Архитектура музеев
Галерея Уффици: музей как частная коллекция
Галерея Уффици во Флоренции — мировой музей, выросший из частной коллекции династии Медичи. Посмотрим, как ценности эпохи Возражения отразились на самом известном музее Италии.
1. Галерея Уффици, арх. Джорджо Вазари. Флоренция, Италия, 1581
2. Музей современного искусства. Нью-Йорк, США, 1939
3. Центр Помпиду, арх. Ричард Роджерс. Ренцо Пьяно, Париж, 1977
4. Музей Гуггенхайма в Бильбао, арх. Фрэнк Гери. Испания, 1997
5. Новый музей, арх. Фридрих Август Штюлер. Берлин, Германия, 1855
1. Александрийская библиотека, Египет, 290-е годы до н. э. (художник О. фон Корвен, 19 век). Она была частью комплекса мусейон («место обитания муз») — культурно-просветительского центра, который был ближе к современному университету, чем к музею
2. Музей Эннигальди-Нанны, Месопотамия, 5 век до н.э. — основан принцессой Эннигальди, дочерью Набонида — последнего короля Вавилонской империи; в музее аккуратными рядами размещались месопотамские древности и военные трофеи с надписями на трех языках на глиняных табличках
3. Сокровищница афинян в Дельфах, Греция, 5 век до н.э — хранилище военных трофеев и других предметов, посвященных Аполлону. В общегреческих святилищах в Дельфах и у горы Олимп свои сокровищницы были почти у каждого полиса
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На картинках ниже:
1. Вилла Адриана (реконструкция), Тиволи, Италия, 118–134 — в ансамбле около тридцати зданий. На вилле были библиотеки, места для прогулок и бесед среди скульптур и мозаик. Именно вилла Адриана была прообразом частных собраний меценатов эпохи Возрождения. Она же была и непосредственным источником многих скульптур, которые попали в эти коллекции.
2. Тауэр, Лондон, Великобритания, 1066 — в разные эпохи он был крепостью, хранилищем королевских драгоценностей, монетным двором, тюрьмой, обсерваторией и зоопарком; теперь это музей и оружейная палата, где хранятся сокровища британской короны.
3. Сент-Шапель, Париж, Франция, 1242–1248 — Людовик Святой построил ее для хранения священных реликвий, например, Тернового венцы Христа. Капелла — уникальное пространство хранения и одновременно религиозного переживания. В принципе, мы можем чувствовать что-то похожее, когда попадаем в музейный зал, например, с Джокондой или другим супер-ценным объектом.
1. Вилла Адриана (реконструкция). Тиволи, Италия, 118–134
2. Тауэр, Лондон, Великобритания, 1066
3. Сент-Шапель. Париж, Франция, 1242–1248
Почему мы интересуемся архитектурой музеев?
🔹Музеи связаны с важными для нашей культуры темами: что такое ценность, как она связана с историей и кто ей владеет.
➰ Архитектура связывает вместе эти три компонента. Пространство музея организует момент встречи с ценностью, историей и «владельцем».
👤 В древности ценными чаще были военные трофеи или сакральные объекты, связанные с религией. Чаще всего они были финансово ценные и сделаны из дорогих материалов. В Средние века высоко ценится сакральная ценность, связь с религией.
🏆 В Возрождение ценность тесно связана со статусом покровителя искусств, мецената. Они ориентировались на греческих и римских богатых людей и императоров. Само слово «меценат» происходит от имени знатного римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем Вергилия и Горация. Знатные и влиятельные семьи эпохи Возрождения строили дом, просили художников его расписать, находили или заказывали для его украшения произведения искусства. Это давало им всесторонний опыт владения ценностью и переживания ценности.
🏛 Палаццо — это дворец, частный дом богатого человека эпохи Возрождения. Даже если палаццо строили для общественных нужд, он сохранял эти черты: много комнат и залов, которые имеют человеческий масштаб и не предназначены только для хранения или экспозиции искусства. Картины на стенах, статуи — здесь элементы повседневной жизни.
