Модест Мусоргский
Незаконченные оперы: «Саламбо» и «Женитьба»
Две оперы Мусоргский не довел до конца, но у обеих интересная история создания, а какие-то части композитор перенес в другие свои произведения. Давайте поговорим об этих операх.
Начнем с той оперы, что писалась по мотивам одноименного романа Флобера. Давайте узнаем, где жил и чем был занят Мусоргский во времена работы над оперой.
📕 Роман Флобера «Саламбо» вышел в 1862 году, а чуть позже появился перевод в «Отечественных записках», где его прочитал Мусоргский. В то время — с 1863 по 1865 год — он жил в так называемой коммуне. Тогда вся просвещенная молодежь была вдохновлена романом Чернышевского «Что делать?», и Мусоргский с приятелями — братьями Логиновыми — снял 5-комнатную квартиру с большой гостиной, где они проводили вечера за разговорами о литературе, науке и обсуждали насущные вопросы современности. Эта привычка сохранится у Мусоргского долго, он не любил одиночество и жил то у брата, то у Римского-Корсакова. Для него было крайне важным совместное думание, а музыка отчасти была средством общения.
📝 Во время жизни в коммуне он занимался интересным делом: так как он блестяще владел немецким и французским, то для заработка переводил известные уголовные процессы. Так он познавал темную сторону человека. Сознание преступников причудливо, и образ их мысли часто бывает непонятен человеку нормальному. Патологии в середине 19 века были куда интереснее, чем сейчас. Если раньше были «Наполеоны» и «Цезари», а сам бред сумасшедшего был сложно структурированным, многоаспектным, захватывающим, то к нашему времени он стал плоским, скучным, одномерным. Это объясняется изменением информационного поля, приверженности к социальным сетям и тем, что все это формирует клиповое мышление: появляется привычка воспринимать информацию маленькими порциями, люди теряют способность строить длинные логические цепочки и конструировать сложные объекты.
🔎 В уголовных делах Мусоргского интересует вопрос, как поворачивается сознание человека. Он переводил процессы громкие, известные — это не были обычные карманные кражи. В это же время в коммуну попадает роман Флобера «Саламбо».
Давайте узнаем, как зародился замысел романа, обсудим сюжет и послушаем фрагменты оперы Мусоргского.
✍️ На этом романе Флобер решает отдохнуть от «Госпожи Бовари», которая наделала во Франции шума — роман сочли аморальным. И писатель, чтобы переключиться на что-то новое, а также доказать, что его художественные возможности и взгляд на искусство гораздо шире, чем то, что о нем думают, решает взять историческую тему и пишет роман про восстание наемников, которое происходило в Карфагене в 3 веке до н. э. В то время о Карфагене было известно очень мало, и при работе над романом Флобер прочел все, где упоминается это слово. Но достоверность не так важна для романтика, наоборот, небольшое количество информации лишь дает больший простор свободе.
💥 В книге Флобера современников привлекала экзотика, и роман получил бешеную популярность. На фоне социальной темы — конфликта наемников и государства, которое не хочет им платить — разворачивается история любви Саламбо, дочери Гамилькара, и вождя повстанцев, ливийца Мато. При всей чувственной эмоциональности и психологических портретах героев, как характеры персонажи выписаны очень правдиво. Мусоргский не даст нам флоберовской сложности и многообразия линий, главным героем у него станет ливиец Мато. Давайте кратко пройдем по сюжету оперы.
📖 Саламбо ограждена от внешнего мира, ее окружает только самое высокое и прекрасное, ее жизнь состоит из ритуалов и молитв. У богини Танит, которой она служит, есть реликвия — священное покрывало. Два хулигана — Мато и его друг — пробираются в храм, крадут покрывало и будят Саламбо. Она тут же влюбляется в Мато, но замечает в его руках покрывало и прогоняет. В храме ужас и страх — жрица верит в то, что если она лишена покрывала, то Карфаген лишен ее защиты. Чтобы задобрить другого бога — Молоха, ему в жертву собираются принести детей, чтобы не допустить этого, Саламбо решает действовать.
⚡️ Под маской она проникает в шатер Мато и забирает обратно покрывало. Мато пойман, закован в цепи, он поет большую арию о том, как его предали, как разбиты его войска, как Саламбо, в которую он влюблен, будет отдана в жены тому, кто его предал. Мато остается в одиночестве. В последнем действии, которое написано Мусоргским, Саламбо падает замертво из-за того, что прикоснулась к покрывалу.
