Вольфганг Амадей Моцарт
Сонаты номер 8, 10, 11, 12 и до минор
Сонаты Моцарта в исполнении разных музыкантов приобретают образное звучание, и это один из возможных ключей к тому, чтобы понять творческую вселенную композитора. Понаблюдаем за ключевыми произведениями.
Поговорим о 8-й сонате Моцарта и сонате до минор. Давайте узнаем, в каких обстоятельствах появлялась 8-я соната.
✍️ Моцарт написал 8 сонату в 1778 году, когда находился в Париже. Обстоятельства его жизни были тогда печальны: он никак не мог найти постоянный источник заработка, но главное, тогда заболела и умерла его мать. Эта соната часто трактуется как произведение, посвященное этому событию, и это довольно точная в психологическом смысле трактовка.
☝️ Конечно, если мы встанем на сторону музыковедения, нам, скорее всего, придется заключить, что в музыке нет никакого внемузыкального содержания. Да, это, с одной стороны, убережет от ошибки в научном поле, где все должно быть доказуемо и обосновано, а с другой — мы на нем и не находимся. Мы, если говорить высокопарно, занимаемся обогащением души, а на вопрос о ее существовании наука не дает внятного ответа. Однако то, как выстраивается в ракурсе смерти матери вся картина этой удивительной по своей красоте сонаты, довольно сильно свидетельствует в пользу этой версии.
👁 Если взглянуть на сонату через призму этих событий, то картина складывается вполне гармонично. Здесь есть пунктирное вступление ми, ми, ми-ми — это интонация траурного марша. Вспомним похоронный марш Шопена или первую часть 5-й симфонии Малера — это именно та интонация. Музыка восьмой сонаты изящна (изящество — вообще органичное для Моцарта качество), в ней на первый взгляд нет непроходимой мрачности, но даже в светлые мажорные моменты присутствует ощущение скорби.
Сперва разберем 1-ю и 2-ю часть сонаты.
1️⃣🎵 Второй раздел первой части сонаты, начавшись в параллельном ля минору до мажоре, заканчивается безысходно мрачно, что не было в традициях искусства классицизма. Такое могло быть в романтизма, барокко, которое все основывалось на определенных аффектах. Римский-Корсаков, услышав «Страсти по Матфею» Баха в начале 20 века, замечательно сказал об этом: «Барочные композиторы как никто умели длить состояния, это искусство сейчас потеряно». В барокко можно представить медленное разворачивание чувства, которое, по большому счету, не подвергается внутри себя сильным изменениям, хотя и развивается, и сопоставлено с чем-то контрастным. В классицизме же такое невозможно.
➡️ Пример непроходимой мрачности в барокко — это сарабанда Генделя. В классицизме такого нельзя вспомнить: что Гайдн, что Сальери — все они, даже начав в миноре, приходили к свету. Да и в «Дон Жуане» в финальном секстете все хорошо. А финал первой части 8-й сонаты Моцарта трагичен, и это не идет ни в какое сравнение с финалами классицизма.
2️⃣🎶 Вторая часть начинается в медленном темпе, который контрастирует с быстрым темпом первой части. Эта часть наполнена удивительной негой, музыка возвышенна, но это не холодные вершины духа, а что-то очень земное, теплое. Если мы смотрим на всю сонату, как на запечатленные переживание Моцарта по поводу смерти матери, то можно сказать, что это добрые воспоминания о ней, о детстве.
➡️ Вторая часть имеет нестрогую форму: А—B—А1, часть А после средней части повторяется, но завершается совершенно по-другому. Часть А — в фа мажоре, часть B — в до мажоре, что является как бы связью с первой частью сонаты. До мажор, начавшись так же идиллически, как и фа мажор начала второй части, вдруг срывается в минор, и, что удивительно. именно во вторую часть сонаты помещен ее самый трагический момент.
