angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура музеев

Музеи в фильмах и книгах

Музеи — важная часть человеческой цивилизации, поэтому о них постоянно снимают фильмы и пишут книги. Рассмотрим несколько интересных примеров, чтобы глубже проникнуться темой.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

Что посмотреть:

🎬 Шантаж (1929). Триллер Альфреда Хичкока, который мастер снял еще в Великобритании. В фильме есть сцена погони в Британском музее.

🎬 Как украсть миллион (1966). Классическая авантюрная комедия с Одри Хепбёрн об изготовителях музейных подделок. В фильме показан Парижский музей Карнавале.

🎬 Старики-разбойники (1971). Комедия Эльдара Рязанова с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым. В фильме «снялись» шедевр Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником» в Эрмитаже и копии статуй кондотьера Гаттамелаты и кондотьера Коллеони из Пушкинского музея.

🎬 Манхэттен (1979). Культовая романтическая комедия Вуди Аллена. В фильме появляется МоМА.

🎬 Город Зеро (1988). Фантасмагория Карена Шахназарова. По сюжету главный герой попадает в краеведческий музей провинциального городка, в странных экспонатах которого перед ним проносится вся история СССР.

🎬 Русский ковчег (2002). Фильм Александра Сокурова, все действие которого происходит в залах Эрмитажа. Полуторачасовая картина, снятая одним дублем, переосмысляет всю российскую историю через историю Зимнего Дворца. В фильме есть камео директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

🎬 Ночь в музее (2006). Комедия о незадачливом смотрителе Американского музея естественной истории, который выясняет, что по ночам все экспонаты оживают. У фильма есть два продолжения.

🎬 Музейные часы (2013). Австро-американская драма, декорациями для которой становится Музей истории искусств в Вене.

Что почитать:

📕 Майкл Баскар. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка

Издатель цифровых книг и теоретик книгоиздания рассуждает о выборе как основной функции куратора в мире безграничного доступа к необъятному массиву товаров и информации.

📘 Валерий Козиев, Екатерина Потюкова. Музей и общество

Книга посвящена проблемам социального функционирования художественного музея в обществе на основе анализа выставочной политики Государственного Русского музея, динамики посещаемости, многолетних социологических исследований музейной публики.

📙 Нина Саймон. Партиципаторный музей

Известный специалист в области организации взаимодействия музеев с публикой предлагает переосмыслить понятие музея и других публичных учреждений культуры с позиции приоритета зрителя.

📗 Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории

Сборник статей музееведов, историков, социологов, культурологов, кураторов и драматургов о музее как пространстве взаимодействия с прошлым.

📘 Орхан Памук. Музей Невинности

Лауреат Нобелевской премии приглашает читателей в музей предметов и воспоминаний, из которых складывается личная история частного человека.

Что посетить:

🖼 Виртуальные туры по музеям
Подборка онлайн-экскурсий по 12 крупнейшим мировым музеям от Мехико до Кореи.

Интервью директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о современном искусстве, музейном маркетинге и будущем музеев.

В качестве тизера — несколько интересных цитат 👇

Музей — особый мир: «На улице действуют правила общества, а музей выделен из общества. Музей вырывает все вещи из контекста, как, впрочем, и людей. Вы вошли в музей с улицы, и вы должны забыть эту улицу».

О сложности искусства: «Пятилетнему ничего не нужно объяснять: он и так все поймет, а если нет, то пока ему этого понимать, значит, и не нужно. Эмоциональное восприятие тоже подходит для всего искусства».

Музей — доступная роскошь: «Но на самом деле мы делимся снобизмом. Я тысячу раз повторяю, что музеи теперь стали роскошью. Но эта роскошь, которая доступна всем в принципе».

О поддержке культуры: «Культура сама по себе не может существовать, это не коммерческая вещь. А общество должно содержать ее из трех источников: государственный бюджет, общество в виде корпораций, меценатов и люди, которые покупают билеты».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Галерея Уффици. Арх. Джорджо Вазари, Флоренция, Италия, 1581
2. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Арх. Роман Клейн, Москва, Россия, 1912
3. Музей современного искусства. Нью-Йорк, США, 1939
4. Центр Помпиду. Арх. Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Париж, Франция, 1977
5. Музей Гуггенхайма в Бильбао. Арх. Фрэнк Гери, Испания, 1997
6. Новый музей. Арх. Фридрих Август Штюлер, Берлин, Германия, 1855 (реконструкция 2009)

В этом уроке обсуждали архитектуру музеев и то, как в ней отражается эпоха. Давайте еще раз вспомним самое главное.