❓ Не вполне ясно, почему Мусоргский бросил эту оперу — многие фрагменты из нее войдут в последующие произведения. Допустим, хор «Эдип» и «Иисус Навин» заимствуют тему из «Саламбо». Также много музыки попало в «Бориса Годунова». Монолог Мато и его большая ария связаны с рассказом Шуйского в сцене смерти Бориса. Жрицы, которые зачитывают приговор, оказываются заседающими боярами перед смертью Бориса, а финал оперы «Борис Годунов» — это как раз тема Молоха.
→ Модест Мусоргский. Хор «Эдип», «Иисус Навин»
Видео:https://disk.yandex.ru/i/IDV-DB0DhS5_xw
⏱ Время прослушивания: 19 минут
🎶 В среде «Могучей кучки» такое произведение не нашло понимания. Они писали национальную русскую оперу и на Мусоргского смотрели странно — ориентализм был поперек этой эстетики. Может быть, поэтому композитор ее оставил, а может, потому что музыка вышла недостаточно восточной, недостаточно карфагенской. Когда мы слушаем части, которые остались, все это кажется больше подходящим к теме «Бориса Годунова», чем к французскому романтизму или древней истории.
→ Модест Мусоргский. Опера «Саламбо», хор жриц
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/57R4Q3oP96igog
⏱ Время прослушивания: 5 минут
→ Модест Мусоргский. Опера «Саламбо», исполняет Ольга Бородина
Видео:https://disk.yandex.ru/i/Uo0QUK_KYECgaQ
⏱ Время прослушивания: 11 минут
→ Модест Мусоргский. Опера «Саламбо», «Боевая песня ливийцев»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/BP6RqKSAwrE-vQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Модест Мусоргский. Опера «Саламбо», «Песнь Балеарца»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/ySuxV5HbPFYW3A
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Пожалуй, самое интересное произведение из раннего периода творчества Мусоргского — это опера «Женитьба» по Гоголю, опыт драматической музыки в прозе. Давайте обсудим историю создания и послушаем музыку оперы.
✍️ Мусоргский начал писать «Женитьбу» в 1868 году, написал только первый акт и не стал продолжать. А ведь это было страшно интересно — он положил текст пьесы на музыку практически без изменений. Вдохновил его на это Даргомыжский со своей оперой «Каменный гость», который хотел подкрепить музыкой правду художественного текста и убрать искусственное разделение между арией и речитативом, арией и кабалеттой.
🎭 Мусоргский хотел, чтобы опера состояла из чего-то, что находится между — по духу это ближе всего к древнегреческой мелодекламации. Тут появляется идея лейтмотивов. Вагнер еще не поставил свое «Кольцо нибелунга», хотя Мусоргский о нем уже знал и замысливал сделать каждому герою женитьбы музыкальный портрет, музыкальную характеристику. И он создал нечто удивительное: какими живыми интонациями говорят герои оперы, как тонко подмечены и как умело перенесены в музыку их характеры.
📆 Над оперой Мусоргский работал месяц без двух дней. Он имел обыкновение сочинять все в голове, а потом записывать набело. Почему он не закончил оперу? Она была необычна для его времени, многие Мусоргского не поняли. Критика и непонимание, которые обрушивались на композитора от тех, кого он считал своими друзьями, сильно ранили его и, возможно, привели к алкоголизму и печальному исходу.
🎹 Премьера этой оперы состоялась под фортепиано в 1868 году. Главную роль надворного советника Ивана Кузьмича Подколесина исполнил сам Мусоргский, а роль Ильи Фомича Кочкарева — Даргомыжский. В том, что сами композиторы пели, не было ничего необычного. Мусоргский обладал камерным баритоном, у Даргомыжского голос был, напротив, неприятный — средний между высоким взрослым и низким детским, к тому же хрипловатым. Но Даргомыжский сумел вложить в него живое чувство, поэтому это исполнение всех очаровало, несмотря на чисто акустические недостатки.
🎤 Исполнена она была один раз, и следующая постановка случилась уже в 1908 году. Оперу переоркестровал Римский-Корсаков, и хотя она не так известна, как «Борис Годунов» и «Хованщина», но до сих пор идет на сценах театров. Давайте посмотрим ее.
→ Модест Мусоргский. Опера «Женитьба»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/lEeTP76chtIHNg
⏱ Время прослушивания: 36 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день