Вольфганг Амадей Моцарт
Зингшпиль «Похищение из сераля»
После успеха зингшпиля «Похищение из сераля» Моцарта стали воспринимать не как вундеркинда, а как состоявшегося композитора. Узнаем, как так произошло.
В завершение разговора об операх Моцарта мы послушаем его ранний триумф — оперу, точнее зингшпиль «Похищение из сераля».
❓ Чем отличается зингшпиль от оперы?
🗣 В зингшпиле, в отличие от оперы, есть разговорные диалоги. Это форма, которая родила в последствие венскую оперетту, она генетически связана с музыкальными театрами или мюзиклами. Чаще всего сюжеты там были куда менее серьезными, чем в операх. Среди всех музыкально-театральных жанров зингшпиль считался, с одной стороны, исконно австрийским жанром, а с другой, чем-то совершенно несерьезным развлекательным.
🕰 На момент 1782 года жанр был не то, что в упадке, но все композиторы, которые были тогда в моде, редко обращали свое внимание на зингшпиль. Например, для Антонио Сальери этот жанр был вообще непонятен и совершенно чужд. Как и многие итальянцы, он был горд своим корнями, и для него писать такую ерунду было бы оскорбительно.
👤 Было бы это странно и для Глюка, который к тому моменту уже находился в почтенном возрасте, под 70 лет, и прославился opera seria, повернув оперу лицом к драме. Опера во время молодости Глюка, во многом благодаря обожествлению кастратов, стала приобретать характер спортивных состязаний. И красота, и изящество мелодии и ее исполнения совершенно затмили смысл действия.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
→ Нижнее ре в исполнении разных певцов. Ария Осмина «Похищения из сераля».
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Давайте узнаем, почему опера и зингшпиль настолько далеки друг от друга.
🎵 Бывало так, что оперы создавались к каждому сезону, и редкое название держалось больше 5–7 сезонов. Тем не менее, гастролирующие певцы (в основном это были кастраты) находили некоторые арии весьма удачными для своего голоса, и вне зависимости от того, какую оперу они исполняли, они показывали в ней лучшее, что может их голос, пусть это и шло в абсолютный разрез с действием.
🎶 Могло быть даже так: играет увертюра, потом появляется роскошно одетый кастрат и поет арию совершенно другой оперы. После чего начинается действие заявленной в концерте оперы — той, к которой была написана эта увертюра. Но так как музыка сама по себе была далека от сюжета и от смысла, то это совершенно принималось.
👑 Император Иосиф II (король Германии, избранный императором Священной Римской империи) был большим любителем музыки и очень ратовал за развитие зингшпиля. Этот жанр был близким и понятным ему и содержал в себе какое-то ядро австрийской культуры. Об этой любви императора к зингшпилю было очень хорошо известно, и Моцарт (который был тогда совсем молод — ему было 26) очень надеялся, что у него получится добыть себе императорский заказ, что значило очень хороший заработок.
❤️ Моцарт тогда был влюблен в Констанцию Вебер, и эта влюбленность закончилась очень удачно — женитьбой. Естественно, на жизнь светскую, а тем более на жизнь семейную, нужны достаточно большие средства, и фортуна благоволила Моцарту в этот раз.
Давайте немного поговорим о том, как опера «Похищение из Сераля» была встречена публикой и какие музыкальные особенности есть в этом произведении.
⭐️ В итоге Моцарту везет — Император прекрасно знает о том, что он пишет этот зингшпиль и планирует его показать к визиту Павла I, который как раз совершает свое большое европейское путешествие. Однако сначала путешествие откладывается, потом для путешествия выбираются другие произведения. Тем не менее, Моцарт дописывает оперу, и премьера проходит с оглушительным успехом летом 1782 года: зал забит до отказа на каждом представлении.
❓ Какую роль зингшпиль «Похищение из Сераля» сыграл в судьбе Моцарта?
🔆 Слава Моцарта растет, и примерно в это время — после успеха — и в глазах общественности, и вообще музыкальной истории, он превращается из феноменально-одаренного вундеркинда в настоящего большого композитора. Среди вундеркиндов немало тех, кто растерял свой талант к 20 годам, даже прославившись. У людей могут рано проявится способности, но это не гарантия того, что они в дальнейшей жизни как-то будут реализованы.
✨ Моцарту в этом смысле чрезвычайно крупно повезло: замученных детей, которые проявляли хоть какой-то интерес то ли к инструменту, то ли к музыке, и родители которых начинали жестокую муштру, глядя преимущественно на Моцарта, чаще всего не ждало ничего хорошего. Тогда практически не существовало исполнительства отдельно от композиции. В человеке должно было быть это творческое начало, которое бы дальше его вело. Зато муштра пригодилась в 20 веке, когда композиторов затмили исполнители — в славе, своих гонорарах и даже информационном поле — о печальной ситуации нынешних дней мы сейчас не будем, а просто послушаем очаровательное «Похищение из Сераля».
🇹🇷 Эта история с тюркскими мотивами, тогда было модно все турецкое. У Моцарта есть «Турецкий марш», который в оригинале был написан для фортепиано с так называемыми янычарскими педалями яниссари. Это специальная педаль, к которой крепились колокольчики.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. «Турецкий марш».
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Как работает механизм янычарских педалей (1815).
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
❓ Что же в этой опере замечательного?
❤️ Если говорить о музыке, то в ней ярче всего проявлено любовное чувство. Вспоминается Фаина Раневская в небольшой чеховской сцене, где она читает рассказ и постоянно повторяет: «Ах, это биографическое». Моцарт — это уже вполне биографическое, но естественно пропущенное через призму того, как было принято писать музыку в его время.
🔐 Вот такое биографическое как раз чаще всего остается в истории, а всяческие излияния, крики и порывы души — даже если их автор обладает большим дарованием, все равно чаще всего тонут в пучине времени. Ведь форма, как показывает нам классицизм, это важнейшая составляющая искусства как такового. Естественно, уже в 20 веке появляются некоторые оговорки на этот счет, но в разговоре о Моцарте это однозначно так.
🎭 Характеры в этой опере очень яркие, очень объемные и написаны с большим юмором, и юмор этот вовсе не пошлый. Позднейшие исследователи часто упрекали Моцарта в пошлости, имея ввиду его непристойные письма, но чувство вкуса и чувство меры были у него совершенно замечательным. Даже если мы сейчас посмотрим какую-нибудь недавнюю, но вполне исторически достоверную постановку, все равно мы не сможем не поддаться очарованию и яркости этой музыки.
⚡️ → Вольфганг Амадей Моцарт. «Похищение из сераля».
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 часа 3 минуты
→ Эдита Груберова. Ария Констанцы.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день