Вольфганг Амадей Моцарт
Симфонии номер 23 и 40 и струнные квартеты
40-я — самая известная симфония Моцарта, а 23-ю он написал всего в 17 лет. Разберем их строение и поговорим о струнных квартетах композитора.
Обсудим две симфонии Моцарта — 23-ю и самую известную — 40-ю. Давайте послушаем и обсудим симфонию №23.
🎵 23-ю симфонию Моцарт написал в 1773 году, когда ему было 17 лет. С одной стороны, эта симфония очень типична для своего времени, с другой — необычна. Ее необычность в том, что она предполагалась как произведение, которое исполняется одним большим куском, но в этом куске есть три контрастные части.
🕐 Симфония очень небольшая по длительности, всего 10 минут. Контрастные части — это традиционно быстро — медленно — быстро, и переходы между этими частями очень гладкие: между второй и третьей частями переход практически незаметен. Этой симфонии далеко до одночастной сонаты Листа и тем более до одночастной симфонии Скрябина.
❓ Ее иногда называют увертюрой, но в нотах сохранился автограф sinfonia — как так получилось?
➡️ Навряд ли это были сознательные эксперименты с формой: Моцарту 17 лет, он дико талантлив, работается ему легко, у него уже большая слава, и, скорее всего, он что-то задумал, начал писать, но получилось не так, как он задумал. Поэтому симфония такая небольшая по длительности.
🎶 Несмотря на отсутствие жестких границ между частями, там обязательно делают паузы. И в этих паузах кто-то непременно пытается хлопать (и его, конечно, проклинают до 10 колена). С одной стороны, здесь нет жестких границ, с другой — к этой симфонии, как и ко всем ранним симфониям Моцарта, подходит гетевское определение, что они составлены как печенье или как бисквитный торт.
💫 Здесь нет органического единства, которое мы услышим в 40-й, но все равно есть небольшие очаровательные детали, которые делают эту музыку интересной. К примеру, в первой части постоянные вопросы и ответы: мелодия ведет диалог сама с собой.
📍 Кстати, особенно сложных тем здесь нет, они подвергаются разработке, и она происходит, но органического единства пока что не слышно.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония №23.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
А теперь мы обсудим, пожалуй, одно из самых известных произведений Моцарта — симфонию №40.
✍️ 40-я симфония Моцарта была написана в 1788 году, к этому времени Моцарт был уже взрослым человеком и зрелым композитором. Вторая редакция сделана в 1791-м, но она не касалась основополагающих вещей — гармонии и устройства, она была доинструментована — добавился кларнет.
🌟 Это одно из самых известных произведений Моцарта, и у многих меломанов и просто любителей музыки эта симфония вызывает тоску. Поп-классика, которая чуть ли не хуже увертюры к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль» (которая получила известность в том числе благодаря рекламе). Но от своей широкой популярности эта музыка не стала хуже, наоборот, она прекрасна, в том числе, поэтому и стала столь известной.
❓ Чем симфония №40 отличается от любой другой более ранней симфонии Моцарта?
🎼 Она чрезвычайно сложна по своему устройству. В ней 4 части, в каждой из которых достаточно сложная структура, и это нельзя не заметить. При этом это не давящая сложность, у нас остается ощущение и цельности, и легкости. Эта симфония в полной мере соответствует теории органического единства. Части не связаны между собой так, как, например, в 12-й сонате Моцарта, но следы каждой части мы можем заметить в другой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте подробнее обсудим части симфонии и послушаем ее целиком.
🎼 Сочинение музыки во времена написания 40-й симфонии, несмотря на все слова про гениальность и органичность, — это отчасти комбинаторика. К примеру, можно услышать, что начало третьей части — это немного переделанное начало первой части, и одновременно с этим оно достаточно сильно напоминает начало фортепианного концерта Шумана.
🎻 Вторая часть симфонии тоже сделана удивительно. С одной стороны, в ней как будто не хватает какого-то солирующего инструмента или голоса, ноты сгруппированы по две и рисуют идеальный аккомпанемент. С другой — все равно в ней есть ощущение цельности.
🎹 Финал симфонии далеко не жизнеутверждающий. Она началась в миноре и закончилась в миноре — по ощущению практически внезапно. В отношении связи частей музыковеды, конечно, нашли и похожесть побочной партии первой части с побочной партией третьей части, они писали о том, что менуэт звучит как марш, и видели во всем этом предвестие романтизма.
🕰 Действительно, 40-я симфония Моцарта вполне могла бы быть написана в начале 19 века на заре романтизма. Она была бы несколько необычной, но не анахроничной. Самое ценное в ней даже не прекрасная мелодия или прозрения, которые чрезвычайно интересно рассматривать, глядя на процесс развития музыки будто бы сверху. Самое интересное — это то, как удивительно сделана эта подвижная структура.
🔉 Воспринимая симфонию во времени, мы действительно можем почувствовать гармонию, сравнимую с гармонией палладианской архитектуры. Эту симфонию многие знают и слышали, но многие ли понимают ее ценность? Наверное, это один из философских камней музыки того периода венского классицизма и одно из самых совершенных ее творений. Давайте послушаем эту симфонию в исполнении Леонарда Бернстайна.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония №40.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 31 минута
Теперь поговорим о струнных квартетах Моцарта.
