Модест Мусоргский
Вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти»
Два вокальных цикла Мусоргского относятся к трудным, так как требуют большого актерского мастерства. Давайте посмотрим, как они создавались и какими должны были быть по задумке автора.
В завершение разговора о творчестве Модеста Петровича Мусоргского поговорим о двух вокальных циклах, написанных в 1870-х годах: «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
🎵 «Без солнца» — вокальный цикл на стихи А. А. Голенищева-Кутузова, над которым Мусоргский работал в 1874 году. Несмотря на звучную аристократическую фамилию ранние годы Голенищева-Кутузова проходили в нужде. Помимо государственной службы он занимался литературой и благодаря своим литературным занятиям вошел в круг Стасова, познакомился с Мусоргским и очень близко с ним подружился. Они вместе снимали квартиру, хорошо дружили, но в один момент дружбу расстроила женитьба Голенищева-Кутузова. Через несколько лет благодаря женитьбе он сделает хорошую государственную карьеру и одновременно с этим станет известным в то время литератором.
✍️ В 1870-е годы Голенищев-Кутузов писал проникнутые мистическим духом и вместе с тем довольно печальные меланхоличные стихи. В них не было тихого скорбного мужественного отчаяния как у Баратынского, например, но при всей сентиментальности и наивности языка в этих стихах было что-то чарующее.
🎼 Камерно-вокальная музыка может стать великой несмотря на то, что стихи достаточно плохие. Например, Модест Чайковский пишет ужасно, пошлейше — что либретто к «Иоланте», что к «Пиковой даме» — это стихи сильно ниже среднего. Но в сочетании с музыкой его брата они приобретают свое звучание — гений Чайковского делает свое дело. Может, в этом и есть секрет, что хорошие стихи звучат сами по себе и могут даже помешать музыке, а плохим нужна музыка, чтобы как-то войти в историю. Одаренные композиторы могут так отразить в звуках содержание не очень хороших стихов, что произведение может трогать спустя годы.
🎼 Цикл «Без солнца», может быть, не самый великий в истории и не самый великий у Мусоргского, но он все равно передает камерную атмосферу страданий. Несмотря на то, что музыка иногда приобретает симфоническую мощь по своему звучанию, это разговор с самим с собой, это обычная петербургская зима без солнца.
→ Модест Мусоргский. «Без солнца»
Аудио: https://disk.yandex.ru/i/CRwqrSOde4UCOw
⏱ Время прослушивания: 18 минут
«Песни и пляски смерти» изданы в 1877 году, в него входят четыре произведения: «Трепак», «Колыбельная», «Серенада» и «Полководец». Узнаем, кто подсказал Мусоргскому идею этого цикла и чем он интересен в плане исполнения.
🎵 Идея цикла была подсказана Мусоргскому Стасовым: как любой идеолог, он вдохновлял, разжигал пламя и предлагал предметы к размышлению. Он задумал, что надо создать нечто вроде русского «Danse macabre», который в Европе известен давно. Здесь Мусоргский создал нечто совершено свое — четыре пьесы и четыре образа, в которых смерть является разным людям. В «Колыбельной» она убаюкивает ребенка, замерзающего в лесу. В «Трепаке» она является мужику в образе разгульной бабы, в «Серенаде» в виде возлюбленного и в «Полководце» открывает свое настоящее лицо. В первых трех сюжетах смерть не что-то плохое, она дает что-то, что надо было герою, а в четвертой мы видим апокалиптическую картину.
👥 Четыре пьесы цикла посвящены разным людям: «Колыбельная» — А. Я. Воробьевой-Петровой, «Серенада» — Л. И. Глинке-Шестаковой, «Трепак» — О. А. Петрову, «Полководец» — А. А. Голенищеву-Кутузову. В цикл заложен определенный колорит звучания, например, певицы Мариинского театра Анны Яковлевны Воробьевой-Петровой был настолько низкий голос, что она могла петь мужские партии, и специально для нее Мусоргский написал партию контральто и был против, чтобы ее пели другие голоса. Послушаем эту пьесу в исполнении Галины Вишневской под аккомпанемент Мстислава Ростроповича.
→ Модест Мусоргский. «Колыбельная»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/tfBbvAZCxtN0rw
⏱ Время прослушивания: 5 минут
→ Модест Мусоргский. «Трепак»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/3DaVaV6_fCOsOA
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Модест Мусоргский. «Серенада»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/3tB4cEvpW7d8RA
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Модест Мусоргский. «Полководец»
Видео: https://disk.yandex.ru/i/WoYejyrcC2Fdzw
⏱ Время прослушивания: 6 минут
◼️ К самому Мусоргскому смерть пришла в неприглядном обличии. В последние годы жизни он много пил, его мучали непонимания, неустроенность, он был в депрессии. Последний его портрет, который Репин написал за неделею до смерти композитора, показывает человека почти опустившегося на самое дно жизни. Мусоргский умер от белой горячки, которая наступила вследствие волевого решения бросить пить, он умер в возрасте 42 лет.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В этом уроке мы изучили творчество Модеста Мусоргского. Давайте вспомним главное и подведем итог.
👤 Мусоргский — один из самых известных русских композиторов и участник знаменитой «Могучей кучки». Мусоргский родился 9 марта 1839 года в деревне Карево Псковской области, получил хорошее домашнее образование. Он окончил Николаевское кавалерийское училище, но военную службу оставил и всю жизнь прослужил чиновником.
✍️ Музыку Мусоргский изучал под руководством Балакирева и, возможно, поэтому писал в основном для голоса. У Мусоргского было прекрасно развито чувство мелодии и умение найти правильную музыкальную интонацию для слова, а также сильно развито хорошее гармоническое мышление.
🎼 У Мусоргского не очень большое наследие. Он рано умер, а черновиков практически не оставил. Композитор имел обыкновение сочинять все в голове, а потом записывать набело.
💎 Он был блестяще образован в общем смысле и достаточно хорошо образован музыкально. Образованием никак не объяснить то, почему его произведения выходили настолько живыми, поэтому можно сказать, что Мусоргский — самородок.
🎵 Послушали и обсудили 👇
▪️ Польку «Подпрапорщик» — импровизацию, написанную им в 13-летнем возрасте и случайно найденную букинистом в 1939 году.
▪️ Оперу «Саламбо», раскрывающую эстетику ориентализма.
▪️ Оперу «Женитьба» — опыт драматической музыки в прозе.
▪️ Оперу «Борис Годунов», в которой слышны мелодические и гармонические новшества, взятые из музыки Древней Руси; в этой опере особенно сильно внимание композитора к слову и интонациям речи, он интуитивно рисует всю картину русской жизни.
▪️ Оперу «Хованщина» с очень яркими характеристиками, где Мусоргский использовал принцип контрастов; однако комическое и трагическое переплетено сложнее, чем в «Борисе Годунове»: здесь нет строго положительных и строго отрицательных персонажей.
▪️ Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», посвященный Виктору Александровичу Гартману; в нем мы слышим смелый изобразительный гармонический язык и словно прогуливаемся по выставке, останавливаясь у разных сюжетов, которые порой контрастируют с друг другом.
▪️ Два вокальных циклах, написанных в 1870-х годах: «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». «Без солнца» — вокальный цикл на стихи А. А. Голенищева-Кутузова, который передает камерную атмосферу страданий, несмотря на симфоническую мощь музыки. «Песни и пляски смерти» включают в себя четыре пьесы: «Трепак», «Колыбельная», «Серенада», «Полководец», которые посвящены четырем разным людям.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день