Архитектура музеев
Музеи в фильмах и книгах
Музеи — важная часть человеческой цивилизации, поэтому о них постоянно снимают фильмы и пишут книги. Рассмотрим несколько интересных примеров, чтобы глубже проникнуться темой.
Что посмотреть:
🎬 Шантаж (1929). Триллер Альфреда Хичкока, который мастер снял еще в Великобритании. В фильме есть сцена погони в Британском музее.
🎬 Как украсть миллион (1966). Классическая авантюрная комедия с Одри Хепбёрн об изготовителях музейных подделок. В фильме показан Парижский музей Карнавале.
🎬 Старики-разбойники (1971). Комедия Эльдара Рязанова с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым. В фильме «снялись» шедевр Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником» в Эрмитаже и копии статуй кондотьера Гаттамелаты и кондотьера Коллеони из Пушкинского музея.
🎬 Манхэттен (1979). Культовая романтическая комедия Вуди Аллена. В фильме появляется МоМА.
🎬 Город Зеро (1988). Фантасмагория Карена Шахназарова. По сюжету главный герой попадает в краеведческий музей провинциального городка, в странных экспонатах которого перед ним проносится вся история СССР.
🎬 Русский ковчег (2002). Фильм Александра Сокурова, все действие которого происходит в залах Эрмитажа. Полуторачасовая картина, снятая одним дублем, переосмысляет всю российскую историю через историю Зимнего Дворца. В фильме есть камео директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
🎬 Ночь в музее (2006). Комедия о незадачливом смотрителе Американского музея естественной истории, который выясняет, что по ночам все экспонаты оживают. У фильма есть два продолжения.
🎬 Музейные часы (2013). Австро-американская драма, декорациями для которой становится Музей истории искусств в Вене.
Что почитать:
📕 Майкл Баскар. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка
Издатель цифровых книг и теоретик книгоиздания рассуждает о выборе как основной функции куратора в мире безграничного доступа к необъятному массиву товаров и информации.
📘 Валерий Козиев, Екатерина Потюкова. Музей и общество
Книга посвящена проблемам социального функционирования художественного музея в обществе на основе анализа выставочной политики Государственного Русского музея, динамики посещаемости, многолетних социологических исследований музейной публики.
📙 Нина Саймон. Партиципаторный музей
Известный специалист в области организации взаимодействия музеев с публикой предлагает переосмыслить понятие музея и других публичных учреждений культуры с позиции приоритета зрителя.
📗 Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории
Сборник статей музееведов, историков, социологов, культурологов, кураторов и драматургов о музее как пространстве взаимодействия с прошлым.
📘 Орхан Памук. Музей Невинности
Лауреат Нобелевской премии приглашает читателей в музей предметов и воспоминаний, из которых складывается личная история частного человека.
Что посетить:
🖼 Виртуальные туры по музеям
Подборка онлайн-экскурсий по 12 крупнейшим мировым музеям от Мехико до Кореи.
Интервью директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о современном искусстве, музейном маркетинге и будущем музеев.
В качестве тизера — несколько интересных цитат 👇
Музей — особый мир: «На улице действуют правила общества, а музей выделен из общества. Музей вырывает все вещи из контекста, как, впрочем, и людей. Вы вошли в музей с улицы, и вы должны забыть эту улицу».
О сложности искусства: «Пятилетнему ничего не нужно объяснять: он и так все поймет, а если нет, то пока ему этого понимать, значит, и не нужно. Эмоциональное восприятие тоже подходит для всего искусства».
Музей — доступная роскошь: «Но на самом деле мы делимся снобизмом. Я тысячу раз повторяю, что музеи теперь стали роскошью. Но эта роскошь, которая доступна всем в принципе».
О поддержке культуры: «Культура сама по себе не может существовать, это не коммерческая вещь. А общество должно содержать ее из трех источников: государственный бюджет, общество в виде корпораций, меценатов и люди, которые покупают билеты».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Подборка телеграм-каналов о музеях, выставках и обо всем, что с этим связано 👇
1. Галерея Уффици. Арх. Джорджо Вазари, Флоренция, Италия, 1581
2. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Арх. Роман Клейн, Москва, Россия, 1912
3. Музей современного искусства. Нью-Йорк, США, 1939
4. Центр Помпиду. Арх. Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Париж, Франция, 1977
5. Музей Гуггенхайма в Бильбао. Арх. Фрэнк Гери, Испания, 1997
6. Новый музей. Арх. Фридрих Август Штюлер, Берлин, Германия, 1855 (реконструкция 2009)
В этом уроке обсуждали архитектуру музеев и то, как в ней отражается эпоха. Давайте еще раз вспомним самое главное.