🎶 Моцарт написал достаточно много струнных квартетов, и с эволюцией их стиля ситуация примерно такая же, как с ранними симфониями: это очаровательная светская музыка. Если вы слышали один, считайте, что слышали их все. Но начиная с 14-го можно увидеть, как квартет приобретает серьезный характер.
🎵 Пять квартетов — с 14-го по 19-й — посвящены Йозефу Гайдну — великому предшественнику Моцарта и человеку, который своим творчеством создал классицизм как явление. Гайдн повлиял и на симфонию, и на сонату, и, конечно же, на жанр струнного квартета. Принято считать, что симфония годится для отображения больших музыкальных идей, тогда как квартет скорее подходит для чего-то одновременно более частного и более глубокого. Если допускать такое сравнение, то симфония — это масштабный звук, большой зал, а квартет — это гостиная, совершенно другая атмосфера и другие средства выразительности.
🎼 В квартете есть возможность играть тонкими оттенками, показывать филигранное владение композиторским мастерством. Если проводить аналогии с живописью, можно сравнить симфонию с красочной пышной картиной, а квартет — это тонкий и изящный рисунок карандашом. Давайте послушаем 7-ой квартет Моцарта.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет №7.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут
Давайте послушаем и обсудим 15-й квартет Моцарта, который также посвящен Гайдну, а также поговорим о жанре квартета.
♠️ 15-ый квартет написан в ре миноре, он не является непроходимо мрачным, но в целом повествует о смерти. Это не эмоциональная скорбь, как у Шопена, например, все-таки это классицизм, поэтому здесь должна быть форма. Здесь очень строги правила языка, принятые обороты скорби, которые, кстати, можно найти не только в гайдновской музыке.
🔉 На 8-й минуте есть момент, когда голоса накладываются друг на друга, он очень напоминает начало «Stabat Mater» Джованни Перголези (1710–1736), одного из красивейших и самых печальных произведений мировой музыки. Это как бы словарь скорби, который пропущен через призму классицизма, через его формальные правила. Ведь суть академического искусства в том, чтобы научиться канону и, с одной стороны, его превзойти, а с другой — создать что-то, что превзойдет произведения, которые были созданы по этому канону раньше. При этом необходимо этот канон немного изменить, расширить, усовершенствовать, но так, чтобы он остался узнаваемым.
💬 15-й квартет принято трактовать как размышления о жизни и смерти, об их борьбе, о том, что одно не существует без другого. И действительно, настроение, которое появляется во 2-ой части, совершенно мистическое.
❓ Почему квартет часто называют «интеллектуальным жанром»?
🎼 Мы уже послушали 40-ю симфонию и восхитились ее красотой и сложностью, а в этом квартете, кроме красоты и сложности, которая очевидна даже тому, кто впервые его слушает, есть то-то еще... Какая-то тайна, загадка.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет №15.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 33 минуты
Поговорим о 19-м квартете Моцарта.
🎶 19-й квартет Моцарт назвал «Диссонантным», что очень необычно для произведения. Сравните с другими названиями, например, «Пасторальная симфония» Бетховена, или «Патетическая соната», или соната «Буря». «Диссонантный квартет» несколько выделяется на их фоне. Зачем? Это несколько провокативный, но вполне изящный ход, тем более, что первая часть этого квартета действительно полна диссонансов — не в том виде, в котором мы могли бы услышать их у додекафонистов, а просто гармоний, требующих разрешения — вопросов, которые не получили ответа.
🎼 В гармоническом отношении это произведение очень смелое. Здесь много гайдновских аллюзий и ровный пункт виолончели, который долгое время остается ритмически почти неизменным, но все эти вещи обычные. А на то, чтобы написать такое количество диссонансов и не дать никакого разрешения, нужна, во-первых, большая фантазия, во-вторых, смелость.
🎻 Смелость была еще и в том, что квартеты, посвященные Гайдну, были чрезвычайно сложны для исполнения,особенно 19-й, который написан, по иронии, в самой простой тональности до мажор. И вопросы возникали не только у любителей, но и у профессионалов, которым не всегда удавалось их исполнить.
🗣 Был даже случай, который описала в своих воспоминаниях Констанция, будучи уже вдовой Моцарта. Когда Моцарт отправил ноты 19-го квартета в Италию, их вернули оттуда, сказав: «Простите, в нотах допущено слишком много опечаток».м Для большинства музыкантов того времени это была музыка, непредставимая по сложности. Сейчас сыграть их не составит труда для выпускников консерваторий или музыкального училища, но в то время это был настоящий прорыв. Такой сложности в камерной музыке и в камерных квартетах не было еще долго. Что-то похожее начинает появляться у Бетховена, но не раньше.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет №19.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 39 минут
👇 Давайте сравним квартеты Моцарта с тем, что мы уже слушали у него — симфониями и сонатами. Чем, на ваш взгляд, уникален этот жанр? Какой из квартетов вас зацепил и почему?
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день