Архитектура музеев
Музей Гуггенхайма в Бильбао: аттракцион для туристов
Музей Гугенхайма в Бильбао привлекает миллионы туристов своей архитектурой. Рассмотрим музей, который представляет собой яркий политический, культурный и архитектурный жест.
1. Штаб-квартира ООН (Нью-Йорк, 1952), Европа-центр (Западный Берлин, 1963), Гостиница «Интурист» (Москва, 1970)
2. Кафедральный собор. Арх. Оскар Нимейер, Бразилиа, 1970
3. Небоскреб «Банка Америки». Арх. Филип Джонсон, Хьюстон, 1983
4. Здание банка HSBC. Арх. Норман Фостер, Гонконг, 1985
5. Музей Гуггенхайма. Арх. Фрэнк Гери, Бильбао, 1997
Одного взгляда на музей Гуггенхайма в Бильбао достаточно, чтобы понять, что главное в нем — его архитектура.
Почему музей Гуггенхайма в Бильбао и подобные ему стали возможны 👇
🏢 Некоторые модернистские здания, такие как музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, могли радовать своим ярким силуэтом, скульптурностью. Но к концу 20 века в городах всех развитых стран мира было уже много одинаковых небоскребов и типового жилья. Это происходило и в странах бездушного капитализма, и при унылом социализме. Причиной в числе прочего были общие технологии строительства — одинаково выгодные и удобные для всех, но слишком простые, чтобы сделать что-то интересное.
📐 Архитектура хай-тека, которая, по мнению многих, началась именно с Центра Помпиду, показывала другой уровень технологий и строительства, а также ставила рекорды масштаба в строительстве высоких зданий. Этим архитекторам удавалось строить самые большие здания, о них начинали писать в газетах, и постепенно их имена становились известны публике.
🧩 Постмодернистская архитектура и дизайн к этому времени тоже немного надоели. Было построено слишком много зданий плохого вкуса, а эстетский постмодернизм был не так привлекателен для публики. Но они добились ощущения, что архитектура может вызывать яркие эмоции, включая негативные.
〰️ Так постепенно было подготовлено время архитекторов-звезд и так называемой иконической архитектуры — то есть таких зданий, которые впечатываются в память навсегда. Ясность и простота модернизма, масштаб и технологии хай-тека, яркая форма и новые материалы — все это стало ингредиентами для архитектуры 90-х. Политики и бизнесмены с удовольствием начали пользоваться такой архитектурой для решения своих задач.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О музее как выгодной инвестиции
1, 2. Последствия наводнения 1983 года в Бильбао, когда вода сильно повредила городскую инфраструктуру
3. Бильбао, 1989
4, 5. Метрополитен Бильбао. Арх. Норман Фостер — работает с 1995 года
6. «Белый мост» (Zubizuri). Арх. Сантьяго Калатрава, Бильбао, 1997
7. Трамвай в Бильбао — работает с 2002 года и состоит из одной линии; туристы доезжают на нем до Музея Гуггенхайма, попутно разглядывая достопримечательности
8–10. Музей Гуггенхайма. Арх. Фрэнк Гери, 1997
Давайте посмотрим, зачем в Бильбао с населением 350 тысяч человек понадобился новый огромный музей.
🏭 К 1990-м годам город находился в упадке. После свержения Франко столицей нового автономного сообщества Страна Басков в 1979 году стала Витория-Гастейс, хотя Бильбао был больше и экономически мощнее. В 80-е в стране случился мощный производственный кризис, который ударил по экономике промышленного Бильбао. Баскские террористы продолжали свою борьбу с Испанией. В 90-е годы городские власти решили провести деиндустриализацию и развить сферу услуг, вливая деньги в туристическую инфраструктуру.
🚇 Про музей знают все, но кроме него были построены трамвайная линия, метро — проектом занимался Норман Фостер, мост по проекту Сантьяго Калатравы, крупный конференц-центр с театром и концертным залом. Большие средства вложили в развитие туризма, поддержку отелей, ресторанов, фестивалей, деловых конференций — туристический поток за 30 лет вырос в 40 раз. И если в 80-х годах жители, особенно молодежь, просто бежали из города в поисках лучшей жизни, то в 90-х и 2000-х отток сильно замедлился (хотя и не остановился — Мадрид, Барселона и более богатые города объединенной Европы остаются привлекательными).
🏗 Строительство нового невиданного прежде музея было частью плана по развитию Бильбао. Директор Фонда Соломона Гуггенхайма Томас Кренц прямо заявил, что это не культурный, а экономический проект. Отчасти повторилась история с Центром Помпиду, когда архитектура и культура сделали важный политический жест. В Бильбао к нему добавилась идея постиндустриального развития.
🌟 В закрытом конкурсе участвовали звезды: Фрэнк Гери, Арата Исодзаки, австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au. Кренц специально искал архитектора, который сможет создать не просто музей, а памятник, символ.
