angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модест Мусоргский

Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки»

«Картинки с выставки» — сборник ярких образцов программной музыки, технология построения которых уникальна. Посмотрим, как появился цикл, и узнаем, что в нем особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» Мусоргский написал в очень короткий срок в 1874 году после посещения выставки своего друга Виктора Александровича Гартмана.

👥 Мусоргский познакомился с Гартманом незадолго до выставки. Гартман был блестящим архитектором, он творил в неорусском стиле во времена эклектики и историзма, когда строгость ампира ушла и стало модным вводить в архитектуру элементы разных исторических зданий и аллюзии на эстетику прошлого. Сейчас это назвали бы апроприацией, но мы скажем, что русские архитекторы строили прекрасные здания в стиле историзма. Неорусский стиль вызвал большие симпатии у всех славянофилов, например, у Стасова, который разбирался не только в музыке, но и в архитектуре, живописи, философии.

🤝 Мусоргский и Гартман оба были добродушными людьми, любили хорошую беседу и хорошую шутку. Но в 1873 году Гартман внезапно умирает в возрасте 39 лет. Это оставило тяжелое чувство в душе Мусоргского. В 1874 году Стасов устраивает в память о Гартмане выставку его рисунков и эскизов. Большинство рисунков были сделаны в путешествиях: там много бытовых сцен и наблюдений. Картины с выставки были проданы, а деньги пошли на помощь семье, поэтому мы можем знать точно лишь шести из них.

✍️ Мусоргский под впечатлением от посещения этой выставки создает цикл пьес для фортепиано, который сам называет сюитой. И все-таки это больше цикл — он слишком объемный, там нет связи с разными видами танцев и нет барочных аллюзий — это смелый изобразительный гармонический язык. Он пишет цикл в очень короткие сроки и исполняет перед «Могучей кучкой», которая одобряет его работу. При жизни Мусоргского этот цикл не приобрел большой известности, тем не менее, у него интересная история оркестровки.

После смерти Мусоргского «Картинки с выставки», как и многие другие произведения, доделывал Римский-Корсаков, у которого были весьма определенные взгляды на искусство. Давайте узнаем, какие именно и кто еще сыграл немаловажную роль в судьбе цикла.

🧐 Римский-Корсаков упрекал Мусоргского в недостаточности композиторской техники и дошлифовывал то, что Мусоргский написал для фортепиано. Но если с оркестровыми произведениями это можно понять (Римский-Корсаков оркестровал «Хованщину»), то здесь такое решение кажется странным — в намеренных шероховатостях, возможно, и состоит очарование музыки.

🎵 «Картинки с выставки» было соблазнительно переложить для оркестра, чтобы придать циклу богатство звучания. Началось все с французского композитора и дирижера Мориса Равеля, который в 1922 году сделал свою оркестровку «Картинок с выставки», не слишком хорошо отражающую замысел композитора, но тем не менее имевшую успех. Она была записана на пластинку, дошла до Советского Союза. Советские музыковеды решили отстоять оригинал и выпустили ноты цикла «Картинки с выставки». Вот тогда это произведение (именно как фортепианное) и вошло плотно в советский, а потом и русский музыкальный обиход. Какие-то пьесы из цикла проходят в музыкальных школах, чему однозначно стоит только порадоваться.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Произведения для фортепиано оркеструют не так часто. Но в «Картинках с выставки» люди интуитивно чувствовали то богатство смысла, которое открывается буквально с первых тактов первой части.

🎶 Первая часть цикла называется «Прогулка». Это потрясающая картина русской жизни, темп здесь неспешный, ритм нестрогий. Как будто сам композитор идет неспеша, добродушно, а вокруг идиллическая картина. Начинает петь один голос, затем делает небольшую паузу, а дальше вступают аккорды — хор как бы подхватывает голос. Богатство чувствуется уже в этих первых тактах: есть ощущение чистого русского духа и всего хорошего, что есть в русской жизни — благость, воля, простор, веселье.

Модест Мусоргский. «Promenade»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/KEjhbMA3P7zk7A
Время прослушивания: 00:00–01:06

👀 Следующая пьеса — «Гном». Картинка к ней не сохранилась, но известно, что на ней были изображены щипцы для колки орехов в виде гнома. К слову, «Щелкунчик» Чайковского тогда еще не был написан. Перед нами предстает образ европейской нечисти. Гномы — существа не из русского фольклора, да и сами картинки Гартмана были не только о России — русских впечатлений было меньше, чем впечатлений от зарубежных поездок. Гном — это злой карлик, который выпрыгивает из-под земли, начинает крутиться, вертеться и потом в последнем пассаже он ввинчивается под землю — туда, откуда он и пришел.

