angle-down facebook instagram vkontakte warning

Модест Мусоргский

Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»

Два этих произведения — признанные шедевры мирового искусства, которые успешно ставятся до сих пор. Разберем подробнее их сюжеты и истории создания, а также узнаем, что же в них особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Опера «Борис Годунов» существует в нескольких редакциях. Давайте поговорим, чем они отличаются, узнаем историю постановки оперы, обсудим, в чем ее уникальность, и попробуем разгадать загадку гениальной музыки Мусоргского.

🎵 Две редакции оперы принадлежат самому Мусоргскому, вторая редакция появилась вследствие того, что первую дирекция Императорского театра отвергла. Две принадлежат Римскому-Корсакову, который был свидетелем сочинения оперы и считал, что исправляет те недочеты оперы, которые образовались из-за недостаточной умелости Мусоргского. Еще одна редакция была создана в советское время Шостаковичем. А еще существует две американские версии, которые были сделаны для театра «Метрополитен-опера».

🎭 Премьера состоялась в 1913 году, и в это был достаточно популярный спектакль. Это очень хорошая опера для баса (или баритона) — роль Бориса дает исполнителю раскрыться и как певцу, и как актеру. В середине 1950-х музыку редакции Римского-Корсакова решили сделать ближе к оригиналу. Так как премьеру пел англоговорящий Джордж Лондон, и исполнялась она на английском языке, то для всех последующих постановок перед авторами вставало много вопросов, главный из которых — какие сцены оставлять, а какие — выбрасывать.

➡️ Например, есть две версии сцены с Юродивым, у которого украли копеечку. Первая помещена перед собором Василия Блаженного, где Юродивый говорит Борису, что Богородица не велит за царя-Ирода молиться, а второй вариант, что это происходит под городом Кромы в сцене крестьянского восстания, где толпа глумится над боярином Хрущовым, захваченным ими в плен. Юродивый появляется в ней. Обе сцены оставить невозможно, и если режиссер хороший, то он старается выстроить какие-то смысловые связи, которые будут проходить через все сцены, которые будут работать на втором и третьем уровнях — для этого нужно иметь определенную структуру сюжета.

Второй вопрос касается оркестровки — кого выбирать: Мусоргского или Римского-Корсакова? Насколько искажают язык и мышление автора доработки Римского-Корсакова, насколько какие-то отступления от традиций и норм были умышлено сделаны Мусорским — установить невозможно, остается прислушиваться к художественному чутью.

📝 Мы могли бы это узнать, если бы Мусоргский имел склонность к подробной документации творческого процесса, но таких записей почти нет. А суждения о нем его друзей не всегда отличаются глубиной и точностью — сколько раз в письмах Мусоргского называли идиотом. Почему? Так порой воспринимали человека, который делает что-то необычное и совершенно не приспособлен к тому, чтобы это как-то рекламировать или отстаивать, спорить за право на существование.

Говоря о музыке оперы, надо выяснить, в чем ее необычность, то есть как она такой родилась на свет, и обратить внимание на смысловое содержание оперы.

🎵 По поводу музыки есть версия, что все мелодические и гармонические новшества Модест Петрович почерпнул из музыки Древней Руси. Версия далеко не безосновательная и достаточно хорошо подкрепленная анализом той и другой музыки, но не объясняющая всего. Давайте послушаем музыку Древней Руси.

Кант «Радуйся, Росско земле»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/e3Q8uupxGFkNFQ
Время прослушивания: 2 минуты

Песнь Богородицы («Честнейшую»), знаменное пение
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/HU3AUMZlNsd6Sw
Время прослушивания: 9 минут

✔️ Согласитесь, можно заметить определенное сходство, особенно если мы вспомним хоровые сцены оперы.

🗣 Второе, что делает музыку Мусоргского столь необычной, это внимание композитора к слову и интонациям речи. Мы уже слышали в «Женитьбе», насколько это все умно и тонко замечено, найдено, подчеркнуто. Дело в том, что «Могучая кучка» боролась с консерваторией, с Рубинштейном, с Мендельсоном, олицетворяющим для них все западное, академизм и ученость, которые понимались ими как начетничество. С одной стороны, это отчасти привело к созданию национальной русской оперы. Однако великого в ней не так много: Римский-Корсаков, Мусоргский и «Князь Игорь» Бородина, который вели преимущественно текстом. С точки зрения музыки опера выглядит хорошо, но отрицая западную ученость, члены кружка «Могучая кучка» обедняли свой язык.

➡️ Сейчас самое время вспомнить сюжет оперы и продолжить говорить о концептуальных вещах.

🎶 Глинка — отец русской музыки. Ориентируясь на него, мы ориентируемся на два вектора развития оперы, которые он создал: опера историческая — «Иван Сусанин» и опера сказочная — «Руслан и Людмила». Эти оперы, которые, конечно же, имеют некоторые специфические русские черты, все равно были обработаны в соответствии с духом западной традиции. Они имеют довольно сильное влияние Беллини, Россини, Доницетти. Камерная музыка Глинки имеет связи с Бетховеном, и это было сделано очень талантливо, но Глинка успел взять из огромной традиции далеко не все. И конечно, то, что композиторы «Могучей кучки», несмотря на свои ограничения, сумели создать великое искусство — достойно большого уважения. Этим и объяснятся важность слова в русской опере.

👤 А Мусоргский этих ограничений не воспринял. В нем, по-видимому, был слишком силен голос его собственной интуиции, который подсказывал ему, как обращаться с музыкой, как ее писать. И качество видения, и эта интуиция раскрылись в том, как он рисует всю картину русской жизни.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Бориса Годунова» можно назвать энциклопедией русской жизни.

