angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модест Мусоргский

Биография и начало творческого пути

Мусоргский — самородок. Он был блестяще образован и достаточно грамотен музыкально, но образованием не объяснить, почему его произведения выходили настолько живыми. Посмотрим, как складывалась жизнь композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем с цитаты Чайковского: «Какой-нибудь Мусоргский и в самом своем безобразии говорит языком новым. Оно некрасиво, да свежо». Давайте познакомимся с биографией композитора.

👤 Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в деревне Карево Псковской области в дворянской, но очень небогатой семье. Род Мусоргских вел свою историю от князей Смоленских, тем не менее, знатное происхождение не гарантировало достатка. Нельзя сказать, что семья была совсем бедной — у родителей получилось отправить детей на учебу в Петербург. Отец Мусоргского имел должность коллежского секретаря (10-й чин в табеле о рангах, небольшая административная должность), а его мать была дочерью губернского секретаря.

➡️ Чтобы понять, как это воспринималось в обществе, вспомним романс Даргомыжского «Он был титулярный советник…» на слова Петра Вейнберга:

Он был титулярный советник.
Она — генеральская дочь.
Он скромно в любви объяснился, —
Она прогнала его прочь,
Она прогнала его прочь.

Пошел титулярный советник
И пьянствовал целую ночь.
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь,
Генеральская дочь, генеральская дочь!

А. Даргомыжский. «Титулярный советник»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/OyisqcyBD-npVQ
Время прослушивания: 1 минута

📍 Конечно, в советское время этот романс воспринимался как сатира на классовое общество, но во времена Даргомыжского это было не более чем просто наивно. Такую разницу в положении сейчас даже не представить. Родители Мусоргского относились к прослойке некрупного чиновничества.

🎓 Мусоргский и его брат, как было приято в дворянских семьях, первое время получали хорошее домашнее образование. А в 1849 году были отправлены в Петербург в «Петришуле» — одно из старейших учебных заведений в России, основанное в 1709 году. Оно существует до сих пор и расположено в том же здании на Невском проспекте. Мусоргский учился первое время там, а потом, оставив школу, поступил в Николаевское кавалерийское училище — его окончание давало возможность достойной для дворянина карьеры военного.

📚 В этом училище была хорошая программа: там изучали не только военное дело, фортификацию, артиллерию, тактику, но и предметы, которые сохранились в общеобразовательной школе: физику, химию, географию. Часто французский и немецкий были обязательны к изучению. Были и уроки Закона Божия, где как раз состоялось знакомство Мусоргского с церковной музыкой. Преподаватель, отец Крупский, был весьма образованным человеком, и кроме русской и европейской церковной музыки Мусоргский также изучил латынь и греческий.

⚔️ Прослужив некоторое время в Преображенском полку, он уходит с военной службы, выбирая службу чиновничью. Лихость и молодцеватость, которых требовала сама идея военной службы, очень хорошо совпадали с идеей о том, каким должен быть юный дворянин того времени. Но эта служба не вполне подходила Мусоргскому по темпераменту. Поэтому он стал чиновником и прослужил им всю жизнь: последняя должность — столоначальник в Лесном ведомстве, то есть начальник небольшого подразделения ведомства. Карьерного успеха на службе у Мусоргского не было, ведь служба была способом заработать на жизнь, а интересовала его музыка.

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В юности Мусоргский знакомится с Балакиревым и входит в его кружок — «Могучую кучку».

👥 Сейчас из «Могучей кучки» мы в основном помним Римского-Корсакова, Бородина и Мусорского. А Цезаря Кюи и Милия Балакирева мы помним скорее по их делам, чем по музыкальному наследию. Из репертуара Балакирева остались, пожалуй, только виртуозные пьесы для фортепиано, а пианисты играют в основном «Исламея» — очень трудное по технике произведение, но в музыкальном отношении не представляющее ничего интересного — там нет никакого развития. Если убрать из него элемент технического блеска, то от этой музыки ничего не останется.