Модест Мусоргский. «Гном»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/KEjhbMA3P7zk7A
Время прослушивания: 01:06–03:29

Дальше снова звучит тема из первой части, «Прогулки». Мы совершаем променад от одной картины к другой, но теперь смотрим на старый замок, поэтому «променад» получается в другой тональности.

🏰 «Старый замок» — это картинка заброшенного замка, в котором когда устраивали балы, звучала музыка и песни. На остинатном басу звучит протяжная мелодия, и все будто бы под пылью. Если не ударяться в мистику, то это воспоминание о жизни, которая была в этих стенах и которой уже больше нет.

Модест Мусоргский. «Старый замок»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/uBGRFWsa1pCcxg
Время прослушивания: 04:14–08:39

🎶 После темы «Прогулки» в другой тональности переходим к картине «Tuileries. Dispute d’enfants après jeux» — «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры». Это пьеса солнечна и совершенно очаровательна. Звуки в верхнем регистре изображают голоса детей, а те, что пониже, — это няньки, которые пытаются их успокоить и у которых ничего не получается. Дети продолжают ссориться, а жизнь в очередной раз побеждает придуманные правила.

Модест Мусоргский. «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/uBGRFWsa1pCcxg
Время прослушивания: 09:01–09:58

Дальше сразу начинается следующая пьеса, которая называется «Bydło» (по-польски «Скот»).

🎵 «Bydło» очень контрастирует с предыдущей пьесой про детей. Здесь мы видим картину народной жизни, которая одинакова и во Франции, и в России, и в Польше — тяжелый труд, не разгибая спины. На картинке к этой части цикла была изображена повозка, запряженная тяжело шагающими волами, а крестьяне в повозке пели песню, в которой была тоска, понятная любому человеку. Тоска от тягот жизни, от вечной неустроенности. Сразу вспоминаются протяжные русские песни без Шопена, без ноктюрнальности. Дальше снова идет тема «Прогулка», но уже в миноре. Здесь она не несет в себе функцию контраста для связи между частями, это просто красочная передача впечатлений: посмотрел на картину и стало грустно.

Модест Мусоргский. «Быдло»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/u0wvmj4re0xaNg
Время прослушивания: 2 минуты

🎶 Затем начинается совершенно очаровательная пятая часть — «Балет невылупившихся птенцов». К ней сохранилась картинка — это был эскиз к балету Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В нем была сцена детского танца, где по традиции воспитанники училища были наряжены в костюмы канареек или в яичную скорлупу.

➡️ Мусоргский потрясающе точно и тонко использует выразительные средства. Это одно из немногих его произведений, которое имеет трехчастную форму A-B-A — это классицизм. Первая часть, которая изображает очаровательные неуклюжие движения, повторяется дважды, потом наступает чуть более строгое и изящное трио, и затем первая часть повторяется снова.

⚡️ Здесь есть контраст между формой и содержанием: форма очень серьезная, содержание — совершенно нет. Мусоргский, как человек хорошо знакомый с балетом, понимает, что в балете главное форма и структура: для балета писали музыку на 2/4 и на 3/4, там обязательно должна была быть иерархия, кордебалет, вариации корифеек, вариации премьеры и вариации этуалей. И вот эти милые невылупившиеся птенчики танцуют в рамках формы А-Б-А.

Модест Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/ely5l5H6A0G0AA
Время прослушивания: 2 минуты

Продолжаем слушать цикл «Картинки с выставки». Теперь перейдем к шестой пьесе, которая в советском варианте называется «Два еврея, богатый и бедный».

🎵 Оригинальное название — «Самуэль Гольденберг и Шмуйле». Картинки к пьесе сохранились и на них действительно изображены два еврея — один из них в расцвете сил и с достатком, а другой — бедный старик. Имя первого — Самуэль Гольденберг — можно перевести как «золотая гора», а Шмуйле — простой вариант имени Самуэль.

🔉 В музыке слышим увеличенную секунду, которая характеризует всю этническую музыку и которую мы с детства воспринимаем как восточный колорит. Сначала говорит богатый еврей — он уверенно и тяжеловесно что-то утверждает. Потом вступают трели в верхнем регистре — они создают ощущение чего-то светлого, пусть и несчастного. Это голос бедного еврея, который говорит дребезжащим тенорком. Дальше две партии звучат одновременно. Судя по окончанию Шмуйле просит о чем-то Гольденберга, тот ему, очевидно, отказывает и говорит в конце: «Я сожалею». Пьеса совсем небольшая, но с потрясающими характерами.