👤 Победил Френк Гери, к тому времени уже лауреат Притцкеровской премии. Жюри Притцкера хорошо охарактеризовало его стиль — «утонченный, сложный и смелый». Гери создавал странную архитектуру, которая будто бы не имеет корней и не боится показаться чудной и дикой.
1. План Музея Гуггенхайма в Бильбао
2. План Музея Гуггенхайма в Бильбао с пометками самого Фрэнсиса Гери — он отмечает, откуда открываются основные виды на музей: здание специально выдвинуто вперед, чтобы его было видно с разных берегов и вдоль воды
3, 4. Строительство музея
5–7. Интерьеры музея
8. Ричард Серра. Материя времени, Музея Гугенхайма в Бильбао, 2005
9. Выставка Олафура Элиассона. Музей Гуггенхайма в Бильбао, 2020
Музей Гуггенхайма в Бильбао не только окончательно утвердил Фрэнка Гери в статусе одного из главных архитекторов, но и попал в ожидания публики, каким должно быть пространство для современного искусства.
Посмотрим, как это получилось 👇
🎯 Томас Кренц тонко отреагировал на развитие арт-рынка. Он понял, что современное искусство превращается в шоу-бизнес. Музей должен быть не институцией с системным подходом, а пространством для ярких выставок и аттракционов — и самому музею тоже надо стать таким аттракционом.
👁 Музей построен из стекла, титана и песчаника. Здание светится на солнце и красиво отражается в воде. Благодаря сложной форме с разных точек его силуэт выглядит по-разному, но все равно хорошо запоминается. В нем можно увидеть, что угодно: рыбу, ветер, волны, распускающийся цветок. Но все это возникает в глазах смотрящего, сам Гери создавал абстрактную форму.
🕸 Конструкция музея намного проще, чем кажется. Это просто коллекция ангаров из жесткой металлической сетки, покрытой титановыми пластинами — общая площадь пластин 24 тысячи м². Гери впервые поручил значительную часть инженерных расчетов компьютеру. Благодаря криволинейной конструкции здания в «щелях» между основными пространствами появляется много интересных криволинейных переходов, холлов, закутков — они не дают забыть о том, в каком интересном здании мы находимся.
➰ Внутри музея — помещения для временных экспозиций. В больших белых залах размещены выставочные проекты, построенные на громких именах и звучных концепциях: сейчас идет выставка Олафура Элиассона, в ноябре ожидается Кандинский, в январе — выставка родной баскской живописи. Единственный постоянный объект — скульптура «Материя времени» Ричарда Серра. Впрочем, музей старается организовать для местных школ обширную образовательную программу.
📈 Музей выполнил свою функцию — поднять экономику Бильбао. Затраты на строительство окупились за первые три года. Ежегодно музей посещают больше миллиона человек, развитие туристической отрасли привело к взрывному росту экономики. Так называемый «эффект Бильбао» вдохновил многие города и даже страны, которые увидели, как всего один яркий архитектурный объект может обеспечить экономику целого региона.
💧 Чтобы глубже проникнуться архитектурой Музея Гуггенхайма в Бильбао, предлагаем трейлер документального фильма «Головокружение» о людях, которые моют фасад здания. Они видят музей таким, каким больше никто не видит.
1, 2. Лувр Абу-Даби, 2017
3. Ай Вэйвэй. Фонтан света, Лувр Абу-Даби
4. Финалист конкурса проектов Музея Гуггенхайма в Хельсинки, арх. Азиф Хан
5. Финалист конкурса проектов Музея Гуггенхайма в Хельсинки, архитектурное бюро haascookzemmrich STUDIO2050
6. Победитель конкурса проектов Музея Гуггенхайма в Хельсинки, архитектурное бюро Moreau Kusunoki Architectes
Теперь посмотрим на другие музеи, представляющие собой яркие жесты — политические, культурные, архитектурные. Как и в случае с Бильбао, главная цель строительства этих зданий скорее экономическая — но музейная функция делает их фактом культуры.
🌴 Лувр Абу-Даби. Арабские Эмираты попытались повторить «эффект Бильбао». Тоже взяли крупный музейный бренд — Лувр, проводят экспортные музейные выставки, как в Гуггенхайме. Для этого Жан Нувель (тоже архитектор-звезда) построил здание интересной архитектуры, с яркими и понятными метафорами и выраженной политической идеей.
🍬 Музей русского импрессионизма в Москве. Частный музей, основанный на коллекции предпринимателя Бориса Минца. Минц построил здание музея на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик», которая принадлежит ему. Пример попытки повторить «эффект Бильбао» в масштабе одного комплекса.
📐 Конкурс на Музей Гуггенхайма в Хельсинки. В 2014 году в Хельсинки вслед за Бильбао решили создать филиал Музея Гуггенхайма. На конкурс подали 1700 заявок из 77 стран, победителем стал проект парижского архитектурного бюро Moreau Kusunoki Architectes. Однако времена изменились: сегодня ни иконическая архитектура, ни громкие культурные проекты уже не привлекают так, как прежде. Городской совет Хельсинки отклонил реализацию проекта, зато одобрил строительство крупной библиотеки.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день