📽 Есть два фильма, которые можно посмотреть с этой точки зрения. Первый — пушкинский «Борис Годунов», которого недавно перенес в современное время Владимир Мирзоев. Это, конечно, игра с восприятием зрителя, у которого слабеет абстрактное мышление, который не может делать обобщения. А классическая экранизация рассказывает о событиях 1604 года.

🎼 У Мусоргского эта энциклопедия русской жизни еще усилена музыкальными красками. Народ — яркий, красочный, бояре выписаны очень выпукло, мы сразу вспоминаем «Женитьбу» и то, как объемно там даны персонажи. Этот навык Мусоргского расцвел в «Борисе Годунове». Как выглядит мир для людей во власти, как это все в нем устроено, потрясающие контрасты, где все так искусно сплетено, что каждая следующая ступень усиливает воздействие предыдущей.

🎵 Когда Шаляпин пел «Бориса Годунова», и у него были видения убиенного царевича Дмитрия, то сила воздействия на публику была такова, что та вскакивала с мест и начинала вглядываться в угол. Шаляпин был великим артистом, но не надо забывать об огромной силе воздействия Мусоргского.

Федор Шаляпин. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/sbPeso1msEXjXg
Время прослушивания: 5 минут

♥️ Еще один интересный момент, который отличает оперу от всех прочих опер того времени — там нет любовной линии. Единственный любовный дуэт в польском акте между Мариной Мнишек и самозванцем.

Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Большой театр (1978)
Видео: https://disk.yandex.ru/i/J0Kl_0brZj4nnQ
Время прослушивания: 3 часа 22 минуты

Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Мариинский театр (2012)
Видео: https://disk.yandex.ru/i/S0481qBJ3xoN5w
Время прослушивания: 8 минут

Мусоргский работал над оперой «Хованщина» почти 9 лет: с 1872 по 1881 год, до конца своей жизни и так ее не дописал. Давайте поговорим об этой опере, о том, как ее восстановили, чем интересна ее музыка, а начнем с того, что обсудим историческую основу, сюжет.

🎵 Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. В опере нет исторической достоверности, стрелецких бунтов было несколько, и Мусоргский собирает их все в один. У него очень хорошо получается передать дух смутного времени (мы не имеем в виду исторический термин), передать атмосферу неизвестности, перемен, того времени, когда вдруг какие-то силы, которые были в полуактивном состоянии, выходят на арену.

В чем сюжет? В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич умирает, и у него не остается прямых наследников. Есть два брата: Иван и Петр, который потом станет Петром I. Иван старше Петра, но, по-видимому, страдает умственным расстройством и совершенно не приспособлен к тому, чтобы управлять государством, да и не выказывает интереса к этому. А Петр еще мал.

📍 Но дело в том, что у отца Федора Алексеевича — Алексея Михайловича Тишайшего — было две жены из двух знатных родов. Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Из этого рода происходил сам Федор Алексеевич и его брат Иван. Но жена Алексея Михайловича Мария Милославская умерла, и он женился вторым браком на Наталье Кирилловне Нарышкиной — матери Петра Первого. И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться.

🤜🤛 Представительница рода Милославских — Софья Алексеевна — решила устроить переворот: она воспользовалась недовольством стрельцов. Это была первая регулярная армия в России, которая довольно быстро превратилась в достаточно плотное воинское сообщество с традициями наследования: если отец был стрельцом, то сын тоже им становился. Стрельцы жили хорошо, но к концу 17 века экономическая обстановка не была благоприятной, заняться стрельцам было нечем, им приходилось выполнять функции городской полиции. Казна пустела, платить им было нечем, и у них росло недовольство, которое началось еще при Федоре Алексеевиче. А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону.

⚔️ Начались кровавые стрелецкие бунты. На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I.

☦️ Как мы помним, в то время старообрядцы были недовольны никоновскими реформами 1650-х годов. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью. Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли.

А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета.

🎶 Ни Петра, ни Ивана, ни Софьи Алексеевны в опере нет, так как членов династии Романовых нельзя было изображать на сцене. Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа.

✍️ Мусоргский не дописал эту оперу, недописанной осталась часть последнего действия, а также было очень мало оркестровки. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление.

🔀 Здесь, как и в «Борисе Годунове», каждому персонажу дана яркая характеристика и использован тот же принцип контрастов. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских. В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего.

🗣 Шакловитого поет драматический баритон, а подьячего — характерный тенор. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность.

👥 Как и в «Борисе Годунове», здесь нет строго положительных и строго отрицательных персонажей, кроме старообрядцев Досифея и Марфы. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще.

📍 Таково свойство всех персонажей Мусоргского — они очень объемные, очень живые. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого. Всегда все сложно, многогранно, неоднозначно. В «Хованщине» у Мусоргского мы не можем однозначно сказать — Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек.

◼️ В конце раскольник Досифей уводит всех в скит, в том числе и молодую Марфу, понимая, что им нет места в современном мире, затея провалена. Нельзя сказать, хороший это поступок или плохой — он сложный. Какие-то реплики из народа рисуют его характер, причем опять же очень выпукло и объемно. Если бы Мусоргский пожил подольше, он мог создать музыкальную энциклопедию русской жизни, и ее было бы очень интересно послушать.

Модест Мусоргский. Опера «Хованщина». Большой театр (1979)
Видео: https://disk.yandex.ru/i/CznyngEujd8UAQ
Время прослушивания: 2 часа 48 минут

Фильм-опера «Хованщина» (1960)
Видео: https://disk.yandex.ru/i/OgRDQlgoDaiqhw
Время прослушивания: 1 час 58 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;