angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вольфганг Амадей Моцарт

Зингшпиль «Похищение из сераля»

После успеха зингшпиля «Похищение из сераля» Моцарта стали воспринимать не как вундеркинда, а как состоявшегося композитора. Узнаем, как так произошло.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

В завершение разговора об операх Моцарта мы послушаем его ранний триумф — оперу, точнее зингшпиль «Похищение из сераля».

❓ Чем отличается зингшпиль от оперы?

🗣 В зингшпиле, в отличие от оперы, есть разговорные диалоги. Это форма, которая родила в последствие венскую оперетту, она генетически связана с музыкальными театрами или мюзиклами. Чаще всего сюжеты там были куда менее серьезными, чем в операх. Среди всех музыкально-театральных жанров зингшпиль считался, с одной стороны, исконно австрийским жанром, а с другой, чем-то совершенно несерьезным развлекательным.

🕰 На момент 1782 года жанр был не то, что в упадке, но все композиторы, которые были тогда в моде, редко обращали свое внимание на зингшпиль. Например, для Антонио Сальери этот жанр был вообще непонятен и совершенно чужд. Как и многие итальянцы, он был горд своим корнями, и для него писать такую ерунду было бы оскорбительно.

👤 Было бы это странно и для Глюка, который к тому моменту уже находился в почтенном возрасте, под 70 лет, и прославился opera seria, повернув оперу лицом к драме. Опера во время молодости Глюка, во многом благодаря обожествлению кастратов, стала приобретать характер спортивных состязаний. И красота, и изящество мелодии и ее исполнения совершенно затмили смысл действия.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Нижнее ре в исполнении разных певцов. Ария Осмина «Похищения из сераля».
Аудио-пример: https://www.youtube.com/watch?v=6oRU4FbB0iM&feature=youtu.be
Время прослушивания: 3 минуты

Давайте узнаем, почему опера и зингшпиль настолько далеки друг от друга.

🎵 Бывало так, что оперы создавались к каждому сезону, и редкое название держалось больше 5–7 сезонов. Тем не менее, гастролирующие певцы (в основном это были кастраты) находили некоторые арии весьма удачными для своего голоса, и вне зависимости от того, какую оперу они исполняли, они показывали в ней лучшее, что может их голос, пусть это и шло в абсолютный разрез с действием.

🎶 Могло быть даже так: играет увертюра, потом появляется роскошно одетый кастрат и поет арию совершенно другой оперы. После чего начинается действие заявленной в концерте оперы — той, к которой была написана эта увертюра. Но так как музыка сама по себе была далека от сюжета и от смысла, то это совершенно принималось.

👑 Император Иосиф II (король Германии, избранный императором Священной Римской империи) был большим любителем музыки и очень ратовал за развитие зингшпиля. Этот жанр был близким и понятным ему и содержал в себе какое-то ядро австрийской культуры. Об этой любви императора к зингшпилю было очень хорошо известно, и Моцарт (который был тогда совсем молод — ему было 26) очень надеялся, что у него получится добыть себе императорский заказ, что значило очень хороший заработок.

❤️ Моцарт тогда был влюблен в Констанцию Вебер, и эта влюбленность закончилась очень удачно — женитьбой. Естественно, на жизнь светскую, а тем более на жизнь семейную, нужны достаточно большие средства, и фортуна благоволила Моцарту в этот раз.

Давайте немного поговорим о том, как опера «Похищение из Сераля» была встречена публикой и какие музыкальные особенности есть в этом произведении.

⭐️ В итоге Моцарту везет — Император прекрасно знает о том, что он пишет этот зингшпиль и планирует его показать к визиту Павла I, который как раз совершает свое большое европейское путешествие. Однако сначала путешествие откладывается, потом для путешествия выбираются другие произведения. Тем не менее, Моцарт дописывает оперу, и премьера проходит с оглушительным успехом летом 1782 года: зал забит до отказа на каждом представлении.

❓ Какую роль зингшпиль «Похищение из Сераля» сыграл в судьбе Моцарта?

🔆 Слава Моцарта растет, и примерно в это время — после успеха — и в глазах общественности, и вообще музыкальной истории, он превращается из феноменально-одаренного вундеркинда в настоящего большого композитора. Среди вундеркиндов немало тех, кто растерял свой талант к 20 годам, даже прославившись. У людей могут рано проявится способности, но это не гарантия того, что они в дальнейшей жизни как-то будут реализованы.

Моцарту в этом смысле чрезвычайно крупно повезло: замученных детей, которые проявляли хоть какой-то интерес то ли к инструменту, то ли к музыке, и родители которых начинали жестокую муштру, глядя преимущественно на Моцарта, чаще всего не ждало ничего хорошего. Тогда практически не существовало исполнительства отдельно от композиции. В человеке должно было быть это творческое начало, которое бы дальше его вело. Зато муштра пригодилась в 20 веке, когда композиторов затмили исполнители — в славе, своих гонорарах и даже информационном поле — о печальной ситуации нынешних дней мы сейчас не будем, а просто послушаем очаровательное «Похищение из Сераля».

🇹🇷 Эта история с тюркскими мотивами, тогда было модно все турецкое. У Моцарта есть «Турецкий марш», который в оригинале был написан для фортепиано с так называемыми янычарскими педалями яниссари. Это специальная педаль, к которой крепились колокольчики.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Турецкий марш».
Видео: https://disk.yandex.ru/i/n629MBLLaatqSQ
Время прослушивания: 4 минуты

Как работает механизм янычарских педалей (1815).
Видео: https://disk.yandex.ru/i/-UgmRdW1QdutoA
Время прослушивания: 2 минуты

❓ Что же в этой опере замечательного?

❤️ Если говорить о музыке, то в ней ярче всего проявлено любовное чувство. Вспоминается Фаина Раневская в небольшой чеховской сцене, где она читает рассказ и постоянно повторяет: «Ах, это биографическое». Моцарт — это уже вполне биографическое, но естественно пропущенное через призму того, как было принято писать музыку в его время.

🔐 Вот такое биографическое как раз чаще всего остается в истории, а всяческие излияния, крики и порывы души — даже если их автор обладает большим дарованием, все равно чаще всего тонут в пучине времени. Ведь форма, как показывает нам классицизм, это важнейшая составляющая искусства как такового. Естественно, уже в 20 веке появляются некоторые оговорки на этот счет, но в разговоре о Моцарте это однозначно так.

🎭 Характеры в этой опере очень яркие, очень объемные и написаны с большим юмором, и юмор этот вовсе не пошлый. Позднейшие исследователи часто упрекали Моцарта в пошлости, имея ввиду его непристойные письма, но чувство вкуса и чувство меры были у него совершенно замечательным. Даже если мы сейчас посмотрим какую-нибудь недавнюю, но вполне исторически достоверную постановку, все равно мы не сможем не поддаться очарованию и яркости этой музыки.

⚡️ → Вольфганг Амадей Моцарт. «Похищение из сераля».
Видео: https://disk.yandex.ru/i/u04MLF8_CbG24w
Время прослушивания: 2 часа 3 минуты

Эдита Груберова. Ария Констанцы.
Видео: https://disk.yandex.ru/i/rxGR0zpjmhpdTg
Время прослушивания: 9 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;