Модест Мусоргский. «Самуэль Гольденберг и Шмуйле»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/eRs6HUyqaG8w6g
Время прослушивания: 2 минуты

🎶 Дальше снова «Прогулка», а затем следующая пьеса — «Лимож. Рынок. Большая новость». Предоставим слово самому Мусоргскому, который сделал в дневнике следующую запись:

«Большая новость: Г-н Пимпан де Панта-Панталеон только что нашел свою корову Беглянку. — Да, сударыня, это было вчера. — Нет, сударыня, это было позавчера. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. Ну нет, сударыня, корова вовсе не бродила, и т. д. Большая новость: Г-н де Пюисанжу только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что г-жа де Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у г-на де Панта-Панталеона мешающий ему нос все время остается красным, как пион».

🔊 Здесь мы слышим суету большого рынка, который не меняет своего ритма. Голоса не стихают, ведь есть большая новость, на которую все отреагировали оживленно.

Модест Мусоргский. «Лимож. Рынок. Большая новость»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/y7Nr0shiPZL_sg
Время прослушивания: 2 минуты

🎵 Следующая пьеса — «Катакомбы. Римская гробница». На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарем в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещенные черепа. Здесь впечатляет оркестровая обработка: пустые аккорды, которые звучат как пустое эхо в катакомбах, речь разносится неявным шелестом, а если, например, что-то спеть, то звук будет долго-долго гулять, как бы истлевая.

🎶 Неявная мелодия передает ощущение изменения времени, показывает, что в подземной архитектуре время словно останавливается, и мы соприкасаемся с голой неприкрытой древностью. Мы будто спускаемся в царство Аида — нас встречают темнота, тусклое освещение, все очень зыбко, и пьеса заканчивается таким же зыбким неустойчивым аккордом.

🖤 Следующему произведению Мусоргский не дал название, его назвал Стасов на латыни: «Cum mortuis in lingua mortua», что переводится как «С мертвыми на мертвом языке». Это вариация «Прогулки» в миноре, что большинство музыковедов трактуют как посвящение самому Гартману. Мусоргский делает своего рода реквием, но разговор «с мертвыми на языке мертвых» кончается радостно. Почему? Потому что Мусоргский находит в этой пьесе своего друга Гартмана. К этой музыке в автографе сделано примечание: «Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились».

Модест Мусоргский. «Катакомбы. Римская гробница» и «С мертвыми на мертвом языке»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/AuTCO2H0wjFlpA
Время прослушивания: 2 минуты

Две последних пьесы отсылают нас к русским темам: это «Баба-Яга» и «Богатырские ворота».

🎵 В «Бабе-Яге» мы видим потрясающее чувство юмора. Картинка, связанная пьесой — это эскиз часов с кукушкой в русском стиле, которые изображают избушку на курьих ножках. А в избушке, как мы знаем, живет Баба-Яга. Начинается пьеса с диссонирующего созвучия, которое отдаленно напоминает нам пьесу «Гном». Здесь есть диссонансы, хроматизмы, которые наводят нас на образы нечистой силы. Мелодия разгоняется: Баба Яга разбегается, прыгает в свою ступу и взлетает. По пути она, конечно же, хромает, что тоже отражено в музыке.

🌪 Взлет и посадка — самое сложное в пилотировании, и здесь ступа ничем не отличается от самолетов и вертолетов: при взлете играет совершенно другая мелодия. Может быть, это вид сверху: Баба-Яга летит в ночи, луна, звезды, внизу колышутся леса, поля. А может быть, это люди в деревеньках смотрят в небо с тревогой. Третья часть повторяет первую, и в конце большая каденция — она заканчивается аккордом, с которого начинается следующая, последняя пьеса — «Богатырские ворота». Баба-Яга летит, летит и словно врезается в эти богатырские ворота.

🎵 «Богатырские ворота» связаны с эскизом Гартмана к архитектурному проекту киевских городских ворот, которые так и не были построены. Это финал всего цикла, и такого финала еще не было в операх Мусоргского — здесь дана большая хоровая народна сцена. Весь цикл начался с Руси, с хора, и заканчивается все тоже хором. Но это не сказочная Русь, не богатыри, не град Китеж, это образ Руси, какой она могла бы быть, если бы не все «но».

Модест Мусоргский. «Баба-Яга» и «Богатырские ворота»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/NLlriu-SuU0qpA
Время прослушивания: 2 минуты

🎧 Мы послушали и подробно обсудили фортепианные версии пьес. Теперь давайте послушаем еще две оркестровки: версию Мориса Равеля, с которой началась всемирная слава этого цикла, и версию французского органиста Жана Гийу.

Модест Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка Мориса Равеля)
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/z2jiZ5M2D67VxA
Время прослушивания: 34 минуты

Модест Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка Жана Гийу)
Видео: https://disk.yandex.ru/i/swfG-qHNoZkTdg
Время прослушивания: 33 минуты

👇 Как вы думаете, что эти переложения для разных инструментов убирают в музыке, а что они раскрывают?

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;