Милий Балакирев. «Исламей»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/co66f9wa1C479w
Время прослушивания: 8 минут

⭐️ Балакирев в то время был главой «Могучей кучки» и обладал высоким даром убеждения, что сыграло с русской музыкой довольно злую шутку. Дело в том, что у Балакирева не было музыкального образования. Он имел большие способности игры на фортепиано, был блестящим импровизатором, имел хорошую память и абсолютный слух, но все это нивелировалось одной чертой его личности, которую можно увидеть и в его музыке, и в его взглядах.

🔥 Балакирев был фанатично верен однажды усвоенным правилам. Сначала он был анархистом, потом увлекся мистицизмом, потом религией — стал фанатичным православным, и концу жизни стал терять критическое восприятие действительности. В 1855 году он познакомился с Глинкой — Глинка произвел на него большое впечатление, но те заветы, которые он усвоил ранее, были для него абсолютной истиной.

Например, он считал, что не может быть симфония написана в ре-бемоль мажоре. Это то, что берет начало из оригинальных старинных трактатов про гармонию еще тех времен, когда даже не был распространен равномерно темперированный строй. Были удачные тональности и неудачные и то, что просочилось через несколько фильтров — истории, индивидуального восприятия некоторых людей — все это Балакирев пытался распространить на всю «Могучую кучку».

📍 Однако он был авторитетом, с ним не отваживались спорить. Балакирев многое знал, многое понимал, несмотря на свои недостатки: «Мы все учились понемногу, / Чему-нибудь и как-нибудь». А Мусоргский изучал музыку под его руководством. Может быть, поэтому Мусорский писал в основном для голоса. Говоря о Мусоргском, мы чаще всего вспоминаем произведения именно для голоса, а там нужны совершенно другие умения — чувство мелодии, умение найти правильную музыкальную интонацию для слова. Нужно хорошее гармоническое мышление — оно было у Мусоргского, несмотря на все обозначенные недостатки: некоторую неумелость в отношении оркестрового письма, невладение контрапунктом.

🎶 Мусоргский хорошо знал, что было до (старая церковная музыка) и после (романтизм). Больше всего он слушал русский романтизма, который тогда только зарождался. А в отношении контрапункта, который является важным ядром во всей традиции классической музыки, он был не очень умел.

Милий Алексеевич Балакирев (1836–1910)

У Мусоргского не очень большое наследие. Он рано умер, а черновиков практически не оставил. Дело в том, что композитор имел обыкновение сочинять все в голове, а потом записывать набело, и мы радуемся тому, что осталось.

🔉 Давайте послушаем раннее произведение — польку «Подпрапорщик», которая была написана им в 13-летнем возрасте и была посвящен однокашникам по училищу. Это была записанная импровизация, которая долгое время считалась утерянной.

Модест Мусоргский. Полька «Подпрапорщик»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/e9pLoSe0iB3t5g
Время прослушивания: 3 минуты

🎶 Почему мы можем его услышать? Это произведение было напечатано, и в 1939 году музыковеду М. Пекелису посчастливилось найти это издание у букиниста. В 1947 году в журнале «Советская музыка», который продолжает существование под названием «Музыкальная академия», вышла его статья про это произведение.

📖 В одной из книг, посвященной Мусоргскому, есть фраза «Мусоргский предпочитал филдовский пианизм листовскому». Яркий пример листовского пианизма — это «Исламей» Балакирева: блеск, виртуозность, белые перчатки под рояль. А Филд — это камерность, интимность, тонкая интонация и большее количество чувства. Эта фраза — очень точное и тонкое наблюдение в отношении Мусоргского. Пустой и лишний блеск, как бы он ни был эффектен и заразителен, не был близок ему.

📍 Мы не упрекаем Листа в пустоте и бессодержательности, но его занимали вопросы бытия в христианской парадигме: вопрос искушения, страсть и воздержание от страсти, бог и дьявол. А характерной чертой произведений Мусоргского является то, что в них очень мало лишнего. Он занимался тем, что заботился о содержании, а не о форме, и все композиции его были подчинены смыслу. а не формальным правилам, на которые он часто смотрел как на что-то необязательное.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;