владение искусством создать, подобрать и связать вместе эти фрагменты.

🎼 Мы поговорили об опере Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», написанной в 1789–1790 годах. Здесь наибольший интерес представляют ансамбли, в которых Моцарт достиг невероятных вершин и сложности. В ней меньше контрастов, чем в любой другой моцартовской опере.

👑 Мы поговорили об опере Моцарта «Идоменей, царь критский», законченной в 1781 году, когда Моцарту было 23 года. Здесь Моцарту так же удалось продемонстрировать свое феноменальное ансамблевое мышление. Опера привлекает внимание к барочной музыке и движению исторически информированного исполнительства.

🎵 Мы обсудили зингшпиль «Похищение из сераля» и послушали арию Осмина из этой оперы, где разные певцы берут нижнее ре. В музыке оперы ярче всего проявлено любовное чувство. Здесь очень яркие и объемные характеры, которые написаны с большим юмором, и юмор этот вовсе не пошлый.

🎶 Мы поговорили о двух больших духовных произведениях Моцарта — о «Большой мессе до минор» и «Реквиеме». «Большая месса до минор» закончена не была, и начиная с 18 века она была исполнена 1 раз — в Зальцбурге, в соборе Святого Петра, в 1793 году, потом до 1901 года не исполнялась.

⭐️ «Реквием» Моцарта является чуть ли не самым известным произведением композитора. В нем совершенно напрочь отсутствуют виртуозные моменты, виртуозные части. Он очень эмоциональный, здесь нет такого эффекта бесконечного дления состояния, который обычно можно найти в барокко.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;