→ Георг Фридрих Гендель. Сарабанда.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
3️⃣🎶 Третья часть снова в ля миноре и снова в быстром темпе. Если давать субъективную оценку, то она напоминает похоронный звон колоколов. В ней как раз есть ощущение катарсиса, с которым скорбь, вызванная каким-то событием, выходит из человека — он переживает облегчение и вместе с тем становится глубже, может быть, мудрее. Такая трактовка может быть избыточно психологизирована, но такое восприятие — одна из возможных точек входа в музыку, один из способов сделать далекое близким, неизвестное и неприступное — понятным.
🔉 Давайте послушаем две трактовки этой сонаты. Первая — уникальное исполнение Марии Юдиной, великой артистки, которая исполняла всю музыку совершенно индивидуально. Второе исполнение — тоже женское, на записи играет пианистка Мария Жуан Пиреш. Это пример того, насколько по-разному великая музыка может звучать в интерпретации больших артистов. Что-то может нравиться больше, что-то меньше, но в цельности художественной концепции им обеим не откажешь. И вообще, интерпретация — это всегда то, на что нужно смотреть с допущением.
→ Мария Юдина. Соната №8 (1 часть)
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
→ Мария Юдина. Соната №8 (2 часть)
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Мария Юдина. Соната №8 (3 часть)
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🔊 А теперь сравним с другой записью
→ Мария Жуан Пиреш. Соната №8.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 20 минут
Послушаем сонату до минор и поговорим о характерных чертах музыки барокко.
🎵 Соната до минор была написана в 1784 году в венский период жизни Моцарта, когда он покинул зальцбургского архиепископа и отправился трудиться на вольные хлеба. Самый интересный момент в этой сонате — отзвуки барокко. Конечно, Моцарт прекрасно знал и барочных композиторов, и тех, кто им наследовал, и ранних классиков. Но здесь есть необычная строгость, сдержанность в проявлении чувств, которая не была свойственна барокко.
📍 Допустим, мужчине начала 18 века было совершенно необходимо держать лицо и строго следовать правилам этикета, как бы он к этому ни относился. Эта строгость есть в музыке Генделя, Баха при всем ее огромном эмоциональном заряде. Это строгость и достоинство, которых не то чтобы у Моцарта не было, но рос он в другое время, и у него совершенно иной темперамент.
🎩 Это можно связать с вступлением Моцарта в масонство, которое произошло, как только Моцарт приехал в Вену — естественно, к своим масонским обязанностям Моцарт относился весьма серьезно. Он переживал всю эту философию совершенствования души. В поздних письмах Моцарт писал о смерти и каким-то образом предчувствовал ее. Эти письма очень философские не в смысле сложности Спинозы или Канта, а в смысле мудрого и глубокого отношения к явлениям мира. Это, конечно, не вяжется с образом эксцентричного гениального остроумного чудака, каким Моцарт представлен в фильме Милоша Формана «Амадей». В этот период, очевидно, начинается новая ступень его эволюции — внутренней и духовной, и эта соната ее вполне отражает.
🎹 Мы послушаем сонату в исполнении Марии Гринберг — удивительной пианистки и непревзойденной исполнительницы музыки барокко и классицизма на советском пространстве, человека огромного таланта. Удивительно, что рояль под ее пальцами очень часто приобретает богатство интонаций, свойственное человеческой речи, а такое редко встретишь даже у самых выдающихся пианистов.
→ Мария Гринберг. Соната №8.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут
Продолжим слушать великолепную Марию Гринберг и услышим ее исполнение фантазии до минор.
🎵 Принято говорить, что фантазия до минор предвосхищает сонаты Бетховена. Это так, но ведь очень многие произведения, например, Гайдна отчасти предвосхищают самые ранние сонаты Бетховена, Это был не единый творческий процесс, где один гений передавал другому эстафету, а скорее квантовый бульон мира искусства, и каждый из композиторов выхватывал из него что-то подходящее.
🎶 Фантазия Моцарта удивительна тем, что в ней есть видимость структуры без наличия этой строгой структуры. Он честно называет ее фантазией, а не сонатой и не сюитой, хотя по чередованию своих контрастов и тем она напоминает сюиту.