🖼 Коллекционеры покупали искусство для себя и своих приближенных, создавая особый мир и погружаясь в него. А сегодня эти музейные экспонаты (работы великих художников) — достояние всего мира, а меценаты (Медичи, Папы Римские, королевские фамилии Европы) — могущественные супергерои, которые тратили время и деньги, чтобы собрать ценности для людей. Музеи в их домах сегодня пытаются отчасти восстановить тот опыт, который был доступен владельцам, показывая искусство в залах с исторической архитектурой и мебелью.
🎨 Но получается ли это? Видим ли мы связь между искусством и жизнью так, как 500 лет назад? Мы редко думаем о людях на портретах и других обстоятельствах. Только отдельные художники и их покровители интересуют публику, в основном, из-за разных мифов и скандалов. Мало кто закажет знакомому художнику свой портрет даже за скромные деньги.
1. Галерея Уффици, арх. Джорджо Вазари. Флоренция, Италия, 1581
2. Козимо I Медичи, художник Аньоло Бронзино, 1545
3. Вид из двора галереи Уффици на площадь Синьории
4. Зал Трибуна Галереи Уффици
5. Джорджо Вазари, автопортрет
6. Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», 1550
Давайте рассмотрим один из самых популярных музеев Италии — галерею Уффици во Флоренции.
💼 «Уффици» можно перевести как «канцелярии» или даже «офисы». Здание построил Джорджио Вазари по заказу Козимо I Медичи, чтобы разместить там флорентийских чиновников. Самым интересным получился двор буквой П, в который выходят анфилады комнат, одним концом к реке Арно, другим — на площадь Синьории, где располагались и другие важные административные здания.
🖼 Две галереи друг напротив друга — для нас сегодня это привычный вид музея. Но Вазари просто создал удобное и гибкое пространство, подходящее для любых нужд: коридор из двух стен с простым ритмом и повторением всех деталей. Ведь это не дворец, а офис. В какой-то степени Вазари повезло: обычно он хорошо работал с декором, а вот в композиции был не очень силен.
🎁 В 1737 году коллекцию искусства, собранную несколькими поколениями Медичи, вместе с виллами и многими другими частями наследства передала Флоренции Анна Мария Луиза Медичи — последний прямой потомок семьи. Единственным условием было, чтобы никакая часть этой коллекции не покидала город. Галереи были открыты для публики в 1765 году.
1. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1485–1486. Предположительно, моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, возлюбленная (или же «Прекрасная Дама») Джулиано Медичи. Она присутствует на многих картинах Боттичелли
2. Микеланджело. Мадонна Дони, ок. 1507. Формат картины «тондо» (от rotondo, круглый) был очень распространен в это время. Круглые барельефы использовались в архитектуре, круглые картины — в интерьере. Дони — богатая флорентийская семья, однако слово «donare» означает и подарок. Мария на картине держит Христа как священный дар людям
На картинках ниже:
1. Венера Медицейская (возможно, скульптор Клеомен Афинский), 1 в. до н. э. Скульптура римского происхождения, но место ее находки неизвестно. Медицейской, то есть, принадлежащей Медичи, она стала в 1677 году. Это одна из самых известных скульптур: про нее писал стихи Байрон, существует множество копий статуи, в т. ч. в парке Петергофа.
2. Бюст с головой Агриппы, 30–20 гг. до н. э. Увлечение римскими императорами и полководцами было бесконечным, все современники искали себе прообраз в этой истории, и ценили соответствующие памятники. Три издания «Жизни двенадцати цезарей» Светония (Агриппа там появляется как соратник Октавиана Августа) примерно 12 века есть в коллекции библиотеки Медичи во Флоренции. А имя Агриппы красуется на фронтоне Пантеона в Риме.
1. Венера Медицейская (возможно, скульптор Клеомен Афинский), 1 в. до н. э.
2. Бюст с головой Агриппы, 30–20 гг. до н. э.