❓ Музеи связаны с важными для нашей культуры темами: что такое ценность, как она связана с историей и кто ей владеет. Архитектура связывает вместе эти три компонента.
Основные типы музеев 👇
👑 Музей как частная коллекция
▫ Цель. Продемонстрировать свой статус, показать связь с античным образом покровителя искусств.
▫️ Архитектура. Здание повторяет структуру частного дома с отдельными комнатами и произведениями, которые украшают его. Частью экспозиции наряду со зданием музея может быть парк со скульптурами.
▫️ Экспозиция. Коллекционеры покупали искусство для себя и своих приближенных, создавая особый мир и погружаясь в него. Поэтому коллекция отражают вкусы и интересы отдельной семьи.
▫️ Примеры. Галерея Уффици (Флоренция), Капитолийские музеи (Рим), Картинная галерея Сан-Суси (Потсдам), Эрмитаж (Санкт-Петербург).
🎓 Музей как инструмент просвещения
▫ Цель. Массовое просвещение и образование, база для научной работы ученых.
▫️ Архитектура. Музей — храм, памятник, вызывающий уважение жителей и гордость меценатов и властей. В Европе — неоклассика, в США — бозар, также популярны разные версии историзма.
▫️ Экспозиция. Концентрированное собрание памятников — систематизированное и проверенное знание. В основе лежат частные коллекции аристократических или просто богатых семей.
▫️ Примеры. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Британский музей (Лондон), Музейный остров (Берлин), Метрополитен-музей (Н<ью-Йорк), Смитсоновский музей естественной истории (Вашингтон), Ars Electronica (Линц).
🔳 Музей современного искусства
▫ Цель. Дать пространство современному искусству, которому тесно в классических музеях.
▫️ Архитектура. Задача — создать гибкое экспозиционное пространство. Для этого подходят принципы модернистской архитектуры со свободной планировкой.
▫️ Экспозиция. В основе обычно коллекция признанных шедевров, но главное — временные выставки на острые темы, работы большого формата и инсталляции, перформансы.
▫️ Примеры. Музей современного искусства (Нью-Йорк), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Новая национальная галерея (Берлин), Мультимедиа-арт-музей (Москва), Новый музей современного искусства (Нью-Йорк).
🧩 Постмодернистский музей
▫ Цель. Отменить музейную иерархию: нет больше ни «классического», ни «элитарного» искусства, каждый может выстроить у себя в голове любые, даже абсурдные связи между произведениями (концепция «воображаемого музея»).
▫️ Архитектура. Элементы хай-тека снаружи, максимально открытое, гибкое и прозрачное пространство внутри. Предусмотрены помещения для разных форматов искусства, в том числе мультимедийных.
▫️ Экспозиция. Главный акцент — на временных выставках: перформансы, инсталляции, фотографии, экспериментальные фильмы и видео, промышленный дизайн, архитектурные проекты. Большое значение имеют исследовательские и образовательные функции.
▫️ Примеры. Центр Помпиду (Париж), Tel Aviv Museum of Art (Тель-Авив), Tate Modern (Лондон), ЦДХ / Третьяковка (Москва), Copernicus Science Centre Museum (Варшава).
📸 Музей-аттракцион
▫️ Цель. Создать объект, привлекающий туристов («эффект Бильбао»).
▫️ Архитектура. Элементы модернизма, хай-тека и постмодернизма, но в основе обычно деконструктивизм. Главное — построить нечто невиданное, чтобы люди были готовы приезжать посмотреть на здание. Внутри большие пространства для эффектных инсталляций.
▫️ Экспозиция. Временные выставки самых громких и популярных современных художников.
▫️ Примеры. Музей Гуггенхайма в Бильбао, Лувр Абу-Даби, Музей русского импрессионизма (Москва), проект Музей Гуггенхайма в Хельсинки (не реализован).
🏛 Музей-экспонат
▫️ Цель. Зафиксировать в архитектуре музея историческую память, превратив само здание в экспонат.
▫️ Архитектура. Сочетание исторической основы и современной реконструкции. К историческим частям здания относятся максимально бережно, сохраняя первоначальный вид и разрушения.
▫️ Экспозиция. Может быть любой: само здание музея вполне успешно с ней конкурирует.
▫️ Примеры. Новый музей (Музейный остров, Берлин), Музей «Kolumba» (Кёльн), Проект реконструкции Политехнического музея (Москва), Музей Garage в Парке Горького (Москва), Флигель «Руина» Государственного музея архитектуры им. Щусева (Москва).
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день