Музеи связаны с важными для нашей культуры темами: что такое ценность, как она связана с историей и кто ей владеет. Архитектура связывает вместе эти три компонента.

Основные типы музеев 👇

👑 Музей как частная коллекция

Цель. Продемонстрировать свой статус, показать связь с античным образом покровителя искусств.

▫️ Архитектура. Здание повторяет структуру частного дома с отдельными комнатами и произведениями, которые украшают его. Частью экспозиции наряду со зданием музея может быть парк со скульптурами.

▫️ Экспозиция. Коллекционеры покупали искусство для себя и своих приближенных, создавая особый мир и погружаясь в него. Поэтому коллекция отражают вкусы и интересы отдельной семьи.

▫️ Примеры. Галерея Уффици (Флоренция), Капитолийские музеи (Рим), Картинная галерея Сан-Суси (Потсдам), Эрмитаж (Санкт-Петербург).

🎓 Музей как инструмент просвещения

Цель. Массовое просвещение и образование, база для научной работы ученых.

▫️ Архитектура. Музей — храм, памятник, вызывающий уважение жителей и гордость меценатов и властей. В Европе — неоклассика, в США — бозар, также популярны разные версии историзма.

▫️ Экспозиция. Концентрированное собрание памятников — систематизированное и проверенное знание. В основе лежат частные коллекции аристократических или просто богатых семей.

▫️ Примеры. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Британский музей (Лондон), Музейный остров (Берлин), Метрополитен-музей (Н<ью-Йорк), Смитсоновский музей естественной истории (Вашингтон), Ars Electronica (Линц).

🔳 Музей современного искусства

Цель. Дать пространство современному искусству, которому тесно в классических музеях.

▫️ Архитектура. Задача — создать гибкое экспозиционное пространство. Для этого подходят принципы модернистской архитектуры со свободной планировкой.

▫️ Экспозиция. В основе обычно коллекция признанных шедевров, но главное — временные выставки на острые темы, работы большого формата и инсталляции, перформансы.

▫️ Примеры. Музей современного искусства (Нью-Йорк), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Новая национальная галерея (Берлин), Мультимедиа-арт-музей (Москва), Новый музей современного искусства (Нью-Йорк).

🧩 Постмодернистский музей

Цель. Отменить музейную иерархию: нет больше ни «классического», ни «элитарного» искусства, каждый может выстроить у себя в голове любые, даже абсурдные связи между произведениями (концепция «воображаемого музея»).

▫️ Архитектура. Элементы хай-тека снаружи, максимально открытое, гибкое и прозрачное пространство внутри. Предусмотрены помещения для разных форматов искусства, в том числе мультимедийных.

▫️ Экспозиция. Главный акцент — на временных выставках: перформансы, инсталляции, фотографии, экспериментальные фильмы и видео, промышленный дизайн, архитектурные проекты. Большое значение имеют исследовательские и образовательные функции.

▫️ Примеры. Центр Помпиду (Париж), Tel Aviv Museum of Art (Тель-Авив), Tate Modern (Лондон), ЦДХ / Третьяковка (Москва), Copernicus Science Centre Museum (Варшава).

📸 Музей-аттракцион

▫️ Цель. Создать объект, привлекающий туристов («эффект Бильбао»).

▫️ Архитектура. Элементы модернизма, хай-тека и постмодернизма, но в основе обычно деконструктивизм. Главное — построить нечто невиданное, чтобы люди были готовы приезжать посмотреть на здание. Внутри большие пространства для эффектных инсталляций.

▫️ Экспозиция. Временные выставки самых громких и популярных современных художников.

▫️ Примеры. Музей Гуггенхайма в Бильбао, Лувр Абу-Даби, Музей русского импрессионизма (Москва), проект Музей Гуггенхайма в Хельсинки (не реализован).

🏛 Музей-экспонат

▫️ Цель. Зафиксировать в архитектуре музея историческую память, превратив само здание в экспонат.

▫️ Архитектура. Сочетание исторической основы и современной реконструкции. К историческим частям здания относятся максимально бережно, сохраняя первоначальный вид и разрушения.

▫️ Экспозиция. Может быть любой: само здание музея вполне успешно с ней конкурирует.

▫️ Примеры. Новый музей (Музейный остров, Берлин), Музей «Kolumba» (Кёльн), Проект реконструкции Политехнического музея (Москва), Музей Garage в Парке Горького (Москва), Флигель «Руина» Государственного музея архитектуры им. Щусева (Москва).

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;