Теперь посмотрим на саму коллекцию галереи Уффици. Разговор о ней невозможен без упоминания семейства Медичи.
💰 Медичи — целая династия государственных деятелей эпохи Возрождения. Банковское дело помогло им накопить большое богатство. Медичи правили Флоренцией, к этой фамилии принадлежали четыре римских папы и две французские королевы. С самого начала они стремились стать покровителями искусств, наук и философии, как монархи древности. В результате в их руках скопилась невероятная по масштабу коллекция.
🖼 Причины такого интереса к искусству — желание показать свою связь с античным образом покровителя искусств, что в те времена ценилось так же, как сегодня — диплом известного университета или счет в банке. Надо иметь в виду, что интерес к искусству в те времена не сочетался с нашим сегодняшними представлениями о благородстве нравов. Многие меценаты эпохи Возрождения были фантастически жестокими и отвратительно распущенными персонажами, хотя могли цитировать Платона по памяти.
👤 Основные разделы галереи отражают вкусы и интересы нескольких поколений Медичи. Благодаря им и другим покровителям искусства мы представляем искусство Возрождения и последующих пары веков таким, каким оно описано во всех учебниках. Многие работы этого периода — не только портреты, но даже научные труды — связаны с прославлением конкретного патрона, отражают его особые интересы, фамильные мифы, политические претензии.
1, 2. Капитолийские музеи, Рим, Италия, 1734
3, 4. Картинная галерея Сан-Суси, Потсдам, Германия, 1764
5. Коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия, 1980
6. Пегги Гуггенхайм
Музеев, в которых коллекция собрана одним человеком или семьей, и отражает их вкусы и интересы — очень много. Ведь первоначально собирать ценности могли себе позволить только богатые и именитые. Теперь большинство этих коллекций открыто для людей, что, наверное, справедливо. Но и что-то важное утрачено: эти коллекции навсегда замерли, остановилась в своем развитии.
🔹 Капитолийские музеи. Формально — первый публичный музей в истории, в основе которого лежит коллекция античной бронзы, переданной Сикстом IV в 1471 году в дар «народу Рима». Палаццо — часть комплекса из трех зданий и площади, спроектированного Микеланджело. Большую роль в появлении этого музея сыграл развивающийся образ Рима, как мекки для всех, кто интересуется искусством и архитектурой (а не только религией).
🔹 Картинная галерея Сан-Суси. Художественный музей в парке Сан-Суси Потсдама, построенный в 1755–1764 годах при короле Фридрихе Великом — страстном коллекционере. Если Медичи пытались повторить успех древних императоров, то европейские монархи следующих веков повторяли за самими Медичи (и другими известными меценатами). Каждому хотелось иметь своего Леонардо или Рафаэля. А также создать уникальное пространство переживаний. В отличие от итальянских вельмож, у европейских было больше пространства — Сан-Суси и парк составляют один памятник культуры.
🔹 Эрмитаж. Наверное, одна из немногих коллекций царского времени, которая более или менее сохранилась. Большинство собраний дворянских и купеческих фамилий были при Советской власти растворено в коллекциях таких музеев как Эрмитаж и ГМИИ. И, конечно, сохранился сам дворец. Трудно сказать, что больше интересует многих посетителей Зимнего дворца: искусство или «как жили Романовы». В некоторых комнатах, где особенно яркие интерьеры, на искусство и смотреть трудно.
🔹 Есть ли сейчас, в современном демократическом мире, такие музеи, в которых коллекция и личность коллекционера имеют большое значение? На эту роль отчасти может претендовать музей Пегги Гуггенхайм в Венеции. Хотя сама Пегги уже умерла, но когда-то она была известной светской львицей, покровительницей современного искусства. Ее вечеринки были хорошо известны. В Венеции для своей коллекции она выбрала не новое здание, а палаццо 19 века, которое осталось недостроенным: здание не окончено, как и вся современная культура. В его пышности и праздничности есть что-то и от самой Пегги.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день