🎼 Начинается и заканчивается фантазия одной и той же темой, и равновесие всех контрастных элементов в ней настолько совершенно, что строгость формы не бросается поначалу в глаза. Если говорить о предвосхищении Бетховена, можно сказать что оно произошло с эмоциональной стороны, поскольку контрасты между лирическими и драматическими частями здесь очень сильны и остры. В последней четверти 18 века так писать было не принято, надо было все сглаживать и приводить в единую форму, а здесь, наоборот, контраст почти романтический.
→ Мария Гринберг. Фантазия до минор.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13:20–31:09
В продолжение разговора о сонатах Моцарта обсудим 10-ю, 11-ю и 12-ю сонаты.
🎵 10-я, 11-я и 12-я сонаты Моцарта были написаны в очень небольшой промежуток с 1782 по 1783 год. Они объединены в один опус скорее по факту издания, нежели по смыслу. В то время в жизни Моцарта начался новый период, он, наконец, освободился от службы, но со свободой пришла и некоторая неустроенность. Он искал заказы, создавал новые произведения отчасти в расчете на то, что понравится венской публике, которая была несколько более продвинутой, чем публика Зальцбурга.
🎼 Эти три сонаты очаровательно светские. В них нет ни психологических, ни философских глубин. Эта музыка развлекательная, чрезвычайно занимательная, и если попытаться подобрать какие-то образы к 10-й сонате, то это осторожный вход в новое, непривычное, светское общество.
❓ О чем части 10-й сонаты?
🎶 Первая часть сонаты может быть историей какого-то вечера. Вторая часть в некоторых моментах выразительности напоминает ноктюрн. Третья — просто способствует формированию целостного впечатления.
→ Даниель Баренбойм. 10-я соната Моцарта.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 18 минут
Давайте обсудим 11-ю сонату и узнаем, чем эти сонаты похожи между собой.
🎵 Из 11-й сонаты все знают «Турецкий марш», который часто исполняется отдельно. Вообще в оригинале он назывался не марш, а «Rondo alla turca», то есть «Турецкое рондо». Завершать сонаты маршем было не принято, для этого как раз брали рондо.
⭐️ Так бывает, что какая то часть сонаты или симфонии становится наиболее известной, а все остальные несколько теряют в славе по сравнению с ней. Это можно было бы связать с явлениями массовой культуры, но сделать всю сонату саундтреком к кино невозможно. Зато можно взять какую-то небольшую ее часть, буквально несколько тактов. Так, например, сделал Ларс фон Триер в фильме «Дом, который построил Джек». Режиссер взял не просто музыку, а кадры с Гленном Гульдой, который играет самое начало до-минорной партиты Баха.
🎩 Однако это было принято и раньше. Не то чтобы все блюстители музыкальных салонов или любители музыки были такими большими и тонкими ценителями сонатной или симфонической формы. Они так же, как и мы, использовали музыку для развлечения, для получения удовольствия. И если в музыке был яркий и интересный фрагмент, его играли отдельно. Поэтому традиция играть «Турецкий марш» отдельно достаточно стара.
🎹 По своему духу 11-я соната довольно сильно напоминает 10-ю. Когда подробно разбираешь соседние сонаты Моцарта, становится видно, что часто они устроены похожим образом. У 8-й и 9-й сонат совершенно разное настроение, но какие-то конструктивные элементы, приемы композиции в них схожи. Это отзвук поточного производства музыки, которое появилось вместе с каноном классицизма, то есть задолго до массовой культуры.
→ Даниель Баренбойм. 11-я соната Моцарта.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
10-я и 11-я сонаты устроены похожим образом, а вот 12-я несколько от них отличается. Давайте обсудим, чем и послушаем ее.
🎶 12-я соната выглядит более цельной, в ней есть некое предчувствие Бетховена. Здесь можно найти предощущение романтического принципа органического единства.
→ Даниель Баренбойм. 12-я соната Моцарта.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
👉 Что вы слышите в сонатах Моцарта, что они напоминают вам?
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день